Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Вытаскиваем из подземелья новой жизни пермских музыкантов, начинавших в девяностые, и рассказываем, как им живётся в стране, в которую они по случайности попали после того, как выжили.
Собиратель фольклора Маремьяна Суханова. Чем древнее, тем проще
«Интересно, как бы сложилась жизнь, если бы я не решила распеться в школьном туалете?» — смеётся Марина Суханова. Она могла бы рассказать много интересного про хиппи и рокеров города, слонявшимся в лихое время по общим квартирам, однако увела совсем в другую сторону — рассказала про развитие фольклорного движения в Перми, с разными чудесами и откровениями.
Есть такая птица из народной волшебной сказки, перевозящая героев в другой мир
Фольклор из-за звука у дверей
В 1985 году из объятий седьмой школы Марина попала в музыкальный коллектив к Игорю Носкову. Оттуда же пришёл ещё совсем юный Чичерин. Игорь Носков составлял творческий и ментальный дуэт с Владимиром Тепловым, они закончили музыкальное училище в Перми и организовали студии в разных городах. Владимир Теплов начал в Свердловске с ансамбля политпесни «Варшавянка», фольклорной студии при «Уралмаше», затем основал Дом фольклора и. Соответственно, Игорь Носков создал ансамбль «Рабочая песня» в пермском Дворце пионеров.
«Внутри репертуара „Рабочей песни“ ты ощущал себя человеком мира. Это был живой пафос отношения к жизни, он разрушал глухую советскую стену,
— рассказывает Марина.— К тому же, харизма Игоря Носкова и драйв наших ребят создавали особые отношения внутри коллектива на репетициях. Правда, пела я лажово, мучалась на индивидуальных репетициях, ничего не клеилось...»
Фольклор для Маремьяны начался со звука из-за дверей
«Когда ты чувствуешь вибрацию, слышишь свой природный голос, меняется сознание,
— отмечает певица.— Как говорит фольклорист Андрей Котов, если голос не льётся, значит, ваш голос другой».
Марина нашла свой, и, кажется, это стало её счастьем.
«Чем древнее, тем проще». Экспедиции, меняющие мир
«Представь, вы долго едете в кузове грузовика, трясётесь по ухабам, то дождь, то фантастический закат. Приезжаете в совершенно пустую местность, где холмы, темнеющий сказочный лес, гладь реки, стоит деревня, а в ней двадцать домов разной степени разрушенности. В радиусе семидесяти километров никакого жилья. Мотор заглох, и тишина. Ты понимаешь, что находишься в другой реальности».
За одно лето у «собирателей» могло быть пять экспедиций
«Люди рассказывали нам про жизнь начала века, про Сталина и войну. Раскулаченных было очень много, пострадавших от укрупнения деревень, строительства водохранилищ. Я разочаровалась в учебниках истории, всё это было передо мной в виде живых судеб. Никакая литература не сравнится с тем, что даёт реальность. А если этот человек, проживший безумно тяжёлую жизнь, брызжет оптимизмом, это сильно впечатляет».
В начале 1980-х в Университете была создана Фольклорно-этнографическая студия «Песельная артель», куда вошли Валерий Жук, Татьяна Санникова, Маруся Крысова и другие «собиратели». Долгое время они изучали и исполняли этнографию. Тогда же эта удивительная команда начинает исследовать фольклор южного Прикамья.
«Мы прочёсывали деревню за деревней как карательный отряд. Приходишь в дом и застаёшь бабушку на последнем издыхании. А ты её как дурак про свадьбы спрашиваешь. Она вспомнила что-то, потом снова забылась, её в тот мир затягивает и обратно отпускает несколько раз подряд. Это сложно не почувствовать».
С опытом экспедиции не становятся эмоционально проще. Наоборот, чувства обостряются. Иногда становится больно от того, что ты говоришь с информантом в последний раз и никогда к нему больше не вернешься. Часто понимаешь, что находишься внутри процесса, и даже если он будет полностью записан на видео, передать атмосферу невозможно.
Маремьяна вспомнила, что, уезжая из Большой Кочи на закате, они включили приёмник, и оттуда на весь лес раздалось «Who wants to live forever» Фредди Меркьюри. «Это было нелепо и неестественно, но совершенно в тему. Неважно, на каком языке ты говоришь об этом.
Немного погодя Марина вернулась к этой истории: „Через много лет мы с Катей Лившиц случайно попали на поминки этого гармониста. Надо было то ли что-то взять, то ли привезти. Извинились перед хозяйкой за то, что без приглашения. А она отвечает: „Так это он сегодня гостей собирает, он вас и позвал“».
«Чем древнее, тем проще. Не нужно таинственной музыки, сгущения тьмы и нагнетания. В жизни все моменты очень просты. Важные слова могут сказать и когда ты просто кладёшь на печку варежки. А молитвы состоят из конкретных искренних слов».
Страшных историй Марина знает не очень много
В Куединском районе была почти заброшенная деревня, в которой осталось только два дома
Марина иронично поделилась рейтингом опасных «жителей» деревни:
«Проще всего общаться с собаками. Она самое умное существо, даже когда агрессивное. Замираешь, и пусть они тебя всю улают. Хуже с гусями
— они насмерть не заклюют, но когда какой-нибудь вожак стаи на тебя летит, с двухметровым размахом крыльев, это неприятно. Хуже всего с пчёлами, с ними не договоришься».
Сползает война
Примерно в 1987 году с подачи Маремьяны и Натальи Кожановой открылась знаменитая «квартира на Самолётной», в которой жили две настоящие пермские хиппи
Квартира Марины на Уральской тоже была тусовочной
Маремьяна и Маруся шутят, что «лихие девяностые» промчались мимо них. Правда, однажды Маремьяна продала свою длинную косу
«У нас в Перми была „красная“ зона,
— пугает меня познаниями певица.— Милиция, воров в законе мало, не то что в Екатеринбурге. Однажды мы там с Марусей пошли на кладбище на могилу нашего друга, нас провели по аллеям с чёрными обелисками, на которых целые семьи, дети, юные девушки, которые попали под замес передела собственности».
Перестрелки, чёрные риэлторы, рэкетиры, героин, мёртвые бомжи на улицах
Маремьяна сказала, что музыка
«Из-за Игоря Геннадьевича Носкова моя жизнь повернулась
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+