X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Premier
Истории

Выдумки «Территории» о выдумках нашей территории. Разбираемся, как коми-пермяцкие мифы и легенды показаны в сериале от ТНТ

Герои сериала «Территория» путешествуют по мифам и легендам земли Пермской. Им встречаются самые известные местные проявления колдовства — от икоток до рассказов о чуди. Какие именно мифы показаны в сериале? Насколько точно создатели отразили эти сказания и какие-то бытовые подробности? Мы решили ответить на эти и другие вопросы. А помогут нам два специалиста, разбирающиеся в данной теме, как никто другой: Александр Черных, профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, и Василий Гагарин, краевед, руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора.

Дисклеймер: Эта статья состоит из спойлеров, так как без них она просто невозможна. Но поскольку текст выходит много позже того, как сериал показали по телевизору и в Интернете, мы не видим в этом ничего зазорного.

Икотка

В сериале: Важнейшая для всего сериала история о «северном бесе». В «Территории» икотка — это крупные омерзительные слизни, которых выращивает ведьма, а потом подкладывает кому-то в еду. Этот колдовской паразит забирает силы человека, тем самым буквально выедая его изнутри. Имеет дар предвидения, позволяющий, например, находить пропажи. В сериале дар захваченной икотницы пытаются использовать хитники — бандиты-золотоискатели — чтобы найти золото чуди (о нём отдельно). Проявление икотки сопровождается жутким припадком, в котором человек говорит не своим, а каким-то замогильным голосом и ломается в корчах. Икотка считается страшной порчей, которую, например, не терпят местные старообрядцы. Поэтому они готовы линчевать пришедшую в их деревню икотницу.

Приступ икотки у Тани (Ксения Отинова) — главной героини сериала. Фото: Premier

Что известно: В «Территории» образ икотки в угоду нагнетанию ужаса кое-где сильно преувеличен и драматизирован, а кое-где крайне упрощён. Хотя основные черты явления переданы довольно точно. Икотка — это своеобразная болезнь, которая встречается не только у коми-пермяков, но вообще у народов севера России. Она представляет собой некую сущность, которая поселяется в человеке и иногда проявляется, заставляя говорить своего носителя чужим голосом или демонстрируя дар прорицания, позволяющий находить пропажи.

Внутри человека икотка может приобретать разные виды — от человекоподобного создания до лягушки, «козла с рогами», таракана или, опять же, маленького скользкого существа. Икотка может иметь человеческое имя, и не обязательно того же пола, что и у носителя. Известно много случаев, когда икотка, поселившаяся в женщине, называла себя мужским именем. На слуху в основном пожилые женщины-икотницы. А вот агрессивное отношение к поражённым икоткой встречается нечасто.

«Коми-пермяки зовут это явление „икöтá“, у русских это шева, — рассказывает Василий Гагарин. — Это явление известно почти у всех финно-угорских народов и у русских Севера. „Икöта“ — это маленькие мохнатые создания, похожие на червячков. Их кормят толчёной яичной скорлупой. „Икöта“ могут погибнуть, но это никогда не вызывает смерть икотницы. Попадают они в организм человека разными путями: вместе с пеной в пенном напитке (поэтому даже современные коми-пермяки сдувают пену, прежде чем пить) либо „по ветру“. В этом случае колдун оставляет икоту на столбик, где обычно ходит человек. И, проходя мимо, человек просто чувствует, что в рот попала какая-то мошка. Отношение к икотницам никогда не было враждебным, к ним часто бегали за советом, ведь многие икотки обладали даром прорицательства».

Икотка как явление известна очень давно и подробно исследована. Например, в 2013 году фольклорист и антрополог Ольга Христофорова издала монографию «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции», в которой исследованы представления об одержимости человека нечистым духом, сохранившиеся до наших дней в локальной традиции старообрядцев-беспоповцев верховьев Камы. Автор этих строк узнал об икотках на занятиях по народной культуре в ПГИКе, на которых показывали документальные фильмы и сюжеты об икотницах.

К историям об икотке крайне неравнодушны тележурналисты, и поэтому на региональном телевидении регулярно появляются сюжеты о старушках, говорящих не своим голосом и обладающих сверхъестественными способностями. Коллеги с канала «Рифей-Пермь» даже посвятили два репортажа одной такой пожилой женщине из села Малая Серва.

Это первый:

А это второй:

Выходили сюжеты об икотках и на федеральном телевидении: на НТВ в цикле «Профессия: репортёр» и в «Агентстве специальных расследований» на «Пятом канале».

Интересно, что «Территория» — это даже не первое появление икотки в сериале на ТВ. Ей уже был посвящён эпизод сериала «Пятая стража». Правда, там это было названо просто деревенской магией без привязки к русскому Северу.

В общем, понятие икотки крайне разнообразно, что довольно характерно для народной культуры. Вот что о её особенностях рассказывает Александр Черных:

«Феномен, который мы называем икоткой, характерен как для коми-пермяков, так и для многих русских территорий, в том числе Пермского края. Он есть и в Верхокамье, и на севере, и на юге края. Существует много разных локальных вариантов того, что она собой представляет и как себя ведёт. Всё это очень трудно показать в одном фильме. В „Территории“ представлена квинтэссенция того, что известно об икотке. Она действительно может предсказывать, но нет информации, что икотка напрямую как-то губит человека. Есть тексты, в которых рассказывается, как икота давит человека, то есть принуждает человека к самоубийству, есть тексты, в которых говорится, как икота бьёт человека (человек бросается на стену, интерпретируется это как влияние икоты). Известно множество случаев, когда в человеке сидит несколько икоток, каждая со своим именем. К ним действительно часто обращались, потому что они могут что-то предсказать, найти потерявшуюся вещь и так далее. Надо понимать, что здесь мы имеем дело не столько с реальными явлениями, сколько с мифологическими представлениями, мифологическими интерпретациями, которые раскрывают, в первую очередь, не объективную, а мифологическую картину мира. Поэтому об икотке много разных мнений и рассказов».

Колдуны, шаманы и передача магического дара

В сериале: Герои «Территории» на своём пути по коми-пермяцкой глуши встречают колдунов и магию чуть ли не под каждым кустом. Им попадаются колдунья-отшельница Шура (Клавдия Коршунова), ведьма, подсаживающая икоток, колдун из деревни старообрядцев Пермяк (Сергей Колесов; он настолько влиятелен, что может поднять всю деревню на расправу над человеком) и марийская ведьма (Ёла Санько). Главным злодеем оказывается таинственный и кровожадный медвежий шаман. К концу сериала выяснятся, что и главному герою Егору тоже не чужды паранормальные способности, а весь сюжет на самом деле закручен вокруг плана главного злодея по получению великой силы чудских колдунов (о них тоже немного позже).

Фото: kino-teatr.ru

Что известно: Своих колдунов коми-пермяки называют словом «тöдiсь» — знающий. Среди таких «знающих» огромный круг тех, кто занимается магией: лекари, колдуны, насылающие порчу, предсказатели и прочие. К «тöдiсь» относится и краевед Василий Гагарин. Он сам об этом охотно рассказывает и участвует в проведении многих ритуалов на своей малой родине. Например, два года назад его «прославила» история с праздником Быкобой.

«В деревне „тöдiсь“ — знахарь, колдун, шаман — был уважаемым человеком, — говорит Василий Гагарин. — Он проводил обряды, следил за правильностью похоронных, свадебных и прочих процессий. Обязательно приглашали его и на постройку дома. К ним часто шли за советом, на лечение. Причём в деревнях наблюдалась своего рода специализация: кто-то из них лечил только детей, кто-то грыжу вправлял, были костоправы, глазницы, скотницы и прочие. И люди шли в ту или иную деревню, чтобы вылечить свою болезнь. Но были и „Лёк тун“ — колдуны, способные наслать порчу, икöту и т. д. Их побаивались, старались обходить, но открыто не враждовали».

По словам Александра Черных, шаманизм как религиозно-мифологическая система более характерен для народов Севера и Сибири и на территории Пермского края этот термин не употребляется, характерные для шаманов черты у нас тоже не зафиксированы. Хотя представления о колдунах в регионе крайне разнообразны.

«Представления о колдунах в Пермском крае так же вариативны, как и вся народная культура, — объясняет учёный. — Мы можем найти много связанных с этим явлением локальных проявлений. Но значение колдунов в сериале преувеличено. Это обычные жители, и общество просто приписывает им эти способности. Это тоже связанно не столько с реальностью бытия, сколько с теми мифологическими представлениями, которые существуют в этом социуме. Как правило, колдуны могут не осознавать себя людьми, обладающими сверхъестественными способностями. Народ им приписывает умение насылать или лечить болезни, принимать самим или придавать другим людям облик животных и предметов, „знаться“ с нечистой силой. Но колдуны выполняют определённые функции. Например, вежливец — это колдун, который охраняет свадьбу».

План медвежьего шамана по получению сил чуди вполне мог бы осуществиться. Колдун может передать свои дар и знания другому человеку на смертном одре, например через какой-то предмет или угощение. Но колдуном может стать и обычный человек, пройдя определённые ритуалы посвящения. То есть, для этого не обязательно иметь какую-то силу с рождения, как и было у медвежьего шамана в сериале.

Одно из проявлений колдовства в сериале: странный массаж от Пермяка Фото: Premier

Этот таинственный шаман в «Территории» — самый сильный и могучий колдун, который приносит в жертву медведей. Но это всё выдумка для сериала. Самого понятия «медвежий шаман» просто не существует. Вот что об этом пишет в своей статье «Пермская модель архетипического образа медведя» культуролог Юлия Кокшарова:

«Мотив „медвежий шаман“ в силу отсутствия шаманизма у пермяков не может быть представлен, но, возможно, аналогом ему выступают мотивы „медвежий колдун“, поскольку шаман — это тоже жрец особого рода. В представлениях коми существовали легенды (XIV-XV вв.) о колдунах с медвежьими лапами, которые противостояли христианизации народов Урала Стефаном Пермским. Один из таких колдунов, Ошлапей, был способен проникать во все сферы мира и обращаться медведем».

Василий Гагарин предполагает, что сериальный медвежий шаман мог возникнуть от животного-покровителя определённого рода. Дело в том, что коми-пермяки жили родами — увтырами. И у каждого рода было своё животное-покровитель. И даже сейчас вроде как можно услышать, как говорят о человеке, что он из рода волков или из рода кошек. Был и род медведей. А у каждого рода, естественно, был свой Пам-колдун. Возможно, такого Пама медвежьего рода и можно звать медвежьим шаманом. Хотя от остальных Памов он ничем не отличается своими силами. О том, кто такие Памы, мы расскажем ниже.

Чудь, её сокровища и Пам

В сериале: Чудь — легендарный народ, первым заселивший наш Север, обладавший невероятной магической силой и богатыми сокровищами. Но когда пришли русские и стали крестить людей, чудь этого не стерпела и ушла в подземелья, подрубив столбы сводов, но при этом не погибла, а продолжила жить под землёй. В советское время из-под земли рядом с одной из колоний в Коми-Пермяцком округе вышло двое чудинов с гигантским золотым самородком, чтобы продолжить род и передать свою силу дальше. Один из них Пам — колдун, обладающий сверхсильной магией. Он может даже оживлять мёртвых. Почему-то встречные колдуньи называют Памом главного героя «Территории» — Егора (Глеб Калюжный).

Золото чуди в сериале Фото: Premier

Что известно:

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых...

Это отрывок из стихотворения Александра Блока, и сам факт, что о чуди писал выдающийся поэт, многое говорит об известности легенд об этом народе. И «Территория» не привносит в эти истории ничего принципиально нового, а повторяет уже хорошо известную историю о чуди белоглазой, погребённой под землёй.

Обилие легенд и версию, что коми-пермяки — это потомки чуди, подтверждает Василий Гагарин:

«На территории округа очень много легенд о чуди, много чудских мест — могильников, городищ, колодцев. Коми-пермяки считают их своими предками. Согласно легендам, чудь может явиться человеку как великаны и как маленькие люди. Все им приписывают магическую, „чудную“ силу. По преданиям, они могут стать невидимыми, повелевать птицами и животными, управлять силами природы. Обычно, где говорят о чуди, там говорят и о её сокровищах. Например, у нас есть городище Курегкар. Издавна бытует легенда, что перед тем, как уйти под землю, князь приказал спрятать сокровища рода глубоко под гору. И на двенадцати подводах с золотыми дугами эти сокровища были укрыты под городищем. В полнолуние чудь выходит и стережёт свои сокровища, а местные жители видят в эти ночи блуждающие огоньки на городище».

Гораздо интереснее то, как создатели «Территории» обошлись с термином «Пам». В сериале это самый сильный колдун у чуди. На самом деле, этим определением пользовались коми-пермяки, но это было чем-то вроде звания или даже должности в племенной иерархии. Пам — это лидер, вождь, при этом выполняющий некие жреческие функции. Вот как роль его роль объясняет Александр Черных:

«Пам — это предводитель, и при этом (тут сложно подобрать точное определение, поскольку слово „жрец“ я не люблю) некий руководитель дохристианских религиозных ритуалов. В первую очередь общественных. Но представления о Памах сохранились очень разрозненные. По большей части мы об этом знаем по литературным произведениям, по эпическим сказаниям. В реальной жизни этих явлений не было слишком давно».

Пам в «Территории» буквально разводит тучи руками Фото: Premier

В «Слове о житии св. Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым, именно Пам-сотник — верховный жрец древних пермян — выступает главным противником Стефана Пермского в его миссионерской деятельности. Ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров отмечает, что принципиальная значимость спора между святым и магом в Житии состоит в том, что в ходе него обсуждаются важнейшие положения двух противопоставленных религий и, что не менее важно, выносятся на обсуждение религиозно-культурологические обоснования каждой из противопоставленных традиций: русской, христианской, и пермской, языческой.

Звание Пама носил и самый известный герой коми-пермяцкого эпоса — богатырь Кудым-Ош. Его отец был Памом в своём племени, но он погиб в походе, после чего на эту «должность» люди выбрали именно Кудым-Оша.

Старообрядцы

В сериале: В одной из первых серий герои оказываются в деревне старообрядцев Мурзино. В ней живут мрачные, религиозные, замкнутые люди, которые носят очень старую одежду. Многие люди в деревне имеют внешние уродства из-за кровосмесительных браков, поскольку, находясь в изолированном сообществе, жениться деревенские предпочитают на своих. Несмотря на религиозность, в деревне живёт очень уважаемый колдун Пермяк, который ненавидит отшельницу Шуру и икоток. Кое-кого из них он даже попытается убить, подняв на борьбу всю деревню. Деревенские же охотно берутся за ружья и вилы.

Старообрядцы из «Территории» смотрят на вас как на икотку Фото: Premier

Что известно: Справедливости ради надо сказать, что в самом сериале ни разу прямо не сказано, что в Мурзино живут именно старообрядцы. Но некоторые моменты выдают в них именно раскольников. Самый яркий из них — это то, что Пермяк в одной из сцен читает молитву и при этом складывает пальцы в двоеперстие.

Пермяк с двоеперстием Фото: Premier

И всё, что связано с Мурзино в «Территории», — это развесистая клюква. К сожалению, старообрядцы тут стали жертвами жанровых клише и поэтому похожи на стереотипных реднеков-вырожденцев из американских триллеров. Надо ли говорить, что на реальных раскольников из Пермского края эти сериальные старообрядцы похожи в той же степени, в какой Кудымкар похож на Даллас. Этим несоответствием Василий Гагарин уже возмущался в одном из наших прошлых материалов. По его словам, некоторые из раскольников принципиально не брали в руки оружия (из-за чего их даже не призывали в советскую армию), а связь между разными деревнями и скитами была хорошо налажена. Также в тяжкий грех кровосмесительства никто не впадал. Александр Черных замечает, что старообрядцы в нашем крае бывали очень разные, в том числе и те, что не боялись брать оружие:

«Конечно, Пермский край — район старообрядческий, но если мы говорим конкретно о Коми-Пермяцком округе, то старообрядцев там было немного. А вот настолько замкнутых деревень вообще не было. Это не та история. Кроме того, у старообрядцев всегда очень налажен быт, конфессиональные связи с далёкими и близкими родственниками и деревнями. Они никогда не были в такой изоляции сами по себе. Иногда за сотни, десятки километров общались с единоверцами. Если говорить о современной ситуации, то уже никто не ходит в такой одежде. Старообрядческие деревни внешне не отличаются от обычных даже в Пермском крае. Конечно, когда мы говорим о религиозной культуре, о молельном костюме, то да, он сохраняется, но присутствует в каких-то ритуальных сферах. Ещё важно понимать, что старообрядцы — это собирательное название для множества разных течений: от беспоповцев до беглопоповцев. У нас на территории края проживают представители примерно десятка таких течений, каждое со своими традициями, этикой и тому подобным».

Ещё, по словам учёного, не стоит удивляться тому, что в закрытой религиозной деревне живёт и пользуется авторитетом колдун-лекарь.

«Старообрядцы — тоже носители традиционной народной культуры. Для них характерны все её мифологические представления о колдунах, икотке, лечении заговорами. Это всё укладывается в традиционное мировоззрение народа, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Представления о колдунах есть и в старообрядческих деревнях. Вопрос лишь в том, что мы понимаем под лечением. Наше привычное „Икота, икота, перейди на Федота“ — это ведь тоже заговор».

Героям сериала не повезло встретить тех раскольников, что не брезгуют оружием. Фото: Premier

Бонус: Странное замедленное убийство через задницу

В сериале: Участковый Мурзин (Алексей Розин) в одной из серий казнит двух хитников очень странным и жестоким способом — сажает на пень. В этой сцене говорится, что на заднице человека есть особая точка и если человека посадить прямо на неё, то он начнёт гнить изнутри и умрёт в муках в течение нескольких дней.

Мурзин готовит пень для казни Фото: Premier

Что известно: Ничего. Вообще. Специалисты о таком виде наказания никогда не слышали, а интернет-поисковики не дают результатов. Режиссёр Игорь Твердохлебов на стриме в «Инстаграме» с актрисой Ксенией Отиновой рассказал, что об этой казни он узнал от продюсера сериала, который также был соавтором сценария. Продюсер вроде как уроженец наших мест и откуда-то знает о такой казни. Но в сценаристах «Территории» указана только Анастасия Самойлова. На сообщения журналиста «Звезды» в соцсетях она не ответила. Так что происхождение этой экзекуции через задницу — загадка. Если вы что-то про это знаете или вы и есть тот самый продюсер, который вдруг читает этот текст, то напишите нам ответ. Очень интересно выяснить, откуда подобное могло взяться.

***

Читайте также: Рецензия на сериал «Территория»

Как отреагировали коми-пермяки на первые серии «Территории»

Подкаст с участием пермских актёров, которые снимались в сериале «Территория»

Обзор сериалов, снятых в Пермском крае

Статья о том, что такое праздник Быкобой, и скандале вокруг него

Интервью с Александром Черных о первобытных верованиях и культах

Рекомендуем почитать

Делон, Шнайдер, Хуциев, Миядзаки. Семь книг про культовых актёров, режиссёров и кино

Сергей Сигерсон

Новое на сайте

В Перми за сутки: 455 случаев заболевания коронавирусом. В России: 20 174. В мире: 523 767

Сергей Якупов

В Пермском крае средняя явка на выборы за два дня составила 23,52 %

Максим Артамонов

Явка, жалоба в Центризбирком и «памятки» избирателям. Как в Пермском крае проходит второй день голосования

Юрий Куроптев

Путешествия по городам, музеям, эпохам и нравам. Семь книг об Италии

Сергей Сигерсон
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+