X

Подкасты

Не новичок: политическое движение Алексея Навального и судьба оппозиции в автократиях

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Morumotto

Игра ликов. Пермские косплееры рассказывают о своём увлечении, образах и отношении к ним окружающих

Венценосные особы и волшебники, музыканты и разбойники, ассасины и космодесантники и прочие герои комиксов, фильмов, компьютерных игр и, конечно же, аниме становятся образами для людей, занимающихся косплеем. Это увлечение по воспроизведению в жизни вымышленных персонажей уже давно завоевало мир. И Пермь тоже в числе покорённых. Об особенностях косплея и о том, как создаются образы, мы поговорили с несколькими пермячками, которые давно и успешно увлечены этим необычным делом.

Слово «косплей» образовано из сокращения слов costume play — «костюмированная игра» или «костюмированная пьеса». Оно означает воплощение в жизни образа героя из вымышленного произведения, будь то книга, комикс, фильм или аниме. При этом косплеер должен выглядеть максимально похоже на выбранного им героя, причём не только внешне. Образ героя подразумевает и определённый отыгрыш его роли.

Косплеер на фестивале PANICOMIX 2018 Фото: Анастасия Левицкая

У косплея очень интересная история возникновения. Само слово «косплей» придумал японский писатель Нобуюки Такахаси, и, собственно, с Японии это явление и начало покорение мира, и поэтому долгое время оно ассоциировалось в основном с аниме. Но вообще-то переодеваться в любимых персонажей книг и фильмов придумали поклонники фантастики в США восемьдесят лет назад.

В 1939 году пара американских фэнов явились на первый Всемирный конвент научной фантастики в Нью-Йорке, одевшись как герои космооперы. Это произвело настоящий фурор среди посетителей, и всё заверте... Одеваться в любимых героев стали многие фанаты. Но тогда это было именно что переодевание, и речь не шла об отыгрыше роли. В 1984 году тот самый Нобуюки Такахаси посетил уже сорок второй всемирный конвент научной фантастики, и парад энтузиастов в фантастических костюмах так его поразил, что он сразу поделился своим восторгом с японской прессой. В Стране восходящего Солнца быстро подхватили новое увлечение и модифицировали его, добавив к костюмам ещё и изображение характеров изображаемых героев.

Косплей на «Сейлор Мун» Фото: mirf.ru

Постепенно косплей отвоёвывал себе место на всевозможных фестивалях, конкурсах и конвентах, превратившись из занятия для фанатов в масштабную индустрию. Если раньше у косплееров были особо популярны герои аниме, то сейчас они активно конкурируют с героями компьютерных игр. Среди популярных компьютерных персонажей находятся герои серии игр The Witcher («Ведьмак») польской студии CD Projekt RED, основанной на знаменитой серии романов о ведьмаке Геральте писателя Анджея Сапковского. Также очень популярны косплеи на героев игр Overwatch и серии WarCraft от компании Blizzard.

Герои игры The Wither 3: Wild Hunt Фото: igromania.ru

Сейчас мало какое мероприятие, связанное с аниме, компьютерными играми, комиксами или фантастикой, обходится без косплея. Разумеется, у косплееров есть свои фестивали и конкурсы, причём международного уровня. В России индустрия косплея тоже развита, и наши соотечественники даже известны за рубежом. В этом году семейная пара из Санкт-Петербурга победила в конкурсе костюмов на BlizzCon 2018 со своими образами Артаса Менетила и Джайны Праудмур из игр WarCraft.

Фестиваль PANICOMIX 2018 Фото: Стас Порошкин

Разумеется, пермяки тоже занимаются косплеем. У нас в городе регулярно проходит масштабный фестиваль современной визуальной культуры PANICOMIX, который собирает у себя не только пермских косплееров, но и людей из других регионов. Мы собрали рассказы нескольких пермских косплееров (так уж вышло, что только девушек) о себе и своём увлечении, которое для всех них всех явно больше чем просто хобби.

Дарья Отрава

Анна-Генриетта из дополнения «Кровь и вино» к игре The Wither 3 Фото: Tuturu

— В 2009 году у нас в Перми был анонсирован первый аниме фестиваль Odori. Тогда я пошла на него волонтёром и впервые увидела косплееров, то, что они есть в нашем городе, а не только в Японии. Среди этих людей был мальчик из параллельного класса, и я тогда поняла, что любой человек может этим заниматься, что это возможно, и загорелась идеей на следующие мероприятие сделать что-то своё. И вот уже скоро юбилей — десять лет, как я занимаюсь косплеем.

Фото: Tuturu

Поскольку я занимаюсь этим долго, то у меня со временем менялись предпочтения в отношении героев. Раньше было популярно аниме, поэтому мы часто делали с ребятами групповые проекты. Мы выбирали в компании, кто на кого больше похож по росту, по возрасту. Сейчас уже выбираю героев самостоятельно. Поскольку стали популярны компьютерные игры, то выбираю персонажей оттуда. Выбираю героя, если нравится характер, образ. Очень часто делаю костюм, если это какой-то вызов, и я вижу, что его будет сложно сделать, но я всё равно хочу попробовать.

Сейчас, последний персонаж, который меня зацепил — это Анна-Генриетта из дополнения «Кровь и вино» к игре The Wither 3: Wild Hunt. Я сделала уже два костюма, достаточно трудоёмких, но ещё и третий сделаю, и возможно четвёртый, когда будут силы. Там максимально реалистичная, сложная прорисовка костюма, машинная вышивка, очень много ручной работы. Это все достаточно сложно, но зато выглядит эффектно.

Фото: DarieN

Непосредственно создание образа зависит от его сложности. Ту же Генриетту я делала в течение месяца к фестивалю, потому что нужно было срочно выступить там с подругами. И я весь месяц его шила на швейном оборудовании, руками пришивала только отделку.
А ведь можно делать не торопясь, по полгода, год. Поэтому по деньгам получается по-разному. Если что-то делаешь сам, не на заказ, то получается дешевле. Но всегда всё по-разному. Так можно даже месячную зарплату потратить в лёгкую.

Само сообщество косплееров в Перми в последнее время расширилось. Наши небольшие сообщества называются косбенды — то есть группы людей, которые вместе занимаются косплеем. Несколько лет назад у нас было несколько крупных косбендов, мы дружили и враждовали. Сейчас сообщество очень обширное, идёт очень большой приток людей. Я замечаю, что они уже не держатся обособленными группками, а делают на фестиваль что-то вместе с одними людьми, а в конце, на внеконкурсе, что-то с другими. То есть все достаточно мобильны и друг с другом дружат. У нас в городе два раза в год проходит фестиваль, который вокруг себя объединяет всех пермских косплееров, и не только. Мы знакомы во всем Уралом, Москвой, Питером. Мы дружим с соседними городами, вместе ездим, вместе выступаем на конкурсах и фестивалях.

Фото: Tuturu

Я сама участвовала в наших пермских фестивалях, ездила в Москву и Питер, на крупные конвенты типа «Старкона» и BigFest. Я неоднократный победитель нашего регионального отбора на конкурс, который проходит в Москве, где в качестве приза — поездка в Японию на всемирный конкурс косплея Hinode. Но в Японию я пока не прошла, но Урал представляю регулярно.

Вообще несколько последних лет своей жизни я зарабатывала тем, что шила костюмы на заказ и продавала их за рубеж через сайт-посредник. Многие косплееры так делают. Я работала одна, сама всё производила, отправляла и продавала. Есть популярные косплей-модели, которые зарабатывают тем, что ездят на фестивали и им за это платят. Кто-то продаёт фото косплея. Возможность заработка в этом деле есть, но в любом случае нужно прикладывать усилия.

Фото: Tuturu

Я оправляла свои костюмы в США, Европу и даже какие-то экзотические страны вроде Бразилии или Тайланда, но это были единичные случаи. Несколько лет я так проработала, но мне это надоело, и захотелось, чтобы хобби оставалось было только хобби, а не работой. Ведь я закончила Высшую Школу Экономики по специальности «менеджмент: предпринимательство и инновации», и сейчас работаю по специальности — менеджером по работе с клиентами.

Ирина Akira Кизимова

Фото: Morumotto

— Моё увлечение косплеем выросло из любви к театру в целом, а также к аниме, Японии и японской культуре. Заниматься косплеем я начала примерно восемь лет назад, когда переехала в Пермь учиться. У меня высшее фармацевтическое образование, сейчас работаю провизором в аптеке. Одновременно с этим учусь на третьем курсе аспирантуры, собираюсь получить ученую степень. Я постоянно участвую фестивалях косплея Перми, Ижевска, Екатеринбурга, Уфы, и планирую расширять эту географию. Мои друзья и родственники поддерживают мое увлечение и следят за успехами в области косплея, иногда помогают в создании костюмов. В основном сейчас все мои друзья это косплееры, и ещё я возглавляю косбенд Hanamichi.

Фото: Meiko Inoe

Для косплея я выбираю образы любимых персонажей, которые чем-то запали мне в сердце, а также на которых похожу по внешним данным. Я стараюсь изо всех сил работать над образом так, чтобы его не испортить. В основном мои герои — это целеустремленные юноши или девушки, обычно хладнокровные снаружи, но чуткие внутри.

После выбора персонажа, перехожу к выбору образа. Здесь много составляющих: сам костюм героя; его история на тот момент в аниме или игре, когда он появляется в данном костюме, и многое другое. Если очень люблю персонажа, то беру несколько его костюмов, как у меня было с Алисой из игры Alice: Madness Returns.

Героиня игры Alice: Madness Returns. Фото: MOROZ

Работа над костюмом зависит от выбранного образа. Какие-то костюмы я заказываю у швеи, какие-то с нуля делаю сама. Например, на создание костюма мужской версии Эльзы (героини мультфильма «Холодное сердце» — прим.ред.) у меня ушло несколько месяцев. Несмотря на то, что основу мне шили, на неё пришлось пришивать очень много пайеток и наклеивать стразы вручную. Также и с костюмами, где нужно много сложной росписи по ткани и дополнительных аксессуаров. А какие-то костюмы, наоборот, собираю быстро, из-за того, что персонаж не очень сложный и детализированный.

Мужская версия Эльзы. Фото: MOROZ

Елена Власенко

Фото: Виктория Абдуллина

— Для меня всё началось со знакомства с японской мультипликацией и вступления в клуб по интересам. Сначала мы просто собирались, обсуждали просмотренное за чашкой чая, а потом кто-то из ребят узнал о таком явлении из Японии, как косплей. И мы решили тоже попробовать себя в этом деле. Это пошло с 2008 года, то есть в этом году как раз десять лет как я занимаюсь косплеем.

Конечно, когда люди узнают об этом увлечении, то все всегда реагируют по-разному. Всё зависит от степени вовлечённости человека и его понимания, что есть косплей и что есть мультипликация, комиксы, фильмы и так далее. Но чаще всего я нахожу с людьми общий язык, привнося понимание того, чем я вообще занимаюсь и для чего.

Фото: Виктория Абдуллина

Я всегда выбираю только тех персонажей, которые мне нравятся по характеру и внешне.
Это могут быть абсолютно разные персонажи: женщины, мужчины, герои, злодеи, простые люди, попавшие в непростые жизненные ситуации. Главное для меня в косплее — любовь к образу, который ты воссоздаёшь. При выборе персонажа я руководствуюсь тремя правилами: первое — он мне нравится по характеру; второе — мне нравится его внешний вид; и третье — я более или менее подхожу для персонажа по физическим данным и внешности.

Вообще косплей — это хобби со множеством возможностей. Можно делать простой узнаваемый костюм, состоящий из юбки и кофты, купленных в магазине. Тогда и траты будут бюджетные, и время на покупку необходимого может сократиться до одного дня, а то и часа, если это пара кликов на Aliexpress. А можно месяцами шить кружевные платья с множеством рюш и бусин, или создавать доспехи, тратя на это по полгода и четверть своей месячной заплаты. Большинство моих образов находятся в средней категории сложности и в средней категории затрат. Поэтому на их изготовление выходит примерно месяц-полтора, по вечерам после работы, и около 3000-8000 тысяч на материалы.

Фото: Виктория Абдуллина

Один из самых моих любимых и сложных образов — это главный герой ритм-игры и анимэ «Рок эпохи Бакуматсу». Костюм яркий и запоминающийся, как и образ персонажа. Такое мне по душе. Костюм, на первый взгляд, может показаться лёгким в создании, но все рисунки и градиенты там выполнены вручную. И парик очень сложный, потому что я его собирала из трёх разных париков. Гитара настоящая, только я её перекрасила.

С этим костюмом я участвовала в большом командном выступлении, которое завоевало гран-при на сильном межрегиональном Уфимском фестивале. Также с этим костюмом я участвовала в очень престижной номинации на Московском фестивале со своей подругой. Вообще мы — я и мои друзья, — часто участвуем в фестивалях и выставках, проходящих в Екатеринбурге, Уфе, Челябинске, Казани, Новосибирске, Москве и Питере.

Фото: Виктория Абдуллина

Косплеем даже иногда удаётся зарабатывать, но не всегда. Косплей чаще всего привязан к конвентам и фестивалям, то есть этот заработок очень «сезонный», если говорить о пошиве костюмов. Что касается работы аниматором, то иногда, раз-два в год, случается поработать на премьерах фильмов. Но там денежное вознаграждение тоже является чем-то символическим и скорее приятным бонусом. Вообще, по образованию я химик-технолог, работала в лаборатории. Сейчас работаю в музыкальной школе, у меня есть и музыкальное образование, а также занимаюсь пошивом костюмов на заказ.

Зоя Волцай

Йеннифэр из игры The Wither 3. Фото: предоставлено Зоей Волцай

— Мое знакомство с косплеем началось с игры The Wither 3. Я вступила в группу «ВКонтакте», посвященную этой вселенной, и вскоре увидела объявление о конкурсе на книжного персонажа. Так как я параллельно играла в игру и читала книгу, то решила поучаствовать. Любительски. Но моя работа всем понравилась, что меня, безусловно, удивило, и я решила продолжать делать образы. С каждым новым образом семья и близкие относятся к моему увлечению всё положительнее и положительнее. Семья поддерживает, друзья тоже говорят, что получается очень здорово.

Трисс Мериголд из книг о ведьмаке Геральте. Фото: предоставлено Зоей Волцай.

Своих героев выбираю исключительно по интересу. Привлекают сильные, боевые женщины, такие как Йеннифэр из «Ведьмака» или Айя и «Assassin’s Creed: Истоки». Люблю персонажей, которые пережили некую трагедию и развиваются на протяжении сюжета книги или игры. Также выбираю героев по интересу и по своим финансам в том числе. Бывают очень интересные персонажи, но неподъемные по деньгам на материалы для костюма. Времени на создание образа всегда уходит по-разному. Могу сделать костюм за пару вечеров, а могу делать его 4-6 месяцев, в зависимости от сложности. Средств уходит также по-разному, но я всегда ищу самый оптимальный вариант в выборе костюма. Окупать затраты на костюмы косплеем у меня получается. Пока для меня этого достаточно. Безусловно, можно зарабатывать больше, главное уделять внимания по максимуму своему делу. Основной работы у меня пока нет, я сейчас учусь в институте культуры на менеджера социально-культурной деятельности.

Айя из игры «Assassin’s Creed: Истоки». Фото: предоставлено Зоей Волцай

В конвентах и фестивалях косплея я пока что не участвовала, но очень хочу в будущем. С пермским сообществом косплееров я никак не связана и работаю индивидуально. Пока участвовала только в тех конкурсах, которые были связаны с социальными сетями. Я участвовала в конкурсе от студии CD Project Red, посвященный десятилетию серии игр The Wither. Как только я узнала про него, то сразу же твердо решила, что хочу участвовать. Там главным условием было сделать креативное фото своей коллекции. Я видела другие работы, и кто-то красиво фотографировал свою коллекцию фигурок, дисков и прочей атрибутики по «Ведьмаку». Я решила предоставить свою главную коллекцию — мои костюмы и образы. Подумала, как их соединить на одной фотографии и снимала в течение дня. Несколько раз переодевалась, делала макияж, грим, результатом осталась довольна. А когда написали, что у меня второе место, то я вообще прыгала от счастья.

Героини из игры The Wither 3. Фото: предоставлено Зоей Волцай
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+