X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Pixabay

Дискриминация и мёртвому припарка. Администрация Перми разработала бесполезную льготу по налогу на имущество арендодателей

Одной из мер поддержки малого предпринимательства является льгота по налогу на имущество физлиц. Этой льготой могут воспользоваться те собственники торговых и офисных помещений, которые в свою очередь предоставили послабления по арендной плате своим арендаторам. Реализацией этой идеи должны заниматься городские власти, поскольку налог на имущество является муниципальным. В Перми это получилось сделать лишь номинально, и ощутимого влияния на экономику города льгота не окажет.

На минувшем пленарном заседании Гордумы обсуждался предложенный администрацией города проект поддержки собственников торговых и офисных помещений в связи со сложной экономической ситуацией. Власти предложили оформить меру поддержки как льготу по налогу на имущество, но ограничили её применение значительным количеством условий. Некоторые депутаты назвали эти ограничения дискриминирующими, а саму меру — неэффективной.

Рассмотренный проект предусматривает льготу по налогу на имущество физлиц за 2019 год в размере 30 % для двух групп населения.

  • Во-первых, для собственников объектов нежилой недвижимости, если они осуществляют деятельность в одной из 36 пострадавших от пандемии отраслей экономики, перечисленных в проекте. Есть ограничение: льгота устанавливается в отношении одного объекта недвижимости по выбору налогоплательщика.
  • Во-вторых, для собственников объектов нежилой недвижимости, которые в свою очередь предоставили отсрочку или освободили от ежемесячных платежей своих арендаторов не менее чем на 30 % от цены договора аренды.

По словам замглавы города Перми Ольги Немировой, вторая льгота будет предоставляться, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • Для арендодателя деятельность по сдаче недвижимости в аренду является основной;
  • Договор аренды заключён до 1 марта 2020 года;
  • Договор прошёл государственную регистрацию и не прекратил действие до отмены в Пермском крае режима повышенной готовности;
  • Допсоглашение к договору аренды, устанавливающее скидку или отсрочку для арендаторов, заключено после 1 марта 2020 года;
  • Объект недвижимости прошёл процедуру госрегистрации права собственности;
  • Арендаторы — ИП или организации — по своему основному ОКВЭД на 1 марта 2020 года относятся к наиболее пострадавшим отраслям экономики.

Размер скидки — 30 % — определён на основе количества месяцев, в течение которых действуют ограничительные меры. «12 месяцев — это 100 %, а 3,5 месяца — это 28 %. Мы округлили до 30 %», — сказала Ольга Немирова.

Предложенный проект вызвал серьёзную дискуссию. Необходимость мер поддержки малого бизнеса не оспаривал никто, тем не менее, депутаты обратили внимание на серьёзные недостатки проекта.

В частности, одним из первых возник вопрос о требовании к обязательной регистрации договора. Вопросы вызвала и заложенная в проекте дискриминация одних субъектов предпринимательской деятельности по сравнению с другими. Депутат Олег Бурдин заявил, что многие арендодатели выпадут из списка на льготу из-за того, что не впишутся в формально установленные правила администрации:

«Вам известно о том, что не все договоры аренды заключаются на срок более 365 дней, и, соответственно, не все проходят госрегистрацию? Сейчас эти арендаторы и арендодатели выпадают из списка претендентов на льготные условия. Странное решение, я думаю, около половины арендных договоров не проходят госрегистрацию.

Кроме того, по проекту в качестве основного вида экономической деятельности арендатор должен иметь код ОКВЭД 68.2. Но предприниматели часто ведут сразу несколько видов деятельности, и не всегда сдача недвижимости в аренду является у них основным видом экономической деятельности. Принимая такой проект решения, оказывая поддержку одним субъектом малого бизнеса, мы тем самым создаём некоторую диспропорцию, когда, занимаясь одним бизнесом, некоторые получают льготу, а некоторые нет».

Однако позиция чиновников состоит в том, чтобы принять норму любого качества — лишь бы принять. «Мы прорабатывали этот проект ещё в самом начале развития ситуации с коронавирусом. Мы прекрасно понимаем, что в нем учтено не всё. Но нужно создать норму, которая в принципе позволит запустить механизм расчёта льготы. После принятия мы будем мониторить эту норму и корректировать», — сказала Ольга Немирова.

Депутат указал и ещё на один недочёт проекта, назвав его «лазейкой», которая позволит арендодателю получить льготу, несоизмеримую с поддержкой арендаторов, которую оказал он сам.

«В тексте есть интересная отсылка, что если собственник торгового центра предоставил скидку хотя бы одному арендатору, он сам получает право на льготу 30 % по налогу на имущество в отношении всего торгового центра. Это несправедливое решение», — считает депутат Бурдин.

Ответа по сути вопроса не последовало. «Мы будем возвращаться к этой норме, но для этого нужно посмотреть, как будет работать она в той редакции, которую мы сейчас предлагаем. Если у вас есть предложения, мы готовы их обсуждать», — снова ответила чиновница.

И всё же проект решения был подвергнут критике не только из-за своей несовершенности и установленных условий получения льгот, но и из-за ничтожности масштаба.

«Город собирает 5 миллиардов налогов на имущество. А сумма выпадающих налогов в результате предложенного проекта — 6,5 миллионов, — заявила депутат от „Яблока“ Надежда Агишева. — Что мешает спроектировать действительно эффективную поддержку в части льгот? У нас нет достаточной информации? Городская администрация не информирована о том, какие ещё отрасли и предприниматели испытывают проблемы в этой сложной ситуации? Мы не понимаем, насколько серьёзные последствия будут у качества этих сегодняшних мер? Такие льготы мне кажутся абсолютно мизерными».

«Если будут другие предложения, мы их обязательно рассмотрим», — ответила Ольга Немирова. По её словам, норма была разработана с учётом всех поступивших предложений, и если сумма в 6,5 миллионов выпадающих доходов кажется присутствующим незначительной, то для каждого предпринимателя, который сможет применить эту норму, она может оказаться вполне существенной.

Зато на вопрос о том, почему предложенная мера даст столь незначительный эффект, ответил Олег Бурдин. Отвечая на вопрос коллеги о мизерности льгот, он сказал, что как раз из-за большого количества ограничений сумма выпадающих доходов составит лишь 6 миллионов рублей и всего 600 предпринимателей фактически смогут воспользоваться этой мерой. Депутат считает, что необходимо либо дорабатывать этот проект решения, либо вводить дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса.

Тем не менее, проект был принят: «за» него проголосовали 23 депутата из 24 присутствовавших.

***

Читайте также:

Пермский экономист объяснила, почему в России слабо поддерживают малый бизнес в условиях пандемии коронавируса

Работа, увольнения и зарплаты в период самоизоляции. Взгляд юриста

С миллионами наперевес. Как поддерживают бизнес власти разных регионов России

Рекомендуем почитать

Деньги на карантине. Медсестра из Перми через суд пытается добиться оплаты сверхурочной работы во время пандемии

Стелла Феоктистова

Билеты в цирк, бонусы и премии. Как власти стимулируют вакцинацию, а люди всё равно неохотно соглашаются на прививку

Юрий Куроптев

Новое на сайте

Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня

Сергей Якупов

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Григорий Ноговицын

Чем заняться упырям и маньякам в России. Подборка новых отечественных сериалов, которые можно посмотреть онлайн

Григорий Ноговицын
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+