«Школа театрального блогера» от Союза Театральных Деятелей РФ прошла сразу в нескольких городах России — каждому достался свой мастер, свой критик. С пермскими блогерами работал театровед, драматург, продюсер Илья Кухаренко, который рассказал «Звезде» о том, как и зачем появилась эта школа, и что делать, чтобы перестать бояться и стать театральным блогером.
Необходим диалог
— Идея школы возникла в Ассоциации театральных критиков. Организация, которая возникла по тревожным поводам для отечественного театра, но в итоге решила не ограничивать свою функцию написанием коллективных писем или вручениями специальных призов, но ещё делиться той информацией и профессионализмом, которым располагает это сообщество.
Уже несколько лет, как театральные блоги стали инструментом, на который обращают пристальное внимание и профессионалы, и зрители. Развитие театральной блогосферы несомненно связано с катастрофическим сужением официального критического пространства, которое особенно заметно в регионах. Где и в прежние времена было не очень много постоянно пишущих критиков-экспертов, которые могли бы фиксировать жизнь театра — зачастую очень интересную, иногда даже более, чем в столице. А сейчас, с повсеместным закрытием и профильных отделов культуры, и специализированных СМИ блогеры оказываются очень важным инструментом рефлексии.
Так и возникла идея поделиться критическим опытом, оптикой, с помощью которой профессионалы смотрят на спектакль и посмотреть на те возможности, которые есть у блогеров, но нет у критиков — поднять эти темы в конкретном диалоге. Это, конечно, взаимообучающий процесс, потому что, к примеру, я не являюсь театральным блогером, но сама возможность подумать об этом, вычислить возможные пути его развития — очень интересный процесс.
Конечно, я не совсем чужой в этой сфере, потому что занимался пиаром и был по другую сторону баррикад, но где бы я ни работал: в Перми, Москве, Новосибирске — мне всегда казалось, что очень важно привлекать к процессу продвижения театра театральных блогеров, которые могут дать совсем другой контекст и взгляд, и далеко не всегда «неточный» — наоборот, блогеры очень часто точнее в своих ожиданиях, но им не всегда хватает авторского инструментария сохранить эту точность на протяжении всей дискуссии.
Из этой точки и возникла идея сделать несколько практических сессий от очень разных мастеров и критиков — каждый из нас предлагает свою индивидуальную программу в разных городах. Программа каждой школы возникает не только в результате наших собственных представлений о том, что мы хотим сказать, но и из представлений театра, который выступает сопродюссером школы — что им нужно, чего не хватает их блогерам, потому что, конечно, театр и пиар-службы театров — самые внимательные читатели театральных блогов.
Законная территория блогера
— Самая главная, с моей точки зрения, проблема театрального блогерства, как сравнительно новой сферы в рунете, — найти своё место внутри театральных авторских жанров. И часто происходит смешение театрального блогерства и критики, театрального блогерства и пиара, театрального блогерства и лайфстайл-журналистики с акцентом на личных подробностях из жизни звёзд.
Получается, что всё это перемешивается и находится в постоянном брожении — и для меня было важно сформулировать, а что собственно является театральным блогерством, не пересекаясь ни с критикой, ни с журналистикой, ни с пиаром, где блогер имеет абсолютно свою законную территорию.
Если очень грубо подытоживать: важно, что основной площадкой для театрального блогерства в России стали театральные сети, зачастую использующиеся совсем не так, как на западе. Facebook там сложно представить как такую важнейшую информационну ленту — это всё-таки пространство приватно-семейных личных радостей. В России это довольно серьёзное средство массовой информации, которое и используют блогеры.
В этой картине слово «социальный» для меня очень важный инструмент в контексте того, как говорят многие исследователи и практики, что наступающий век будет веком горизонтальных связей. И формирование их основано как раз на обращении члена социума к социуму — этот голос совершенно не пересекается ни с экспертом, ни с критиком, ни с журналистом.
Сложно устроенная прагматика
— Мне очень близка идея, что блогер, который говорит из очень понятного и прагматичного контекста, может много сделать для того, чтобы улучшить качество своей жизни и качество взаимодействия с театральной средой своего города. Выступать внутри этих взаимоотношений каким-то важным голосом, как восторженным, так и рассерженным. Потому что театр, в первую очередь, — часть его социальной жизни.
Это очень чётко обозначает его право рассуждать о театре вне зависимости от степени своей компетентности, насмотренности, опытности, образования. Главное — не совершать подмены, не «вставать на чужую табуретку», имитируя экспертов или пиарщиков. И этот голос нужно беречь, потому что всё можно получить в процессе написания постов, если правильно заморочиться, а чтобы заморочиться, человека подтакливают очень внятные и прагматичные цели: это может быть сложно устроенная прагматика, но всё равно прагматика. Она является сильнейшей мотивацией для того, чтобы развивать свои взгляды на театр, технику письма, умение выражать свои интересы и своих читателей, делать свой блог более популярным, а значит, и более мощным инструментом разговора с социумом, в котором театр начинает играть очень важную роль.
Рубрика «Правильно выстроенная коммуникация»
— Это довольно тонкий и противоречивый момент: с одной стороны очень хочется, чтобы всё, что пишут о театре, было сделано на должном уровне глубины понимания происходящих в нём процессов, с другой — очень важно понимать, что отсутствие компетенций ни в коем случае не должно мешать человеку, если он хочет говорить о театре, начать этот разговор.
И моя задача была — показать, что есть, как минимум, несколько абсолютно законных и интересных вариантов, не умаляющих ни значимости блогера, ни сложности предмета разговора, который можно вести, даже не обладая некоторыми компетециями. Как можно получать эти компетенции в процессе разговора, и как может быть сформирована персональная интонация человека, возможно, просто боящегося говорить о театре, опасаясь того, что есть люди, которые упрекнут его в незнании, неопытности, чрезмерном восторге или поспешном неприятии каких-то важных вещей.
И это парадокс, потому что есть какая-то обидная немота, люди боятся говорить о том, в чём чувствуют недостаточную уверенность. Поэтому моей задачей в рамках семинара было переместить эти сомнения в абсолютно другую плоскость: сделать так, чтобы человек понимал степень своей компетенции, но при этом имел возможность так выстроить свой пост, так научиться писать про театр, чтобы эта некомпетенция не являлась компрометирующим фактором. Дать понять, что при определённом внимании к себе, своим собеседникам, увиденному, он имеет все ресурсы, совершенно другие: не экспертные, не критические, но тем не менее все необходимые, чтобы говорить о театре, очень точно выбрав точку, из которой говорить, цель и адресата.
Вот я бы не хотел, чтобы отсутствие знаний, насмотренности и театрального опыта мешали блогеру высказываться. Но не в рубрике «слабоумие и отвага», а в рубрике «правильно выстроенная коммуникация»: «я хочу про это разговаривать, и совершенно не стесняюсь того, что ничего про это не знаю». Эта позиция подразумевает определённую активность, любопытство и открытость по отношению к тому, что придётся узнать в рамках начинающегося разговора. Недостаток компетенции не должен быть причиной немоты, однако не должен создавать и иллюзию того, что можно что-то понять, ничего не узнав.
«Спасибо, всё было гениально»
— Пермские театры живут очень интенсивной жизнью, и совершенно очевидно, что digital-продвижение у нескольких театров, на очень высоком уровне, порой сильно превышающем уровень театральных SMM в столицах. Это очень заметно и создаёт контраст с тем, что потом читаешь в блогах, которые выглядят очень лояльными, но и слегка зажатыми.
То есть, пермский театр регулярно бросает вызов своему зрителю, и есть некоторое ощущение, что, будучи в основном людьми благодарными, пермские театральные блогеры этот вызов стараются максимально обойти: как зрители они его принимают, а как люди, которым потом нужно как-то об этом написать — немного скованы, стараются обойти острые углы из лучших побуждений. В результате, не проговариваются важные вещи, связанные с острым сиюминутным восприятием события. Получается, что на довольно резкие телодвижения театра в отношении репертуара возникает какой-то очень легкий, доброжелательный, но несколько одинаковый отзыв: «всё хорошо: и это хорошо, и это потрясающе. Спасибо, всё было гениально...» Теряется индивидуальность каждого проекта в потоке вполне восторженных, но не очень конкретных отзывов.
И задачей школы было найти способ, чтобы человек умел, не теряя ни благодарности, ни открытости, ни внимания, рассказать о своих эмоциях, чувствах, потому что тогда и возникает адекватная реакция, более качественная обратная связь: немножко растрясти вот этот зажим, эту немоту, позволить блогерам найти ту интонацию, которая при любой степени их продвинутости позволила бы высказываться искренне и интересно.
vs 150 книг о барочной опере
— В билете не написано, что ты должен прочитать 150 книг о барочной опере. Сам факт того, что у тебя есть возможность прийти на спектакль, делает тебя полноправным участником диалога, просто нужно найти очень правильное место, из которого ты можешь про это говорить, не обладая нужной профессиональной компетенцией.
Ложно понятая лояльность запирает сковывает. Вот эта отвратительная форма «не знаешь — ну и молчи», которая сидит у нас в головах — она отнимает целый ряд возможных коммуникаций.
Не знаешь, но тебя это взволновало — попробуй про это рассказать, не изображая знания. Не знаешь, но хочешь узнать — попробуй об этом спросить так, чтобы тебе ответили компетентные люди. Не знаешь, но хочешь ещё — воспользуйся тем, что тебе дают современные средства массовой информации, попробуй разобраться самостоятельно, и само это исследование может стать основой очень интересного поста.
Самое интересное и для профессионалов, которые читают театральные блоги, и для зрителей — это вынесенный на всеобщее обозрение процесс того, как человек, который ещё вчера не знал, но столкнулся с чем-то, что делает для него новое знание теперь необходимым, пытается получить его, рассказывает, где всю информацию можно найти, кто интереснее всех про это пишет, какие записи лучше всего корреспондируют с тем, что он увидел в театре. Этот процесс невероятно захватывающий, потому что ты видишь человека на пороге открытия. Не важно, открывает он то, что ты знаешь, или ты заново открываешь с ним то, что уже знал. Это очень заразительно. И я как раз за то, чтобы работала сила этой заразительности, потому что только так знание может сохраниться. Только этот механизм и даёт возможность культуре самовоспроизводиться.