Парма, где твои «Крылья»?
Наверное многие отложили свои дачные и прочие традиционные субботние дела, чтобы посетить фестиваль «Крылья Пармы», прошедший 25 июня на аэродроме Сокол. Мы с сыном тоже решили не пропускать такое событие. Были в прошлом году, в позапрошлом. Какой же мальчишка останется равнодушным к такому зрелищу — ревущие истребители, лихие фигуры высшего пилотажа в исполнении авиамоделей, зависающий над толпой огромный спасательный вертолёт и многое другое. О том, что «Русских витязей» не будет, мы узнали накануне, но планы решили не менять.
Должен сказать, что в этом году нас ожидало множество «сюрпризов». Почти всё, что происходило, было не просто неожиданно и не просто нелепо. Сюрреальная картина происходящего упорно отторгалась разумом. Мы выдержали целых полтора часа, надеясь на то, что этот набор непонятных событий как-то структурируется. Не дождались. Не смогли. Не выдержали.
Ну, а теперь всё по порядку.
Вскоре после съезда с Шоссе Космонавтов в сторону Сокола, задолго до поворота на посёлок, мы увидели плотно заставленные машинами обочины. Вот это да! До посёлка ещё километров пять. Что же будет дальше! А дальше был поворот направо и огромная очередь машин. Под каждым кустом по полицейскому (или ЧОП?), а то и по три. Концентрация машин ГИБДД навела на мысль о визите президента или премьера, на худой конец. Попытка припарковаться на обочине была обречена. С места сразу срывались несколько стражей порядка и прогоняли наивного автолюбителя. Отпустив такси, пошли пешком. Так быстрее. Идти пришлось около трёх километров, под палящим солнцем, в широкой колонне таких же вынужденных пешеходов.
Уже перед финишной прямой увидели над деревьями оранжевый самолётик. Он летел с лентой, на которой было написано «Я тебя люблю». Сразу скажу, что больше ничего летающего мы не увидели, если не считать пары пассажирских самолётов, которые приземлились в Большом Савино согласно расписанию.
На подступах к веселью нас привычно обыскали и «прозвонили».
На поле стояли два истребителя, пассажирские Ту-134 и Як-40. Желающие могли посидеть в кабинах. Они, желающие, выстроились в гигантские очереди. Последний раз я такое видел на ул. Ленина, когда сигареты можно было купить только там, в табачном магазинчике. До этого
В толпе бродило несколько десятков людей в жилетках и с флагами «Единой России». Два флагоносца преклонных лет заявили, что они делают это бесплатно, по зову сердца и вообще, они
Итак, очереди в самолёты, многочисленные торговые палатки, толпы растерянно озирающихся людей. В небе
Теперь о самом страшном. Далеко на сцене люди в белых костюмах орали в микрофоны. Наша удалённость от сцены ничего не значила. По всему полю были рассредоточены колонки, вопли из которых доставали нас в любом уголке. Не попадая в ноты, не слушая друг друга, мужчины в белом надрывно кричали на разных языках рифмованные фразы. Это сопровождалось аккомпанементами в записи. Популярные в определённых кругах в разные времена мелодии приобретали здесь какой-то новый смысл и миссию. Возможно, всё это было призвано продемонстрировать прочность фюзеляжей отечественных самолётов. Они остались невредимыми, как ни странно. Хотя ракеты с истребителей всё-таки предусмотрительно сняли. В прошлом году они были на месте. Но тогда кричащих со сцены людей не было. Справедливости ради надо сказать, что в толпе были замечены двое, поведение которых было нетипичным,
Надежда увидеть хоть что-то интересное или хотя бы не тошнотворное таяла. Раздражение из-за льющейся в уши навязчивой какофонии росло. Посмотрев на уныло сидящего на траве ребёнка, я подумал, что подождём ещё минут 15, и в путь, если это фееричное НИЧТО и НИКАК будет продолжаться. Но в наши планы вмешалась женщина. Она вышла на сцену и стала кричать в микрофон вместо прежних мужчин. Её попытки взять низкие ноты были настолько невыносимы, что опасения по поводу психического здоровья ребёнка вынудили нас поспешно ретироваться. Да и растущее, грозящее вырваться наружу внутреннее раздражение
Не хотелось бы обидеть организаторов. Сорока на хвосте принесла весточки о том, что они старались как могли. Старались и разного рода надзорные органы и прочие структуры, уполномоченные запрещать и ограничивать и с упоением отдающиеся этому делу. Истребители
На сайте фестиваля указано: «При поддержке Министерства культуры Пермского края», «Правительства Пермского края» и т. д. Серьёзно? Можно подробнее? На примере этого года.
Может показаться, что я брюзга. Не исключено. Но вот впечатления моего сына и знакомых людей, которые посетили сие празднество.
Даниил Соколов, 8 лет:
Вообще-то не очень. Огромные очереди. Эта ужасная музыка. И в небе ничего не происходило. В прошлом году было интересно.
Сергей Якупов:
От «Крыльев Пармы» мы ожидали воздуха, а получили разреженное пространство с непонятной концепцией. Когда зачем-то звук с главной сцены через колонки транслировался прямо рядом с другими площадками, на которых тоже были колонки и своя музыка. Это всё создавало жуткую какофонию. Программы вне сцены просто не было никакой, фактически. Зашкаливающий патриотизм со сцены не вписывался никуда. При входе на аэродром мы услышали звуки, напоминающие звуки двигателей авиамоделей (и это было бы очень логично и куда как зрелищнее, чем выступление шоу-группы «Россияне»). Но увы. Это были мотоциклы, которые зачем-то гоняли на дальнем конце аэродрома, сбивая с толку и так-то не очень понимающего, что происходит, гостя фестиваля. В общем, грустные впечатления. Даже возможность посидеть в кабине «МиГа» не скрасила их. Авиационного праздника не было. И дело тут не в том, что не прилетели «Русские витязи»
— они бы фестиваль не спасли, мне кажется. Кривовато получилось.
Елена Денисова:
У меня были дочь с зятем и внучки. Впечатление негативное, в небе только небо. Расстроили и обманули.
Юлия Шмуратко:
Проехали с мужем почти 140 километров, чтобы побывать на фестивале. В ожидании и предвкушении ярких впечатлений подъехали к Соколу. Невероятное количество народа! И машин, соответственно. Через каждые метров...цать ГИБДД-шники. 3,5 километра пешком до летного поля. Но мы всё это мужественно преодолели! Потому что верили, что лучшее впереди! Коротко о том, чем нас «порадовали»: громкое пение патриотических песен и попсовый микс; везде люди с флагами «ЕдРа»; несколько самолётов, к которым стояли очереди желающих их потрогать и изучить. Палатки для тех, кто проголодался. Всё! Фестиваль! Где крылья???
P. S. Я разговаривал по телефону с организатором и вдохновителем фестиваля «Крылья Пармы» Юлией Ворожцовой. Она не просто приятна в общении и понятна. Она ответственна и эмоциональна. Так уж сложилось, что у нас все большие дела, которыми потом гордятся все, делаются одним-двумя энтузиастами.
Я прекрасно, знаю что такое делать фестиваль. К счастью, я не знаю, что такое «поддержка Минкульта» и правительства. Всё было отлично задумано. Всё было согласовано с Министерством обороны и прочими структурами. Однако в начале июня разбился один из пилотов «Русских витязей» Сергей Ерёменко, и наши официальные лица запретили показательные полеты всем истребителям за неделю до фестиваля. Были согласованы полёты пилотажной группы из Уфы. Но буквально накануне Межрегиональный центр воздушных полётов, что в Екатеринбурге, на всякий случай ударился в формальности и фигуры высшего пилотажа запретил. Было много внезапных и нерешаемых в короткое время проблем, поэтому получилось то, что получилось. Многое помогли бы решить деньги, которых, как всегда, недоставало. Кстати, был объявлен сбор средств. Собрали ничтожно мало. Народу на фестиваль приехало очень много. А денег собрали
Я поеду на следующий фестиваль, если он состоится. Если у Юлии получится всё так, как она задумала, будет хорошо, я уверен. Просто не мешайте и помогите материально. От практики платы за вход организаторы решительно отказываются. Информация о том, как помочь, скоро появится на их сайте.
Чиновникам большой и пламенный привет. Особенно Минкульту и МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ. Вы-то нас неожиданностями не пугаете. И на том спасибо. Мы все