Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Вглубь пространства и памяти: Михаил Павлюкевич, художник и наставник
Этот небольшой цикл из пяти очерков о художниках был призван познакомить наших читателей с участниками благотворительного аукциона. Конечно, их и так нельзя было назвать малоизвестными, но всё же в каждом случае в этом был свой резон: например, Александр Юнусов чужд всякой публичности, а Вадим Михайлов, переехав в Питер, почти исчез из пермской повестки. Но вот Михаил Павлюкевич... кажется, его имя должно быть на слуху у всех, кто хотя бы минимально интересуется пермским искусством.
И не только потому, что это один из ключевых региональных авторов. И даже не потому, что Михаил Георгиевич
Дело в том, что Михаил Павлюкевич долгое время был преподавателем студии «Арт-С». Мы, кажется, поминаем эту студию уже в четвёртом материале за месяц, и необходимость написать о ней отдельный текст встаёт всё более остро. Михаил Георгиевич вспоминает, что «Арт-С» была пространством свободы, в которой преподаватели не столько прививали воспитанникам формальные навыки, сколько давали им возможность для самовыражения. Именно в этой студии учились и практиковались самые разные пермские авторы, совершенно не похожие друг на друга. Достаточно сказать, что на занятиях «Арт-С» молодой актуальный художник Илья Гришаев мог познакомиться (а затем и познакомить всех нас) с нелюдимым художником-аутсайдером Алексеем Фоминым, а Александр Юнусов
«Связь Перми с Питером традиционна, потому что Пермь и Муха [высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, в котором в своё время отучился и он сам
— прим.ред.] связаны. Когда-то и Рудольф Пономарёв, и Равиль Исмагилов и другие художники выбрали Питер, а не Москву».
Так, ещё в советские времена, зародилась эта локальная традиция. Сегодня эта связь сохраняется, однако уже без участия студии «Арт-С»: после долгих лету существования в ДК Ленина она была изгнана оттуда «Новым заветом», какое-то время ютилась у Цирка, затем переехала на Садовый, но прежнего духа в ней уже не осталось
Так заканчивается (по крайней мере, на данный момент) история Павлюкевича как преподавателя. Что же касается Павлюкевича-художника, то, характеризуя его, лучше уступить место профессионалам: было бы странно говорить профаническим языком об авторе, который уже давно находится в поле зрения искусствоведов и теоретиков живописи. В посте, приуроченном к благотворительному аукциону, Анна Суворова пишет о нём:
«Творческая история Михаила Павлюкевича с самого начала была связана с экспериментами с одним из самых классических материалов графики
— акварелью. В произведениях Михаила Павлюкевича традиционная лессировка соединяется с процарапыванием поверхности бумаги и работой „по-сырому“. Перелом конца нулевых годов в развитии художественного процесса в регионе стал поворотной точкой и в творчестве Михаила Павлюкевича: он обращается к языкам актуального искусства, создавая масштабные инсталляции и арт-объекты. Художник, в соавторстве с Ольгой Субботиной, работает над гипертекстуальными, „слоистыми“ произведениями, в которых соединяются индивидуальные воспоминания и проекции коллективной памяти. В графике Михаила Павлюкевича объединяется путешествие по пространству физическому— малым и забытым городам Пермского края, и вглубь— памяти, индивидуальной и исторической».
Кстати, действительно: гораздо правильнее говорить не о самом художнике, а о творческом союзе Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, в котором ни один из его участников уже давно не представим без другого. Михаил и Ольга вместе уже почти 30 лет: они познакомились в легендарных сквотах на Кисловодской, куда пришли совершенно разными путями. Ольга закончила художественную школу и работала художником-оформителем, Михаил занимался в художественной студии, успев в семидесятых отучиться в Политехе и некоторое время отработать инженером. На Кисловодской они оба оказались уже в конце перестройки, в самое тяжёлое время, когда все художники, обосновавшиеся там, были вынуждены выживать и сводить концы с концами. Впрочем, Михаилу и Ольге относительно повезло: в те времена (как, в прочем, и в любые времена) деньги в России были преимущественно у нефтяников, и художникам удалось наладить контакты с лукойловским ДК Гагарина, в котором они вместе занимались сценическим оформлением праздников и других событий. Несмотря на то, что эта была в основном коммерческая история, она сильно повлияла на дальнейшее творчество Михаила и Ольги: в обстановке ДК они впервые спроектировали и реализовали несколько больших инсталляций. С тех пор многообразие творческих приёмов, с которым они прибегали, только росло: в их совместной творческой биографии
Помимо творчества (и помимо множества других вещей, которые не так важны в рамках этого текста) Михаила Павлюкевича и Ольгу Субботину объединяет любовь к походам и путешествиям по родному региону. За последние десятилетия они предпринимали много вылазок (в том числе довольно экстремальных) на север Пермского края, а один из популярных способов их совместного времяпрепровождения
«Работа „Райцентр“
— часть большой серии работ по мотивам наших с Ольгой путешествий,— объясняет он,— Когда мы хотим удалиться от города, мы просто садимся на автобус, едем куда-то, гуляем день или два. „Райцентр“ сделан не то чтобы с натуры в каком-то конкретном городе, эта работа написала в мастерской по общим впечатлениям. Ведь многие маленькие городки похожи. Приезжаешь куда-то: вот пруд, вот заводик».
Сейчас, когда пишется этот текст, аукционная ставка за «Райцентр» составляет 6 тысяч рублей. Это хороший благотворительный взнос, но крайне малая цена за работу музейного уровня, созданную признанным мастером. Так что, надеемся, вы знаете, что делать.
***
Здесь вы можете подробнее прочитать про благотворительный фестиваль «Всякое добро», а по следующим ссылкам
Рекомендуем почитать
Более 57 миллионов рублей для помощи детям собрали в прошлом году пермяки вместе с фондом «Дедморозим»
Новое на сайте
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+