X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
09 ноября 2019
Фото: Иван Козлов
144статьи

Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.

Монах Windows: репортаж с открытия четвёртой ежегодной выставки Кирилла Креста

В понедельник, 22 апреля в Перми открылась выставка, которую вы, скорее всего, не заметили. Ну и зря. В Пермской художественной жизни нынче редко происходит что-то настолько же отбитое (в самом лучшем смысле, конечно же), как ежегодные выставки Кирилла Креста. Позавчера на крыше галереи PermOne состоялось открытие четвёртой такой выставки.

Молодой пермский художник Эдвард Бенкендорф (друг Кирилла и куратор четырёх его выставок) говорит, что Крест — это пермский Жан-Мишель Баския, только вместо героина у него «Блейзер». Это не лишено смысла — в их творчестве и образе жизни действительно есть много общего. С работами Креста трёхлетней давности можно ознакомиться, например, в этом интервью, которое я брал у него ещё когда он обретался в ныне закрывшейся галерее «Дом Грузчика». С тех пор у Креста состоялось три персоналки (одна — в «Доме Грузчика», другая — в Центре городской культуры, третья — в Петербурге), а сегодня он тусуется то тут, то там, но чаще всего — в ЦГК или в галерее PermOne.

Четвёртая ежегодная выставка Кирилла Креста разместилась на крыше гаража, в котором как раз и находится PermOne. Про эту галерею, которой руководит Михаил Сурков (вместе с Эдом он выступил куратором выставки Креста), мы писали пару лет назад — так вот, с тех пор она стала только круче и превратилась в полноценное (хоть и неформальное во всех смыслах этого слова) выставочное пространство. Помимо работ молодых пермских авторов, которые там обретаются, в PermOne сегодня можно увидеть работы известных современных художников со всей России. Для посещения, правда, нужна предварительная договорённость, потому что от звонка до звонка в этом гараже, понятное дело, никто не сидит.

В PermOne Фото: Иван Козлов
В PermOne Фото: Иван Козлов

В день открытия выставки Креста в паре метров от входа в PermOne была поставлена старая деревянная лестница, которая вела на крышу. Других способов попасть на выставку не существовало. Как потом выяснилось, это такой специально задуманный эйджистский фильтр — предполагалось, что, благодаря ему, на выставку Кирилла Креста не сможет попасть какая-нибудь заведомо недовольная бабка.

Фото: Иван Козлов

Среди собравшихся (в основном это были молодые пермские художники, в разное время причастные к проекту СХ, их друзья и знакомые) недовольных, действительно, не было. Самым недовольным выглядел Кирилл Крест. То есть он не то чтобы был как-то активно недоволен, ему просто всё было пофигу. Крест сидел на импровизированном диване, смотрел по сторонам отсутствующим взглядом, курил и не проявлял интереса ни к кому из пришедших. В конце концов он сказал, что устал и не хочет ничего делать, после чего куда-то ушёл.

Фото: Иван Козлов

Поэтому взять на себя роль хозяина вечеринки и экскурсовода пришлось Бенкендорфу.

Бенкендорф Фото: Иван Козлов

Эдвард провёл для зрителей небольшую экскурсию, начав с одного из центральных объектов выставки — сине-красного холста, к которому была приделана подушка с изображением женщины.

— Это женщина, останавливающая чёрное облако, — пояснил Бенкендорф. — Когда Кирилл жил в Доме Грузчика, его кровать трясло чёрное облако и мешало спать. А если бы рядом была женщина, то чёрное облако бы не пришло. Так что эта женщина, которая защищает сон. Не случайно холст окрашен в полицейские цвета — полиция ведь защищает от преступников. Ну, то есть, Кирилл Крест так думает.

Фото: Иван Козлов

Все дальнейшие объяснения были выдержаны примерно в том же ключе, поэтому я не возьмусь их как-то дополнительно комментировать, а просто воспроизведу то, что говорил Бенкендорф по поводу той или иной работы.

Это птица, пьющая блевотину на фоне восхода японского солнца. Солнце встаёт прямо в чрево птицы, и она сносит яичко, которое даёт начало новой эре Рэйва.

Фото: Иван Козлов

Это жертвенная сигарета для Фифти Сента. Как бы сильно Крест ни хотел курить (а у него реально зависимость), он никогда не выкурит именно эту сигарету, потому что она предназначена для Фифти Сента. Когда-нибудь он придёт на выставку Кирилла и там получит этот подарок.

Фото: Иван Козлов

Это просто портрет неведомой женщины.

Фото: Иван Козлов

Это специальный подарок для Эммы Уотсон. Кирилл хотел послать его по адресу с помощью трэш-мэйла: это когда выбрасываешь объект на помойку, а потом честные бомжи видят его и относят на почту, после чего он попадает к адресату. Какой именно подарок для Эммы Уотсон лежит в коробке — никому не известно. Это тайна.

Фото: Иван Козлов

Это логотипы Windows и две главные заповеди Кирилла Креста

Фото: Иван Козлов

Это картина Windows Bluetooth. Крест проповедует идею о том, что Windows должен быть абсолютно чист, в нём не должно быть никаких папок и ничего такого, только чистая система, чтобы можно было заходить и сразу играть, например, в Халф Лайф.

Фото: Иван Козлов

Это картина «Похороны Ленина». На ней изображены какодемоны из DOOM. Согласно сюжету, один какодемон пытается распаковать гроб с телом Ленина, но сатана останавливает его и говорит, что распакует его лично.

Фото: Иван Козлов

Это — женщина-персонаж Laughing Octopus из игры Metal Gear 4 (справа). Наряду с Карой Делевинь, Марго Робби и Эммой Уотсон она является для Кирилла Креста одной из тотемных женщин.

Это икона Windows. После того, как Кирилл Крест стал монахом Windows и проповедовал уткам и крысам в речной долине переход на Windows с IOS и Android, он придумал собственную иконописную традицию.

Фото: Иван Козлов

Это «украинская пицца»: одна долька имеет цвета флага Украины, но впоследствии Крест эту дольку подзакрасил, потому что не понимал, что это значит.

Фото: Иван Козлов

Это работа «Патриот: рак лёгкого». Далее дословно: в наушниках можно послушать человека-патриота с раком лёгкого, которого везли в душегубке на расстрел, а так как душегубка была хитрая, выхлопные газы шли прямо в салон, чтобы всех удушить. Поэтому вы ничего не услышите в наушниках: ведь герой этого повествования умер, так ничего и не сказав.

Фото: Иван Козлов

Вот так, дорогие друзья. Вот так.

Пока я осмыслял услышанное, на крыше начался обещанный перформанс под названием «Установка Винды». Организаторы пригласили татуировщика, чтобы он набил Кресту на плече логотип Windows, чем тот и занялся. Крест за всё это время так и не произнёс ни слова по поводу своей выставки, и, даже когда в руках татуировщика заработала машинка, сумел сохранить отсутствующий вид.

Фото: Иван Козлов

Говорят, что татуировка была успешно закончена, но за это я уже не поручусь, поскольку мне нужно было уйти с перформанса раньше, чтобы съездить на другой конец города за кедами с «Авито». Впрочем, я вообще ни за что не поручусь — даже за то, что эта выставка была в действительности, тем более, что увидеть воочию вам её уже вряд ли удастся: расположенная под открытым небом, она сильно зависит от метеоусловий и даже при лучших раскладах будет открыта ещё не более пары суток.

Фото: Иван Козлов

Так что вы, кажется, безнадёжно пропустили редкое и выдающееся событие из мира пермского контемпорари-арта. У Кирилла Креста, конечно, будет и пятая, и шестая ежегодная выставка, но вот четвёртая уже никогда не повторится.

Мне вас жаль.

***

5 неудобных вопросов независимым художникам.

Интервью с Кириллом Крестом: «Я назвал в честь Каддафи аккаунт в Battlefield»

Также мы рассказывали о Кирилле и его выставке «Человек, который старался ни на кого не давить» в Центре городской культуры.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь