Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.
#ПроектFAQ: Каков на сегодня книжный расклад в Перми?
Согласно последним докладам Роспечати, рынок книжной торговли в России переживает не лучшие времена. Дороговизна аренды торговых площадей, мощнейшая конкуренция, низкий товарооборот — такова реальность для небольших книжных магазинчиков.
За последние несколько лет в России закрылось более 1 000 книжных магазинов, сегодня их осталось не более 1 500. Интересная подробность: по данным за 1898 год, в стране насчитывалось более 8 тыс. книжных лавок. Сегодня же на 100 000 жителей России приходится всего один книжный магазин. Если представить, что подобное соотношение верно к продуктовым магазинам, то мы просто-напросто умерли бы с голоду. Не исключено также, что в нашей стране случилась бы революция...
Что же происходит с книжным рынком в России?
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) провело исследование основных книготорговых предприятий в период с 2008 по 2013 гг. Исследование было построено на анализе деятельности федеральных и региональных книжных сетей, а также ряда независимых книжных магазинов. В исследовании, например, принял участие книжный магазин «Пиотровский» в городе Перми.
По результатам исследования, за 5 лет в России было закрыто огромное количество книжных магазинов. А те, которые устояли на ногах, были вынуждены приспосабливаться к новым обстоятельствам. Кто-то выбирал стратегию сокращения площадей. Кто-то
Так же эксперты отмечают, что число покупателей в книжных магазинах последнее время неумолимо снижается. Объём продаж падает, и бизнесмены вынуждены менять формат своих торговых точек. Если до начала кризиса 2008 года соотношение выручки от книжной и некнижной продукции составляло примерно 85 % на 15 % (в федеральных сетях) и 80 % на 20 % (в сетях региональных), то к 2014 году это соотношение равно 70 % на 30 %.
Пермский книжный расклад
Кажется, что начать наше небольшое расследование лучше всего с потребителя. Ведь именно потребитель является главным героем данной статьи.
Наталья Седорчук, 59 лет, читательница:
В последнее время я предпочитаю слушать аудиокниги, так как у меня не очень хорошее зрение... И порой мне тяжело долго читать. А книги я люблю с детства и дня прожить без них не могу. С тех пор как сын несколько лет назад подарил мне аудиоплеер, я практически не читаю книги. А если читаю, то предпочитаю формат электронных книг: в интернете с лёгкостью можно найти любую...
Артём Крылов, 24 года, читатель:
Вообще, если честно признаться, то я фанат книжных изданий. Покупать новую книгу, перелистывать новые страницы, вдыхать запах свежей печати
— это для меня целый ритуал. Но я совершенно не против электронных книг. Ведь книги, написанные от руки, были когда-то заменены печатной продукцией, и сегодня с развитием технологий просто появились новые форматы— в этом нет ничего страшного. И это вполне логично, что через несколько десятков лет появятся новые [форматы]... Может, для владельцев книжных магазинов это проблема, но, зачем тратить деньги на покупку «книжного шкафа», если можно купить один ридер, в который ты можешь поместить сотню книг и читать, находясь в любой точке земного шара?
Что же в это время происходит на другой стороне баррикад?
Светлана Михайловна, продавец книжного магазина:
Продажи? Вроде всё как обычно. Я не могу сказать, что наши продажи резко упали в какой-то период. Мне кажется, что снижение спроса на книги
— это общероссийское явление. Сегодня книги в основном покупают люди за 60, те, кто вырос в Советском Союзе, для кого книги— не просто источник информации и знаний, а нечто большее. Ну, вы меня понимаете. Я и сама очень люблю книги. Помню, как, для того чтобы получить вожделенного Солженицына, приходилось не просто собрать несколько килограммов макулатуры, но ещё и выстоять огромную очередь.
Хотя вчера в магазин зашёл молодой человек и очень долго рассматривал полку с фантастикой, переписывая себе названия и авторов книг. Но он так и не купил не одной. А зачем покупать, если можно легко забить в google и прочитать бесплатно?
Или, например, как-то раз обратилась ко мне одна из покупательниц, она искала книжку по лекарственным растениям. На вид девчонке было лет 15. Я ещё удивилась: 15 лет
Ирина, директор книжного магазина:
Открытие книжного магазина сегодня
— не лучший вариант для малого бизнеса. Для того чтобы был спрос на книги и хорошая прибыль, необходимо предоставлять покупателю очень хороший ассортимент, а не два томика Пушкина и парочку книг Дарьи Донцовой. А чтобы магазину иметь хороший ассортимент, нужна достаточно большая площадь. Порой придёшь в книжный магазин, а там не протиснуться между полками. Нужно пространство, которое сегодня стоит больших денег, особенно в центре Перми. Сегодня книги— это товар, который не уходит влёт. Для развития книжного магазина понадобится время, чтобы покупатель привык к его местоположению. И если небольшой магазин окупится за год, то открытие крупного потребует серьёзных вложений. Несмотря на то что многие владельцы книжных магазинов получают льготы от государства, книжный бизнес сегодня— не самый удачный пример прибыльного дела.
Евгений, продавец книжного магазина:
С одной стороны, я не могу отказать себе в прочтении нового бестселлера, ведь книги
— это моё хобби. Но если взять в руки калькулятор, то волосы встают дыбом. Допустим... Если бы среднестатистический пермяк прочитывал одну-две книги в неделю а цена небольшой книги в твёрдом переплёте варьируется от 250 до 700 рублей, как минимум, то за месяц он бы тратили 6 тыс. рублей. И это цена за книги! У нас прожиточный минимум меньше! Я не люблю электронные книги, а так как у меня с детства есть мечта собрать свою домашнюю библиотеку, то вы можете представить, что около 1/4 моего бюджета занимают книги.
С чем же приходится сталкиваться сегодня владельцам книжных магазинов?
Об этом мы спросили Анастасию Палкину
Аренда
Ставки аренды помещений находятся на рыночном уровне. Помещение
— это одна из затрат. Если у магазина не получается её «тянуть»— надо уменьшать площадь, переезжать дальше от центра или, на худой конец, закрываться.
Ассортимент
Книги, канцелярская продукция, различные аксессуары в тему книг, которые мы продаём. Больше книг, меньше аксессуаров.
Продажи и продвижение
Продажи идут с разной активностью, в зависимости от сезона. Мы постоянно используем интернет-каналы, а также регулярно экспериментируем в оффлайн-продвижении.
Интернет
Интернет-пространство само по себе нам не помогает, а только вредит. Пиратские копии и интернет-магазины
— это факторы, меняющие отрасль не в пользу оффлайн-книжных магазинов. Однако для продвижения мы используем интернет.
Конкуренция
Конкуренция за кошелёк потребителя будет существовать всегда. Если, например, говорить о книге как подарке, то спектр конкурентов становится чрезвычайно обширным.
Ошибки
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы ошибаемся постоянно. Например, ошибкой было открытие в прошлом году детского книжного в отдельном помещении. Спустя полгода работы мы объединили их со «взрослым» Uniqstore. Сейчас корнер прибылен.
Рекомендации начинающим
Если начинающие бизнесмены хотят быстро заработать на этом деле, то начинать не стоит. Это далеко не самый маржинальный бизнес, не самый растущий рынок из имеющихся.
Рекомендуем почитать
Секс без людей, атомная бомба и бредовая работа. Подводим книжные итоги 2020 года
«Соня, уйди!» Семь новых книг о браке, любви и отношениях
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. За сутки в Пермском крае от коронавируса скончалось 9 человек
В Пермском крае появится единая государственная база данных о земле и недвижимости
В Пермском крае с начала пандемии коронавирусом заболели 35 404 человека. Смотрите все данные в динамике
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+