Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Лагерные администрации начали использовать труд инвалидов». Шесть книг о времени Большого террора, ГУЛАГе и реабилитации
В Центре городской культуры открылась выставка «Подлежат реабилитации». Новый проект пермского «Мемориала» (входит в структуру некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) посвящён тридцатилетнему юбилею закона о реабилитации жертв политических репрессий. Вместе с книжным магазином «Пиотровский» выбрали шесть книг о времени Большого террора, ГУЛАГе и реабилитации.
«Феномен ГУЛАГа. Интерпретации, сравнения, исторический контекст»
В конце XIX века пешие арестантские партии в Сибири часто называли огромными передвижными борделями. Новый век увеличил не только масштаб явления, но и градус отчаяния. Дети рождались и гибли прямо на этапе, возникающие романтические отношения окрашивались такими сопутствующими оттенками, что тоже долго не выживали. Каторга царского времени при советской власти преобразилась в мощное государство в государстве. Архипелаг ГУЛАГ, аналогов не имеющий нигде в мире. В книге этот феномен рассматривается и подкрепляется документами из редких источников.
Цитата
«В то время как резко снижалась работоспособность и возрастал уровень заболеваемости, Москва пыталась насадить в лагерных медицинских учреждениях те же приоритеты, что и существовали в военной медицине. В январе 1943 Берия напоминал всему медицинскому персоналу ГУЛАГа, что его главная задача состоит в сосредоточении усилий на возвращении заключённых к труду... Лагерные администрации начали использовать труд инвалидов более систематически».
Варлам Шаламов «Колымские рассказы»
Юный поэт вращался в авангардных столичных кругах, посещал заседания всех самых передовых литературных сообществ, пробовал свои силы в писательстве, полезном для своего советского общества, которое вскорости отправило его в длительное путешествие по камерам, нарам, баракам, лесоповалам. Выбыв навсегда из рядов поэтов-авангардистов, резко постаревший строгий юноша превратился в прозаика-реалиста. Его жестокие рассказы об увиденном разлетелись далеко по свету, дав возможность всему миру увидеть, что же творится на самом деле в человеческих сердцах, продолжающих биться даже в нечеловеческих условиях.
Цитата
«По проложенному узкому и неверному следу двигаются пять-шесть человек в ряд плечом к плечу. Они ступают около следа, но не в след... Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из сил, вперёд выходит другой из той же головной пятёрки. Из идущих по следу каждый, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след. А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели».
Евгения Гинзбург «Крутой маршрут. Хроника времён культа личности»
Ей было тридцать, ему
Цитата
«Ненависть девок к Гаврилихе была до того остра, что я всё время опасалась: не привели бы они в исполнение свои ежедневные угрозы, не зарезали бы Бабу-ягу. Я даже пробовала было осторожно намекнуть ей, что в этой обстановке надо бы умерить хищность повадок. Напрасно».
Виктор Давыдов «Девятый круг. Одиссея диссидента в психиатрическом ГУЛАГе»
Как медицину поставили на помощь спецслужб, превращая остромыслящих противников существующего строя (или просто мыслящих людей) в ненормальных психов либо полных безволия «овощей». Инспирированные обвинения, инсценированные суды, искалеченные судьбы. Один из прошедших все круги этого ада, но не сломавшийся, выбравшийся из этой страны в нейтральное пространство диссидент рассказывает о себе и товарищах по несчастью. И не только товарищах. Интересные подробности, например, о связи КГБ с криминальными авторитетами типа нового Япончика.
Цитата
«Перелом Любаня получила вчера сразу после суда. Любаня довольно подробно описала мне, что там произошло. Слушание проходило в здании областного суда. Это место я хорошо знал. Там выступал помощник присяжного поверенного Ульянов, он же Ленин, по этому поводу на здании до сих пор висит мемориальная доска... Почти половина зала была заполнена „спецпубликой“, причём далеко не юного возраста».
Мириам Добсон «Холодное лето Хрущёва. Возвращенцы из ГУЛАГа, преступность и трудная судьба реформ после Сталина»
Название книги отсылает к перестроечному фильму Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего»
Цитата
«Молодая железнодорожница Анна Кароб считала 1953 год неимоверно „мучительным“, и так думала не она одна. Сохранившиеся документальные свидетельства говорят о растерянности и недовольстве, причём многих беспокоил новый статус евреев и возвращенцев ГУЛАГа. Авторы писем тревожились об утрате бдительности и считали преемников Сталина проигрывающими бой с затаившимися врагами. О своих переживаниях они писали по-разному, заимствуя слова и обороты как из предреволюционных, так и сталинских времен, но твердо верили, что стоят на страже основных советских ценностей».
«Вы-жившие. Большой террор»
Этот небольшой чёрно-белый комикс
Рекомендуем почитать
Запретная любовь. Семь книг про секс, порнографию и проституцию
Рыжие, смелые и хитрые. Семь книг о лисах, оборотнях и их помощниках
Новое на сайте
Чистый воздух, велосипеды и полиция. Определены победители журналистского конкурса «Гражданские истории»
Прокуратура нашла нарушения в организации питания школьников Перми, Краснокамска и Соликамска
В 2022 году в Перми предельный тариф по теплу в рамках «альтернативной котельной» составит 1 717 руб. за 1 Гкал
Когда нужно проходить ревакцинацию? Стоит ли измерять антитела? Защитит ли вакцина от «омикрона»? Отвечаем на главные вопросы о повторной прививке от ковида
В Пермском крае обеспечивать безопасность в новогодние праздники будут ЧОПы, дружинники и казаки
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+