Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Ок, бумеры. Фильм «Батя» — отличный сборник ностальгических анекдотов, который почти стал хорошим кино
На 23 февраля традиционно выходят какие-то отечественные фильмы, чтобы брать праздничную кассу. В этот раз их два: конкуренцию лубочно-графическому и размашистому «Коньку-горбунку» составляет камерная ностальгическая комедия «Батя» от пермяков, что создали «Реальных пацанов» и многие другие сериалы для ТНТ. У этого фильма есть неплохой замах на сильное высказывание на тему отцов и детей, хотя на самом деле это не кино, а сборник визуальных анекдотов. Правда очень смешных и искренних.
Общемировую волну ностальгии по 1980-м и 1990-м на нашем телевидении как-то очень умело оседали пермяки из продюсерской компании Good Story Media. Сначала у них был сериал, который так и назывался
В «Бате» всё хорошо как с демонстрацией детства в 90-е, так и того времени, потому что там эти две вещи удачно совмещены. И изначально это тоже должен был быть сериал, причём чуть ли не в формате сторис. Но проект превратился в долгострой, растянувшийся на несколько лет, и в итоге стал фильмом. Но сам формат скетчей (хотя в данном случае уместнее слово «анекдот») сохранился. Вот в этом формате анекдота и показаны короткие, очень смешные и жизненные истории о том, как в начале 1990-х воспитывает, как умеет, своего сына Макса (Андрей Андреев) максимально стереотипный Батя (Владимир Вдовиченков)
Сделать фильм чем-то большим, чем сборник анекдотов, должен сквозной сюжет о том, как уже в наши дни повзрослевший Макс (Стас Старовойтов) с женой (Надежда Михалкова) и двумя детьми едет поздравлять Батю с юбилеем. В дороге он пытается наладить отношения семьёй, припоминая, как Батя общался с ним (да, все анекдоты
При описании это звучит очень интересно: связь времён, спор отцов и детей, попытки главного героя не быть таким, как Батя, которые совмещаются с его искренними усилиями быть любящим и заботливым сыном, несмотря на такое суровое детство. Должна выйти неплохая комедия с невероятно важным и серьёзным посылом. Но на деле этого не получилось. В основном из-за того, что «Батя» всё-таки остаётся лишь сборником анекдотов.
Ведь центральный сюжет откровенно слабее ностальгических флэшбеков, поскольку сделан явно с меньшей отдачей. Эта часть фильма хуже написана и поставлена, в ней нет смешных шуток и оригинальных идей, и роли там сыгранны в разы хуже. Идея позвать на роль взрослого Макса Стаса Старовойтова
Роль сцепки с воспоминаниями основной сюжет тоже не выполняет, хотя тут проблема скорее в количестве самих анекдотов, ведь наснимали их столько, что они не влезли в сам фильм, и их хватило чтобы показывать на протяжении всех титров уже в отрыве от сюжета. Из-за этого же только несколько детских историй хоть как-то привязаны к сюжету. Остальные просто есть, и это была бы проблема если бы не то, что было сказано выше
Ведь каждый анекдот
Юмор в «Бате» цепляет своей жизненностью и искренностью, что неудивительно, ведь фильм начинается с дисклеймера, предупреждающего о том, что он основан на «вымышленных и невымышленных событиях». И в то, что многие ситуации если не случались, то могли случиться в те годы с такими людьми, охотно веришь.
Сами шутки раскрываются в полной мере за счёт того, как они разыграны. Очень молодой актёр Андрей Андреев играет отлично, но главный поставщик юмора здесь Батя. И в этом образе Владимир Вдовиченков давит харизмой на все деньги, фактически олицетворяя всех условных бать постсоветского пространства. Когда Макс про себя говорит: «Батя меня никогда не бил. Он на меня просто смотрел», и тут же показывают взгляд героя Вдовиченкова, то моментально чувствуешь, почему это действительно очень страшное наказание.
Но из-за того, что Батя сыгран даже слишком хорошо, и того, что, несмотря на всю его грубость, к этому персонажу легко проникаешься симпатией, весь раздел с ним можно легко и даже справедливо обвинить в некой эстетизации опасно граничащей с абьюзом модели поведения в семье. По сравнению с тем, что линия взрослого Макса, старающегося относиться к своим детям совсем по-другому, полностью провалена (хотя она выступает в пику поведения отца главного героя и отчасти является его критикой), строгость Бати на фоне календаря «1992 год» и ковра над диваном выглядит даже тёплой и ламповой. И героя Вдовиченкова никак не оправдать Великой Русской Отмазкой из фильма, некогда прославившего этого актёра: «Не мы такие
Версию о том, что этот незамысловатый фильм внезапно является высказыванием на очень личную для его создателей тему, подтверждает состав продюсеров, сценаристов и сам режиссёр фильма. Ведь в основном это всё люди, подозрительно похожие на взрослого Макса
Если это так, то ок, бумеры, у вас почти получилось сделать хорошую комедию о своих переживаниях с важным посылом. К сожалению, вышло не так сильно, как могло бы, если над общим сюжетом, сценарием и постановкой поработали с такой же любовью и старанием, как над каждым отдельным анекдотом. Но получившийся в итоге набор смешных историй тоже по-своему неплох. Ведь российская комедия, в которой есть смешные шутки и колоритные персонажи, которые ведут себя как живые люди
***
Читайте также: рецензию на фильм «Реальные пацаны против зомби»
Рецензию на сериал «Территория» производства Good Story Media
Рекомендуем почитать
«Пермь — театральная столица», или «Это просто нравственное дно». Как отреагировали первые зрители на «Кармен» Константина Богомолова
Новое на сайте
Чем заняться упырям и маньякам в России. Подборка новых отечественных сериалов, которые можно посмотреть онлайн
В Прикамье закончены поиски трогонтериевого слона. В этом году во время раскопок учёные впервые нашли останки древних птиц
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+