«Детский труд в школах — это не то, вокруг чего надо поднимать шум»

Директору Усть-Туркской школы, что в Кунгурском районе, вынесли представление и привлекли его к дисциплинарной ответственности за то, что в учебном заведении практиковалось использование детского труда. Штатная уборщица не справлялась с существующим объёмом работ, поэтому мыть полы приходилось и детям, но бесплатно.
В соответствии со ст. 50 закона «Об образовании», любая трудовая деятельность учеников в образовательном учреждении, если она не предусмотрена образовательной программой, требует согласия на неё как самих учеников, так и их родителей или законных представителей. При привлечении учащихся к труду также необходимо учитывать гигиенические критерии, указанные в СанПиН 2.4.6.664-97.
По мнению Максима Максимчука, педагога, тренера Центра гражданского образования и прав человека, использование детского труда в школах сегодня
— Основная проблема в том, что не все правильно понимают Положение о свободе труда. Не всякий труд, к которому привлекаются дети, является принудительным. Если труд сам по себе включён в воспитательный процесс и родители с этим согласны, это не считается принудительным трудом. Например, плановый субботник по уборке территории. Если их сорвали с уроков или отправили прибираться в выходной день в приказном порядке, ничего не объяснив,— это, безусловно, принудительный труд. Если же есть предварительная договорённость с родителями о том, чтобы дети принесли своим трудом какую-то пользу,— это другое дело. Есть другой сценарий: есть некая программа внеучебной воспитательной деятельности, в рамках которой дети выполняют какую-то работу. Её тоже нельзя назвать принудительной.Я считаю, что всякий труд полезен. Проблема в том, что многие педагоги не умеют преподносить это правильно, поэтому всё выглядит как труд из-под палки. В основе всего должна быть человеческая договорённость. Если все сошлись на том, что, например, дежурство по столовой всем пойдёт на пользу и будет способствовать некому развитию ребёнка, почему бы не дежурить. В этом случае труд не может считаться принудительным.
По мнению детских психологов, для того чтобы трудовой процесс воспитывал в ребёнке полезные качества, работа должна быть интересной, приносить удовольствие, иметь видимые результаты, выполняться сообща и без принуждения.
Как рассказала Ольга Кочева, координатор проектов ПРОО «Гражданское участие», обращения учеников и их родителей с жалобами не принуждение к труду в школах
О том, как правильно реагировать на шантаж в случае отказа выполнять незаконные требования по отработке, рассказано на сайте службы поддержки участников образовательного процесса «Школа и право»:
«Администрация школы не имеет права применять никаких санкций за отказ от отработки, вы можете её просто проигнорировать. Если считаете, что давление продолжится, можете написать заявление на имя директора школы о том, что отказываетесь от школьной отработки, потому что это противоречит указанной выше статье закона. Заявление следует написать в двух экземплярах и принести секретарю директора. Один экземпляр оставить там, а на втором попросить поставить печать о том, что заявление принято с пометкой о входящей корреспонденции, и оставить себе.
В случае, если в дальнейшем к вам будут применены какие-либо санкции за неучастие в отработке, вы можете обратиться в органы прокуратуры. Экземпляр заявления, который останется у вас на руках, будет служить доказательством нарушения ваших прав. В прокуратуру следует обращаться в заявительном порядке с описанием нарушения ваших прав. Органы прокуратуры проведут проверку в школе и вынесут представление об устранении нарушений».