Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.
Промзона памяти: «Красный октябрь» и камский берег
По сути, микрорайон «Красный октябрь» — это большая промзона между Мулянкой, улицей Трамвайной и железной дорогой. Я откладывал его посещение три года — но не потому, что промзона казалась мне неинтересной. Наоборот — мне хотелось не только побродить по микрорайону, но и попасть на территорию лесозаготовительного комбината, в честь которого он называется. А это для меня оказалось не столько трудным, сколько волнительным — на «Красном октябре» работал мой прадед, мой дед был его директором в советский период, мой отец жил в здешних рабочих кварталах, когда был маленьким. А я сам лет десят назад, когда увлекался индустриальным туризмом, облазил эту промзону вдоль и поперёк, и у меня с ней тоже многое связано. Вот только на территории комбината я так и не побывал. А сейчас побываю.
Для этого нужно доехать до остановки «Микрорайон Парковый»
Вот так он выглядит. В центре сквера
С тех пор многое изменилось. В первую очередь это касается самого «Красного октября», который уже больше века не перестаёт работать и постепенно модернизируется. Сейчас мы на его территории
На противоположном берегу виднеется старый заводской цех
А вот несколько картинок о том, как сегодня выглядит производство на комбинате:
Около устья Мулянки есть небольшая пристань
Собственно, деревья:
Короче, я радуюсь, что «Красный октябрь» развивается. Хотя кое за что я на него всё-таки обижен. Когда-то на территории предприятия был ведомственный музей, и некоторые личные вещи моего деда
А вот это единственный архитектурный памятник (регионального значения), сохранившийся на территории комбината. В этом двухэтажном здании изначально располагался местный комитет РСДРП, а затем
Я бы чувствовал себя неуютно, если бы привёл вас сюда только ради того, чтоб за ваш счёт предаться ностальгии, а в конце поглазеть на задрапированную руину. Есть на этой территории и ещё кое-что интересное
Ну всё, возвращаемся через проходную. Сквер за это время стал ещё красивее под закатным солнцем:
А это дом на углу лиц Заводской и 9-го января. Мой отец, когда был маленьким, жил то ли в этом доме, то ли в одном из соседних, уже снесённых. Сегодня в этом небольшом квартале, образованном двумя короткими промзоновскими улицами, осталось только два таких двухэтажных дома, они одинаковые и оба похожи на дом с архивной фотографии. Если честно, мне почему-то жалко эти дома
И вокруг уже не осталось никакой эстетики уюта, постепенно к самым дверям подъездов подбирается вот эта всеохватная индустриальная заброшенность, газельки вот какие-то стоят ржавеют запчастями наружу, бурьян кругом, строительный мусор, обрывки полиэтилена. Как пустыня, которая с течением времени неотвратимо погребает всё под собой, только не пустыня, а хуже.
А ведь здесь ещё остался и частный сектор
Вроде бы ничего особенного, а сфотографирую всё равно на память, пусть будет.
Вот
А вот здесь должен был быть построено здание комитета по охране природы, но, сколько я себя помню, ничего кроме бетонных свай на этой территории так и не появилось.
Вот и десять лет назад эти бетонные сваи тут уже были
Теперь уже нет ни этих ржавых железяк, ни самого трамвайного кольца, ни как таковой улицы Трамвайной, по которой в середине прошлого века проложили рельсы
Видимо, сам Парковый тоже постепенно изменится, раз вместо сонной улицы Трамвайной (которая была, в общем, отчуждена от микрорайона
Разве что в её опустевших классах появились новые таинственные отметины:
Отсюда можно прогуляться по дворам Паркового
Здесь участок реконструкции улицы Трамвайной заканчивается, а сама она поворачивает влево, устремляясь ближе к железнодорожным путям. Ну и нам туда же
Что здесь есть? Да ничего особенного, трамвайное депо и маргариновый завод.
Завод, правда, закрылся ещё в 2013 году, и теперь на крыльце основного здания царит такой вот сентиментальный упадок:
Да и в непосредственной близости от завода время, похоже, остановилось. Реклама газели
Но СПС! Вы вообще помните такую аббревиатуру? Интересно, что я хожу по этой улице раз в пять лет, а эта надпись как будто бы не стареет, не стирается, не исчезает под слоем грязи. Не удивлюсь, если её тут признали локальным объектом культурного наследия и изредка подкрашивают.
Дойдя до конца забора, свернём на улицу Вишерскую, в сторону строительного гипермаркета «Масштаб». Ещё дальше по улице начинаются гаражи, пройдя сквозь лабиринт которых, можно выбраться на железнодорожную насыпь. Кстати, посмотрите на эти гаражи, до чего они патриотичные (на фотке плохо видно, но герб рельефный!)
Забыл сказать
Такие дела.
Тем временем, улица Вишерская упрётся в закрытую промышленную территорию, а мы обогнём её по небольшой тропинке, которая нас и выведет к железнодорожной насыпи. Немного пройдём вдоль неё
Метров за 200 до моста есть ещё одна тропинка, по которой нужно спуститься на берег реки. Вообще-то, здесь мы уже были три года назад, ну и что, пройду ещё раз, потому что могу. Да и фотки надо обновить, в тот раз против солнца совсем плохо получилось. Кстати, вставил эту ссылку и вспомнил, что в той экскурсии тоже было несколько архивных фотографий с видами «Красного октября» советских времён. Моя задача сегодня
Туман здесь перемешивается с паром, который обильно валит из труб цехов «Красного октября»:
А вот про это здание я не удержался и написал в телеграм-канале за пару дней до выхода этой экскурсии. Но вы его, конечно же, не читаете, поэтому беззастенчиво процитирую сам себя здесь:
Заброшенный пост «Берег», связывавший городской и заостровский терминалы. Сам пост обычный, но поглядите на контейнер на переднем плане, переделанный то ли в туалет, то ли в щитовую. Он увенчан багровой остроконечной башенкой, абсолютно в духе железнодорожного модерна Феофана Вольсова вековой давности. И это, конечно, загадка: вряд ли этот небольшой комплекс стоит тут уже целый век, но и то, что такую аутентичную башенку наши современники водрузили на сортир просто по приколу, тоже кажется маловероятным.
Дух дышит где хочет, история прорастает сквозь современность там, где этого меньше всего ждёшь.
Совсем смеркается. Честно говоря, я уже пожалел, что не ограничился улицей Трамвайной, а полез ещё и сюда перед самыми сумерками.
Минут через двадцать по прибрежной железнодорожной колее мы с вами дойдём до мостика через Мулянку
И то самое здание, которое скоро снесут. Я открыл ссылку на свою экскурсию трёхлетней давности и вспомнил, почему испытываю к нему тёплые чувства
Это всё ещё территория «Красного октября»
Это та же зона, но с другой стороны. Тут я уже зачем-то зашёл за пределы «Красного октября», свернул с железнодорожной ветки на улицу Красина и оказался в Заостровке. Это уж я совсем напрасно, но просто очень хотелось обойти весь микророайон по периметру.
Почему «напрасно»? Ну, например, потому, что я, кажется, почти никогда не видел в Перми чего-то более депрессивного, чем улицы Заостровки в сумрачном октябре. В прошлый раз я тут хотя бы весной был, всё как-то повеселее. Вот, например, улица Маяковского, которая как раз упирается в территорию «Красного октября» с западной стороны. В этих одноэтажных, похожих на бараки домах, возможно, тоже когда-то жили лесозаготовители, но это уже не точно.
Какой же тут непроглядный осенний мрак, я не могу больше, всё, хватит.
Рекомендуем почитать
Может ли эстетика быть объективной? Строителей обяжут согласовывать внешний вид новостроек
Вышка I: архитектурные излишества
Новое на сайте
«Родные наши очень далеко, а до Бога высоко». Война в дневниках советских граждан
Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+