Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Всё небольшое, курьёзное, спорное»: в чём значимость незначительной архитектуры
В интернет-журнале «Звезда» мы всегда уделяем много внимания городской среде во всех её деталях и проявлениях. Особенность этой среды в том, что перед ней все равны: её в равной степени формируют как крупные объекты и значимые архитектурные памятники, так и разные мелочи, которым не принято уделять внимание ни на властном, ни на бытовом уровне. Причём внимание к этим мелочам давно перестало быть нашим частным делом, став глобальным трендом и правилом хорошего тона в городских исследованиях. Лишнее подтверждение тому — группа «Незначительная архитектура». Мы познакомились с её создателем и проиллюстрировали её идею множеством локальных примеров.
Группа под названием «Незначительная архитектура» существует в «Фейсбуке» уже несколько лет, она относительно популярна
Участники просто постят картинки, на которых запечатлены самые разные архитектурные артефакты малых форм: забавные самодельные голубятни, гаражи, аляповатые постройки непонятного функционала, остановки общественного транспорта и так далее. На деле, впрочем, всё серьёзнее: несмотря на то, что в группе практически нет никаких описательных и теоретических материалов, «Незначительная архитектура»
В описании группы сказано: «Модернизм во всех проявлениях: модерн и ардеко, авангард, неоавангард, промдизайн, брутализм и органика. Все небольшое, курьёзное, спорное и необычное по форме и выразительности, но имеющее собственный внутренний смысл и архитектурное настроение. Незначительная архитектура, оказывающая значительное влияние на окружающую среду и сознание».
Создал эту группу архитектор-реставратор Илья Малков-Герман. Илья рассказывает, что интерес к архитектуре как таковой появился у него в конце 1980-х, когда он заканчивал школу, стал членом ВООПиИК и ездил в стройотряды помощников реставраторов. Уже в девяностые он стал профессиональным реставратором архитектуры, ездил по стане и много работал в этом направлении.
«Помню, как в России постепенно утверждался термин „дизайн“, по-настоящему ставший обыденным лишь к 2000-м годам,
— рассказывает Илья.— Но я увлекался предметным дизайном и дизайном малых архитектурных форм ещё тогда, когда это слово мало кто знал— в середине 1980-х. Именно тогда я понял, что незначительной архитектуры и незначительного дизайна не бывает, и что малые формы и предметы— это важная часть визуальной среды (вообще в природе)».
Так он и придумал термин «незначительная архитектура». Илья подчёркивает, что у этого термина есть как бы два аспекта: с одной стороны, все эти формы малы, неприметны и всегда в тени большой архитектуры, а с другой
«Я считаю,
— говорит он,— что это понятие более глубокое по смыслам, чем МАФ (малая архитектурная форма), ведь к незначительной архитектуре я отношу весь промдизайн, фабричный стиль, который тоже всегда в тени у парадной архитектуры, какого бы она не была стиля. Делать малые и промышленно-технические формы и мебель так, будто ты проектируешь большую архитектуру— в этом суть».
Илья рассказывает, что в конце 1980-х и в 1990-е уделял особое внимание водонапорным башням и садово-парковым павильонам, а в последние двадцать лет проникся советскими остановками общественного транспорта: искал их, изучал и участвовал в кампаниях по их сохранению и реставрации:
«В какой-то момент я осознал, что это уходящее явление в дизайне, что, несмотря на возросший в последнее время интерес к модернизму, дизайн остановок стал более утилитарным и менее выразительным. Их производят теперь на фабриках, словно пылесосы, серийно, и продают через тендеры госзакупок. Потерялась их уникальность и принадлежность к прикладному дизайну и технической эстетике. Они теперь выглядят как типовая офисная мебель, а не как произведение искусства. Можно пойти и купить типовые: уличные фонари, остановки, урны для мусора, скамейки и столики. А раньше художник-конструктор их рисовал и придумывал, местные предприятия включались в процесс производства, а окрестные дома пионеров, станции юных техников и центры детского творчества посылали свои маленькие отряды участвовать в создании всех этих шедевров малых форм. Именно это даёт понимание того, насколько сильно их нужно беречь».
Возвращаясь к «незначительной архитектуре» в целом, Илья замечает, что в самом этом термине прослеживается глубокая связь с природными формами:
«Если мы видим какую-то странную голубятню и странные ворота, созданные кустарем-умельцем или просто местным жителем „как смог, так и сделал“
— пусть это что-то аляповатое, пусть странное и корявое. Но посмотрите внимательно и не спеша на деревья, на птичьи и муравьиные гнезда. Они никогда не бывают идеальны, но они всегда прекрасны, поскольку отталкиваются от природы и целесообразности постройки. Очень часто такие странные малые формы будто сходят с детского рисунка, а не с кульмана серьёзного успешного архитектора. Но при этом в них есть свой замысел, своя целесообразность, своя душа и непосредственность. Серьёзный архитектор так не сделает, а ведь и у этих творений, как и у творений птиц и животных, можно чему-то поучиться, что-то взять на вооружение, чем-то вдохновиться. В этом и заключается феномен незначительной архитектуры. Форма, цвет и фактура предметов влияют на сознание человека и животных. На настроение и вдохновение. Поэтому важно её изучать, сохранять и охранять, понимая принципы её появления и проявления, искусственного создания и рождения в природе».
Мы в интернет-журнале «Звезда» полностью разделяем этот подход
Голубятни
В пермских дворах можно найти довольно много голубятен: мы пока не сосчитали точное количество, но их точно более двух десятков. Принято считать, что голубятни
Трансформаторные подстанции и ЦТП
Сегодня большинство подобных построек создается по типовым проектам и даже окрашивается в строго регламентированные цвета. Однако до наших дней сохранилось несколько довольно оригинальных подстанций, созданных до периода этой унификации. И некоторые из них (как, например, эти два образца с улиц Пушкарской и Мильчакова) напоминают готические замки.
Остановки
Остановок советского периода, которые так любит Малков-Герман, в Перми почти не осталось. Зато остались не менее любопытные с точки зрения исследователя незначительной архитектуры остановки времён «капиталистического романтизма» начала нулевых. В прошлом году мы подробно рассказывали о них и даже выпустили отдельный гид.
Водонапорные башни
По нашему мнению, все водонапорные башни как таковые вряд ли могут считаться объектами «незначительной архитектуры»
Гаражи и киоски
Их перечислять можно бесконечно. Правда, количество интересных киосков и минимаркетов в последнее время сильно уменьшилось (большинство из них было построено менее четверти века назад и точно не было рассчитано на долгую эксплуатацию), но в пермских дворах по-прежнему можно найти объекты вроде вот этого минимаркета «Планета» на Авторадио:
А вот с гаражами всё интереснее. Нередко пермские гаражи отражают идеологические воззрения своих хозяев:
А в некоторых случаях носят не идейную, а чисто функциональную нагрузку. Как этот гараж на Парковом: создатели скрестили его с детско горкой и получили образец мрачного постсоветского брутализма:
И просто всякая ерунда
Конечно же, в Перми много объектов, которые трудно как-либо классифицировать, но при этом они представляют собой очевидный интерес с точки зрения незначительной архитектуры. Таково, например, одно из самых странных зданий Заостровки
Интересен крохотный железнодорожный пост на одной из веток около предприятия «Красный октябрь» на берегу Камы. Его архитектура очень проста, но по довольно нелепой башенке видно, что это строение всеми силами пытается встать в один ряд с образцами уральского железнодорожного модерна
Забавно, что неистребимую тягу пермских архитекторов к готике и средневековью вообще трудно переоценить. Башни и шпили возникают в малых архитектурных формах то тут, тот там. В Перми даже есть остановка «Замок в долине»
Ну и наконец нельзя не вспомнить ещё более странную историю
Новое на сайте
Администрация Перми хочет снести 72 гаража, которые расположены на кромке долины Егошихи
Что такое парижский шарм и кто был первым либертеном? Семь книг о культуре столицы Франции
Сколько человек заразилось коронавирусом в Пермском крае за последние сутки, а также — графики заболеваемости и смертности? Ответы в нашем дайджесте
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+