Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
За редким исключением, Пермь попадает в федеральную повестку в двух случаях: в ней происходит либо что-то катастрофическое, либо что-то стыдное. Так что во втором случае остаётся только порадоваться: ну стыд и стыд, не катастрофа же. Так и в этот раз — пермские чиновники предложили горожанам выбрать название для новой транспортной карты, создав для этого голосовалку на специализированном портале «Управляем вместе». На предварительном этапе в лидеры выбилась «Пермская езда», вся суть и смысл которой в том, что её можно сокращать до «П-езды». Поняли, да? П-езда! Полный хохотач, как говорят в «Одноклассниках». Прикол уже заценила «Медуза», «Эсквайр», РИА, «Комсомолка», Tjournal и миллионы изданий поменьше. Но прикол, на самом деле, не в «П-езде» совсем.
Хотя я не могу не начать с того, чтобы по ней проехаться. «Пермская езда» — это, конечно, неуклюже. Как верно написал в твиттере Дмитрий «Тетраокс» Ширинкин — «крайне натянутая, несмешная, неизящная, квазилингвистическая, неловкая и глупая шутка». А вот решение мэрии наградить билетами в ТЮЗ автора «Пермской езды», блоггера Мишу Вшивкова, мне очень нравится. Не потому, конечно, что мэрия включилась в этот непрекращающийся парад скудоумия, а потому, что билеты, как пишет телеграм-канал Properm.ru, оказались бесплатными.
То есть «подарок» получился в должной степени унизительный. Хотя лично я бы и бесплатных билетов пожалел, ограничившись торжественным вручением Мише Вшивкову ключей от каламбурошной. Пускай владеет. Там уже и так хорошая компания подобралась — например, журналисты программы «Чистосердечное признание», пять лет назад выпустившие сюжет под названием «Пьяная баба — езде не хозяйка» и прочий подобный сброд.
Лично мне вариант с «Зелёной милей» больше нравился, потому что это всё-таки несколько тоньше. Есть же в Перми садовое товарищество и фирма на Клименко с таким названием, придуманным явно на голубом глазу — и ничего. Может, и тут прокатило бы. С другой стороны, шутить с такими вещами боязно. На том же Properm.ru недавно вышел материал, открывающий страшную правду о старом путепроводе около вокзала Пермь Первая. Путепровод буквально сгнил и в любой момент мог моментально обрушиться от любой серьёзной нагрузки, что не помешало чиновникам пустить по нему новые автобусы взамен относительно лёгких старых Пазиков. То есть, давайте говорить прямо: из-за бездарного управления транспортными сетями жизни десятков человек ежедневно находились под угрозой, а дорога до Перми Первой могла стать для них самой настоящей «зелёной милей». Шутить об этом как-то не хочется, об этом рассуждать-то без слёз невозможно.
Но, вообще-то, это колонка не о том, что у меня хорошее чувство юмора, а у всех остальных плохое. Самое стыдное в этой истории — не шуточки-каламбуры, а голосование, устроенное на портале «Управляем вместе».
Как говаривал ещё Вольтер (а на самом деле — английская писательнца Эвелин Холл), «Мне отвратительна ваша П-езда, но я готов умереть за ваше право на неё». Ну, или как-то так. А наше право на «Пермскую езду», действительно, оказалось попрано самым вероломным образом. Что, кстати, очень обидно. Публицист Иван Давыдов любит так шутить в Твиттере: реагировать на идиотские новости типа «Лучшее огородное чучело выберут в Ивановской области» фразой «А говорят, что в России нормальных выборов нет». Для Перми эта печальная шутка особенно актуальна, учитывая затяжную и безрезультатную борьбу пермяков за отнятое у них право выбирать мэра города. На федеральном уровне выборов как таковых нет, на местном с некоторых пор — тоже. Казалось бы — ну дайте нам в результате честных конкурентных выборов хотя бы выбрать название для несчастной транспортной карты, ну чего вам стоит, путинская вертикаль-то не рухнет от этого.
Но и тут не сложилось. Как верно заметил вездесущий Денис Галицкий, через некоторое время после начала голосования из тройки лидеров исчезла «Обдираловка». А затем путь наверх закрыли и «П-езде» — в ручном режиме. Но это решение хотя бы озвучили представители мэрии. А вот куда и почему пропала «Обдираловка» — совершенно непонятно. Она не нарушала формальных правил, потому что не было никаких формальных правил. Она прошла модерацию и длительное время участвовала в голосовании. От «Обдираловки» не шла кровь из глаз, как от оставшихся в голосовании омерзительных вариантов «Пермяч`ОК», «МедвЕТКа» или «Пермидвижение». Так в чём же дело? Почему так сложно организовать нормальную процедуру, продумав заранее её правила и не меняя их по ходу игры? Варианты, снискавшие народную любовь, исчезают ещё на этапе предложения идей, дальше нас ждёт непрозрачный этап «экспертного отбора» с непрописанными критериями — во всём этом реальной демократии меньше, чем в Российской Федерации. А это надо постараться, чтоб её было меньше.
Всё это может казаться шутками, но вообще-то «Управляем вместе» — серьёзный проект, на который было потрачено больше сотни миллионов бюджетных рублей. И, судя по печальной истории с этим «народным голосованием», ни копейки из этих денег не ушло на то, чтобы поучиться грамотно проводить подобные кампании, изучить сетевое сообщество и понять, чего от него ждать. Так на что они ушли в таком случае? На то, чтобы вы приглашали людей к волеизъявлению, а сами под покровом ночи руками лезли на сайт, воровали наши с Галицким «Обдираловки» и портили наши с Вшивковым «Пермские езды»?
Где-то в своей обширной фейсбучной ленте я натыкался на ироничные рассуждения о том, что пермяков нельзя допускать до серьёзных выборов, раз даже такую невинную затею они способны превратить в балаган. Нет, друзья — нас-то как раз можно допускать до любых выборов. А вот вас, похоже, нельзя.
***
«Заводы Алупки» и «Байкальское ледовище». Пермский пример вдохновил «Лентач» придумать названия транспортных карт для других городов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.