Верните «миллионы»...
В Перми начался необычный судебный процесс между вкладчиком и банком. Сбербанк отказался вернуть пермяку Алексею Иванцову 9,3 млн рублей, которые счастливчик заработал на скачках валют. Теперь Иванцов требует с кредитного учреждения 20 млн.
Слушания по резонансному делу начались в Мотовилихинском районом суде. Однако первое заседание свелось лишь к тому, что представитель Сбербанка Игорь Перевалов объявил о приобщении к делу информации о курсе валют с сайта, а также выдвинул встречный иск к Алексею Иванцову. «К сожалению, я не успел оплатить госпошлину»,
Юрист со стороны истца Полина Сунцева сказала, что распечатки для приобщения к делу принято заверять. Ну, а если сторона подаёт встречный иск, то пошлина должна быть оплачена.
Сбербанк, в свою очередь, вообще попросил приостановить дело до окончания проверки полиции. Банкиры надеются, что правоохранительные органы заведут на Алексея Иванцова уголовное дело, который, по их мнению, пытается незаконно обогатиться. Судья Мария Будникова в итоге решила, что проверка
Удачный день
Алексей Иванцов работает инженером в компании «Пермские моторы». В декабре он увидел на сайте банка, что учреждение выставило сверхнизкую цену за датские кроны. Банк просил всего 1,8 рубля, хотя в другие дни эту валюту продавали за 10 рублей. Тогда Алексей Иванцов решил проверить, реальная ли стоимость указана в интернете. Он приобрёл 350 крон за 630 рублей, посетив для этого отделение на улице Монастырской. Всё подтвердилось. Тогда пермяк, собрав средства, перевёл за день 1,8 млн рублей в 980 тыс. датских крон. Однако к вечеру его электронный счёт заблокировали.
Следующим утром Иванцов пришёл обменять кроны на рубли, но в банке сказали, что вчера произошёл некий сбой и ему могут вернуть только внесённые деньги, а не 9,3 млн рублей по курсу ЦБ. Это и стало поводом обратиться в суд. Теперь инженер просит около 20 млн рублей (в России нельзя заявлять исковые требования в иностранной валюте.
Получается, что любой гражданин может внести на вклад миллион рублей, а потом получить сообщение: «Извините, мы ошиблись»,
— пояснила позицию представитель защиты Полина Сунцева после заседания.
Кроме того, защита Алексея Иванцова добавила, что банк всё ещё не обратился к нему и не разъяснил, в чём суть ошибки.
Центробанк режет ноль
Обычно Центробанк привязывает курс к 10 кронам, но когда на фоне рыночных колебаний их стоимость превысила 100 рублей, регулятор стал использовать для расчётов одну единицу, заметил РБК. В пресс-службе Банка России пояснили, что у них есть положение о курсах: при публикации стоимости валюты в них должно быть как минимум шесть цифр, четыре из которых
ЦБ устанавливает только официальный курс, у каждого коммерческого банка он свой, а остальные отношения
— рыночные,— продолжает Полина Сунцева.— Даже если и была ошибка, то ответственность за это должен нести банк. Сейчас мой клиент имеет только датские кроны, которые он может продать другому лицу, но Сбербанк препятствует этому праву.
Ошибку заметили и сотрудники кредитного учреждения, они тоже пытались купить валюту ниже стоимости, их счета к вечеру также заморозили. В Сбербанке полагают, что операционистки знали Алексея Иванцова. Следовательно, могли рассказать ему о сбое. Это сейчас проверяет полиция. Банк оценил свой ущерб почти в 24 млн рублей за день.
От решения пермского суда зависит судьба и других валютных вкладчиков. Оказалось, что Центробанк изменял единицу измерений китайского юаня, таджикского сомони, киргизского сома и индийской рупии. Это значит, что подобные дела могут начать рассматривать по всей стране. Например, похожая история произошла в Новосибирске, где через интернет-банк пенсионеру продали валюту по заниженной стоимости на 760 тыс. рублей.
Наблюдатели отмечают, что пермский суд с банком выиграть сложно. Полина Сунцева, представитель пермского истца, уверяет, что её клиент узнал об ошибке только тогда, когда захотел забрать свои деньги. «Обычно, когда происходят ошибки (если вы пытаетесь что-то купить), вам отказывают, говорят: извините, у нас цена неправильная. Здесь у клиента есть справка о покупке валюты, есть постановление банка (внутренний документ), по которому этот курс установлен совершенно официально».