Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
В Перми учителя математики приговорили к 9,5 годам колонии. Его признали виновным в сексуальном насилии над школьницей
Сегодня, 29 июня, в Орджоникидзевском районном суде учителя математики 37-ой школы Валерия Сыропятова приговорили к 9 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с лишением права заниматься педагогической деятельностью в течение 10 лет. Его признали виновным в преступлении, предусмотренном пунктом «а» части 3 статьи 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетнего).
Меня судят за образ жизни, что живу один: детей нет, жены нет
Судебная коллегия из трёх судей рассматривала уголовное дело в закрытом порядке. Приговор Сыропятову зачитали на открытом судебном заседании, в зале суда присутствовали его коллеги, друзья и бывшие выпускники. Судья зачитал только вводную часть приговора, подробностей озвучено не было
Сначала Сыропятову вменяли часть 1 статьи 135 (развратные действия, совершённые в отношении несовершеннолетнего). *Наказывается обязательными работами на срок до 440 часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет.
Позже дело было переквалифицировано на часть 3 статьи 132 (насильственные действия сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетнего). *Наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Государственное обвинение просило для Сыропятова 13 лет лишения свободы и 20 лет запрета на педагогическую деятельность. Помощник прокурора Виктор Шишкин сказал, что не может дать пояснений, за что именно просит такое наказание, так как дело рассматривается в закрытом порядке. Но уверил, что тех доказательств, которые предоставила сторона обвинения, было достаточно для признания вины подсудимого.
Валерий Сыропятов не признал свою вину и намерен обжаловать приговор:
«Я не совершал этого преступления,
— сказал он журналистам, когда на него надевали наручники.— Меня судят за образ жизни, что живу один: детей нет, жены нет. Но мне есть с кем общаться, есть женщина у меня, с двумя детьми... Причина этой несправедливости— обида за плохие отметки и чья-то заинтересованность в карьерном росте».
Мы пошли в пустой кабинет, были там вдвоём
Сыропятова задержали в апреле 2019 года прямо в школе. Год он находился под домашним арестом, остальное время
«Суд закрытый, поэтому я вам суть изложить не смогу, но контекст скажу. Меня обвиняют в том, что я приставал, обнимал, лез к ней. Показания менялись постоянно, сначала говорили, что просто приставал, потом просто хлопнул по попе, потом чуть ли не изнасиловал, а потом появилась конкретика, которую описать я вам не могу».
По словам Валерия Сыропятова, в марте 2019 года после уроков к нему пришла семиклассница, которая хотела исправить оценку по математике за четверть.
«Пришла она ко мне на пересдачу в весенние каникулы. Дело было в марте, три дня ходила, ныла, поскорее хотела уйти, сдавать не хотела. Мы выполняли работы, ну она, видимо, в очередной раз хотела улизнуть, говорила, что живот болит, голова болит. Я ей отвечал, что немножко осталось до контрольной, сделай минимум, выставлю тебе трояк и иди на все четыре стороны. Если тебе тут заниматься шумно
— можно пойти в другой кабинет. Ну мы пошли в пустой кабинет, были там вдвоём. Она выполнила работу, получила отметку, ушла, никаких особенностей в поведении её не было: ни по камерам, никем другим не замечено. Был всего один единственный случай, в котором я признаюсь: она стояла у стола, канючила. Человек не уходит, ну вот отмахнулся от неё. Получается, если я сижу, а она стоит— куда я ей попаду (прим.ред.— по ягодицам)— вот и попал. Да, получился хлопок. Я принёс извинения, меня отстранили от преподавания в этом классе».
Валерий говорит, думал, что инцидент на этом исчерпан. Но 15 апреля 2019 года за ним пришла полиция. После проверки на директора школы Ольгу Иванову завели уголовное дело по статье «халатность». В середине марта ей пришло письмо от адвоката, в котором говорилось, что уголовное дело против неё закрыли. По словам директора, из-за всей этой ситуации у неё случились проблемы с сердцем, она лежала в больнице. Сейчас в 37-ой школе новый директор.
Не захочешь по-хорошему, будет по-плохому, в грязи тебя изваляем
Кто именно написал на него заявление в полицию, Валерий не знает. Но он предположил, что сделать это могла соцработник из его школы:
«Когда я был уже под арестом, соцпедагог просила других детей написать жалобы, что я якобы приставал к ним. Родители этих детей потом выступали на суде в мою защиту. Вот Людмила Михайловна (имя изменено) пришла в суд сказать, что „у неё накипело“, что её с дочерью просят написать то, чего не было».
Со слов Сыропятова, у соцработника были причины убрать его с дороги. Валерий «её конкретно критиковал» в учительском чате:
«Были у нас с ней разногласия. Ещё она хотела, чтобы я был поставщиком информации, кто там насвай употребляет, курит и тому подобное, так как мужской туалет рядом с моим кабинетом находится. Я отказался заниматься этим, сказав, что у неё свой функционал, а у меня свой. Может, она не думала, что всё зайдёт так далеко. До меня уже было уволено четыре педагога именно по жалобам: то слишком требовательный физрук, то по английскому языку учитель молодой неправильно преподаёт».
А в Следственном комитете кто-то увидел хорошее дело и возможность карьерного роста, уверен Валерий.
Не торопился уходить домой, для него школа — это его жизнь
Выпускники 37-ой школы и родители учащихся создали аккаунт в Instagram и петицию в поддержку Валерия Сыропятого. Люди приходили к зданию суда, когда заседания были закрытыми. Вот что они рассказывали об учителе в прошлую пятницу, когда приговор ещё был не известен:
«Валерия Николаевича дети уважали, он строгий был, принципиальный. Всего себя им посвящал. Не торопился уходить домой, для него школа
— это его жизнь. То есть, бывает, у меня сын задерживается, приходит и говорит, что с Валерием Николаевичем в шахматы играл. Даже таким способом к себе притягивал учеников, чтобы найти с ними общий язык. Он же ещё с трудными подростками работал, ходил с ними в походы».
«И срок, который ему обвинение просит, конечно, очень большой. Может быть, да, недопустимо, что он шлепнул её, может быть, не должен был этого делать. Но мы работаем с детьми, так или иначе, всё равно тактильные движения какие-то совершаем. Вот, например, приходят выпускники, могут голову на плечо положить. Сейчас, если вижу, что дети бегут, стараюсь слишком близко не подпускать к себе. Они понять не могут, что происходит. Это именно после этого случая. Не знаю даже, как мужчины в образование пойдут, их и так у нас мало».
Обнимал за талию, лез в трусы
Издание «МБХ Медиа» в своей статье приводит комментарии выпускников, которые негативно оценивают Сыропятова и не верят ему. Одна из выпускниц рассказывает, что Сыропятов во время учебного процесса обнимал её за талию:
«Шутки шутил ни к месту и ни о чём. Когда я училась и ходила к нему на ориентирование, он мог позволить обнять за талию или за плечо. Не странно ли это для педагога? Не знаю, как остальные, но я бы проучила таких людей, как Валерий Николаевич. Есть люди, которые из-за него в другую школу перевелись. Много версий ходит: что он в походе к мальчикам приставал, в трусы лез. Но я лично этого не видела».
По мнению Сыропятова, такие комментарии могут давать подставные лица, потому что во время следствия оперативные работники требовали от него дать признательные показания, а в случае отказа угрожали «извалять в грязи»:
«Я не совсем уверен, что нашли именно тех учеников, что это живые лица, потому что от тех же сотрудников полиции слышал, что это делают они сами, пишут в интернете для того, чтобы продвигалось дело. Они же сказали: не захочешь по-хорошему, будет по-плохому, в такой грязи тебя изваляем, такого напишем про тебя в соцсетях... Это мне сказали оперативники, когда из школы забирали. Может быть, мою статью ужесточили именно потому, что я не стал играть по их правилам, им это не понравилось. Мне говорили, что статью ужесточим, и ты всё равно уедешь далеко».
Сегодня, после приговора, когда Валерия забрали в СИЗО из зала суда, все пришедшие на заседание собрались на улице. Люди молчали, кто-то плакал, кто-то шёпотом спрашивал, куда теперь деньги пересылать, раз Валерию нельзя.
«Я просто в шоке,
— только и сказал один мужчина.— Мы дружили с Валерой с детства, я его знаю, как себя, он ничего плохого сделать не мог. Да его все тут, на Гайве, знают. Не могу поверить, что это случилось».
***
«Меня, жену, маму
«То, что такое считается нормой
Рекомендуем почитать
Дискриминация, «стеклянный потолок», харассмент. С какими проблемами сталкиваются женщины на работе и как их решить?
Новое на сайте
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+