Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Конь в пальто и обгоревшая Русь: кто и зачем создал новые достопримечательности Водников
В начале лета на берегу Камы в районе Старых Водников (примерно на участке от Храма святого князя Владимира до улицы Сысольской) появились рисунки и скульптуры, большинство из которых было создано прямо на стволах деревьев. Их автором оказался пенсионер Анатолий Тихонов. Судя по всему, большинству местных жителей его работы нравились, но нашлись и недовольные: причём не просто вандалы, а идейные противники, противостояние с которыми переросло в отдельный сюжет. Мы встретились с художником, поговорили с ним и узнали историю его работ, из-за которых прибрежную тропу здоровья жители Водников стали в шутку называть «Крокодильей тропой».
Анатолий Николаевич уже почти пять лет живёт на Водниках, в одном из кварталов неподалёку от храма князя Владимира. Он с удовольствием соглашается прогуляться по берегу, но о себе рассказывает не очень много. В частности, говорит, что в девяностые ему пришлось осваивать самые разные специальности. Впрочем, ни с обработкой дерева, ни с искусством ни одна из них связана не была.
Если не считать одного эпизода: когда-то он чинил битые машины, а его сосед по мастерской занимался художественной ковкой. Тихонов сначала просто поглядывал на него, а потом захотел научиться и тоже начал делать из металла разные цветы. Впрочем, это хобби у него продержалось недолго, и на следующие два десятка лет он снова забыл об искусстве, пока в середине десятых не переехал на Водники, где сразу же завёл обыкновение прогуливаться по берегу Камы с маленькой собачкой, шпицем по кличке Вегас. Эта собачка всегда составляет ему компанию
«Мы тут уже года четыре гуляем с моим амиго,
— рассказывает Тихонов.— А тут ведь очень много ходит людей— много пожилых, многие из них после инфаркта или инсульта. Я за это время со многими познакомился. И вот гулял-гулял, и как-то навеяло это сделать, в том числе и для них».
Анатолий Николаевич начал работать весной, когда на деревьях ещё не было листвы. Из старого погнутого дерева он сделал коня (конь, разумеется, в пальто, да ещё и с короной, «потому что коронавирус»), из нескольких коряг
«Я обычно обыгрываю то, что создано природой,
— поясняет автор, имея в виду, что формы ему подсказывают очертания коряги или рисунок на коре дерева.— Когда у меня прохожие спрашивают, что будет в итоге, я говорю „Ну вот доделаю, а судить вам“. Это уж как фантазия подскажет».
Местные жители, по словам художника, реагируют исключительно позитивно. Во всяком случае, в период изоляции это место пользовалось особенной популярностью у гуляющих, и ни от кого из них Анатолий Николаевич ничего плохого не слышал
За исключением двух эпизодов. Один прохожий сказал художнику, что изваяния его чисто демонические и что сам он демон. Но тут понятно: справедливости ради, при должной впечатлительности в работах Тихонова (в особенности, в оскаленном снежном барсе) и правда можно разглядеть нечто зловещее.
А вот второй прохожий пристал, кажется, совсем уж не по делу:
«Делал Лешего, ко мне подходит товарищ и говорит, мол, зря вы губите дерево. А я ведь не вырубаю специально ничего, только обыгрываю то, что уже и так есть. Он говорит: „Тут теперь будут собираться пьяницы и пить“. На это я уж совсем не нашёлся что ответить, впал в ступор секунд на двадцать. Я ему говорю
— вы демагогией какой-то занимаетесь. Это просто такая категория людей, которые никого не хотят слушать, слышат только себя и упиваются собой».
С этого момента Анатолий Николаевич обрёл фанатичного антагониста. Этот же человек пристал к нему во время работы над снежным барсом, обвиняя в порче деревьев
«Самое смешное,
— говорит Анатолий Николаевич,— что мне после этого репортажа стали звонить знакомые, узнавшие меня в сюжете, с которыми я десятилетиями не встречался. И у всех был один вопрос: а что это за дебил такой послал видео?»
Спустя пару недель после этого случая художник, как обычно прогуливающийся по берегу с Вегасом, встретил его на тропинке:
«У него при виде меня лицо такое довольное стало. „Ну что?“,
— говорит. И я ему говорю „Ну что, получил удовольствие?“»
Недоброжелатель, правда, стал всё отрицать, говоря, что не посылал ролик телевизионщикам, а просто разместил его где-то в своём блоге. Как бы там ни было, после этого случая целенаправленные атаки на работы Тихонова продолжились. Буквально на днях кто-то под корень спилил коня и оставил валяться. Когда мы проходим мимо, около него как раз останавливается женщина с коляской:
«Вандалы спилили,
— огорчённо говорит женщина.— И чё за змеи такие? Кому это мешало? Мы с внуком тут ходим, всегда эту лошадку ищем, здороваемся с ней. Дошли, а она валяется».
Обезглавленного коня в итоге пришлось оттащить под дерево. К счастью, большинство других работ художника всё ещё в относительной сохранности. Особенно это касается не скульптур, а рисунков, у которых даже при сильном желании просто нечего отломать. Один из таких рисунков изображает полуголую ведьмочку на метле и снабжен загадочной надписью «Меняем палки на метлу».
«Надпись почему такая?
— смеётся Тихонов.— Вот тут ходят, например, после инсульта женщины, и они с палками. И я с юмором им постарался сказать, что для них эта ведьма должна быть этаким образцом. Мне одна женщина сказала, что ей так эта фигура нравится, что она каждый раз дерево обнимает, когда мимо проходит».
Ещё один нетривиальный объект, сохранившийся частично
Поэтому он вырезал в коряге подобие пламени, в котором повесил колокол из пластикового цветочного горшка, сверху посадил фанерный силуэт птицы Феникс, а на саму корягу прибил табличку: «Обгоревшую Русь спаси и сохрани». Табличка даже была оформлена «пулевыми отверстиями» и парой настоящих гильз.
«Россию всегда то жгут, то расстреливают. Я даже и хотел сперва пожёстче написать
— „Расстрелянную Русь“. Но как раз когда я думал над этой работой, увидел на районе, как двое ребят вешали плакат „Русский, не пей!“— это были такие, не агрессивные националисты даже, а просто, видимо, какие-то патриотичные ребята».
На следующий день, проходя в том же месте, Тихонов увидел, что именно этот плакат сорван, хотя другие объявления на заборе остались нетронутыми. Тогда он подумал, что ради сохранности объектов надо всё-таки избегать даже умеренного радикализма.
Впрочем, это не особенно сработало. Помимо загадочного идейного вандала, работы Анатолия Николаевича страдают от обычных хулиганов. Они, например, вырвали глаза Барсу, Лешему и Сове (автор покрыл их флуоресцентной краской, чтобы они светились в темноте, а Снежному барсу вообще вставил светодиоды), скатили в овраг скульптуру Единорога (единственную, которая на данный момент утрачена полностью) и разломали часовенку, лишив её колокола и фанерной птицы Феникс.
Фотографии объектов в их изначальном виде сохранились
«Пока не знаю, что делать,
— вздыхает он,— сейчас уже не сезон. Хотя весной, например, можно будет и подновить здесь всё».
***
Читайте также: История парка вымышленных существ в Запруде.
Дети, артиллерия и роботы. Как один пожарный своими руками сделал детскую площадку на ул. Технической.
Рекомендуем почитать
Эстетика советских ДК: модернизм
Небо в клеточку и не только: эстетика и особенности оконных решёток
Новое на сайте
В Пермском крае выявлены четверо индийских студентов с коронавирусом. Роспотребнадзор держит ситуацию «на особом контроле»
Самые свежие данные по заболевшим коронавирусом в Перми, России, в мире и динамика с начала пандемии
Со 2 по 6 июня в Пеми состоится благотворительный забег «На одном дыхании»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+