Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
«В 90-е убивали людей». Сериал «Ненастье» как дословная экранизация книги и попытка осознать недалекое прошлое
На телеканале «Россия 1» показали сериал «Ненастье» — экранизацию одноимённого романа Алексея Иванова. Четыре вечера подряд зрителей погружали в тщательно воссозданную атмосферу «лихих 90-х». Режиссёру Сергею Урсуляку удалось сделать удивительную вещь — снять самостоятельное и самодостаточное произведение, которое при этом дословно следует первоисточнику. И вот в этом лобовом переносе романа на телеэкраны кроются как преимущества, так и недостатки сериала.
Серия первая: книга
Сразу заметим, что вышедший в 2015 году роман Алексея Иванова «Ненастье»
Тем, кто до «Ненастья» читал документальную книгу Иванова «Ёбург», было ясно, что писатель вдохновлялся реальными событиями, которые действительно происходили в Екатеринбурге в 90-е, и самые невероятные ситуации из книги действительно были в жизни. При этом в «Ненастье» сквозь размашистую линию реальных событий эпического характера, словно цветок сквозь асфальт, пробивалась нежная и горькая история любви друга Лихолетова, тихого «водилы-афганца» Германа Неволина по кличке Немец и ещё более тихой и несчастной Тани Куделиной. Собственно, книга начиналась с главы, в которой уставший от горестей и ненастий на душе Неволин ради любви грабил инкассаторский фургон, на котором работал. Это событие и время действия
Глава вторая: Экранизация
«Ненастье» снял режиссёр Сергей Урсуляк, специалист по многосерийным экранизациям книг о событиях прошлого, славу которому принесли такие хиты, как «Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон» (а вот «Исаев», что про молодого Штирлица, как-то позабылся). А над сценарием работал Илья Тилькин, за которым числится работа над отличными «Гетерами майора Соколова», ужасной «Sпартой» и тем же «Тихим Доном».
Все прошлые сериалы Урсуляка выделяло тщательное воссоздание духа времени показываемой эпохи. У «Ненастья» с этим тоже всё в порядке. Мелкие детали вроде клипов и новостей по телевизору, предметов быта и прочее создают атмосферу тех самых 90-х, в которые и перенесено всё действие (кроме растянутого почти на все серии «афганского» флэшбека). Ведь Неволин в сериале (его играет Александр Яценко) грабит инкассаторский фургон в канун празднования нового 2000 года, и это самое серьёзное отступление от книги, которое необходимо именно для высказывания о том времени, как о чём-то уже завершённом. Атмосферу «лихих 90-х» в сериале формирует множество подробно показанных, тщательно подобранных деталей быта и одежды, некоторые из которых, несмотря на кропотливую работу художников, смотрятся слегка неестественно и даже картонно.
Также ностальгично в сериале работает музыка той поры. Сергей Урсуляк в «Ненастье» прибегает к излюбленному методу Квентина Тарантино и Джеймса Ганна, используя в качестве саундтрека хиты прошлого. В сериале есть обязательная песня про «красивый горный, дикий край», свадьба под незабвенное «Бухгалтер милый, мой бухгалтер», налёт на бандитскую малину под «Хара-мамбуру», а финальная погоня вообще проходит под звуки песни «На тебя обиделась» Наталии Власовой, благодаря чему, в общем-то, стандартная сцена выглядит весьма необычно.
Музыка в «Ненастье» ещё и подчёркивает характер героев. Так Немец предпочитает слушать в своём автобусе, прозванном на афганский манер «бурбахайкой», не повсеместную попсу, а французский шансон, под который и проходит та самая сцена заселения «афганцев» в новостройки. Этот эпизод застроен так, что лиричная музыка гармонично сочетается с радостью крепких мужиков в тельняшках и беретах, отчего эта сцена становится самой чувственной, пронзительной и запоминающееся в сериале.
Ещё одна остроумная придумка создателей
Поэтому «Ненастье» (сериал и книгу) можно легко обвинять в поддержании государственного курса по сваливанию всех бед на 90-е. Тем более что после показа последней серии на «России 1» в эфир вышло ток-шоу Владимира Соловьёва, гости которого сразу же предались этому сваливательному греху. Да и в самом «Ненастье» есть парочка совершенно необязательных, и даже глупых патриотичных сцен, вроде монтажной нарезки советского прошлого с флагами и парадами, и пророчества «инвалида-афганца» о том, что спустя двадцать лет в Саранске пройдёт Чемпионат мира по футболу. Но вот таких эпизодов в сериале очень немного, зато почти на все одиннадцать серий растянута сюжетная линия того, как у реформатора Лихолетова (Александр Горбатов), крупного и широкого в жестах человека, к концу 90-х перехватывает власть его антипод
Вообще Сергей Урсуляк дословно и буквально, даже чуть ли не постранично и поэпизодно переносит на экран книгу Иванова и, следуя за её смыслами, пробует показать и осознать то время, которое у нас в кино толком не отрефлексировано. И это неплохо получается, но проблема в том, что это заслуга не самой экранизации, а её первоисточника.
Ведь «Ненастье»
Глава третья: люди
Дело в том, что в книгах Алексея Иванова, где описываются не исторические события, а более или менее наши дни, некоторые особенности персонажей всегда слегка гипертрофированы. Это подчёркивается их говорящими фамилиями
Вообще, получится удачной экранизация «Ненастья» или нет, зависело лишь от того, кто и как будет играть главных героев
Хотя такого Немца не затмишь. В книге страдания Неволина были немного надуманы и терялись на фоне происходящих событий. А в сериале достаточно лишь одного взгляда голубых щенячьих актёра Александра Яценко, которого так легко хвалить после «Оттепели» и «Аритмии», чтобы сразу понять, что этого человека гложет дичайшее несовпадение с окружающим миром. Он хочет быть честным солдатом, оставаться верным присяге и друзьям. Но подлое время вынуждает делать то, что противно его натуре
Таким же несвоевременным человеком выглядит и «вечная невеста» Таня Куделина, сыгранная Татьяной Лялиной. Актриса прекрасно показывает ту самую хрупкую и нежную ивановскую девочку-ландыша, которой приходиться выживать среди экскаваторов. Героиню Лялиной так и хочется назвать современной Ассолью, к которой вместо Грея под алыми парусами приехал Герман на серой «бурбахайке». И чтобы эта малохольная пара, страдающая от окружающей их жестокости и несправедливости, смогла из неё вырваться и уехать на далёкое море, которое грезится Тане раем, Немцу приходится взять в руки оружие. Ведь другого выхода ему просто не остаётся. Но земного рая он этим не завоюет.
Сериал заканчивается поразительной, несуразной, но прекрасной в своём символизме сценой, где в очень странных обстоятельствах звучит заявление Ельцина об отставке. В финале «Ненастья» ясно сообщается, что ушло парадное прошлое Яр-Саныча, быстро просвистел период свободного полёта Лихолетова, и в 2000 году наступает стабильное, спокойное, как болото, будущее Щебетовского. Но такие тонкие и искренние люди, как Немец и Таня, будут мучиться в любое время. Честные солдаты и девочки-ландыши здесь просто не выживают. Поэтому и ненастье в душах не развеять уже никогда.
***
Читайте также нашу рецензию на роман Алексея Иванова «Ненастье».
Рекомендуем почитать
Что делать на «Флаэртиане». Гид 2020
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Пермь: выявлено — 159 случаев, умерло — 8 человек, поправилось — 201
Студентка Пермского Политеха разработала экоматериал, которым можно утеплять жильё
Официальная статистика по коронавирусу в Пермском крае: зарегистрировано — 165 случаев, умерло — 6 человек, выздоровело — 307
«Девочке в шаре всё нипочём» и ещё шесть книг о женщинах и женском
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+