Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Искусство рассуждать о постановках, которых вы не видели
Несколько дней назад «Звезда» опубликовала комплиментарное мнение искусствоведа Александра Михайлова о постановке Константина Богомолова «Кармен», премьера которой недавно прошла в Пермском театре оперы и балета. В качестве реакции на этот текст (а также вообще на все тексты, вышедшие в СМИ и соцсетях за последнюю неделю) Иван Козлов сформулировал собственное мнение, аккуратно дождавшись момента, когда у него не останется ни единого шанса поддаться искушению и посмотреть-таки пресловутую оперу.
Раз уж я взялся писать колонку об опере «Кармен», то первым делом считаю нужным предупредить, что я её, конечно же, не видел. Мне вообще кажется естественным, что в современном мире способы потребления контента не могут ограничиваться только дихотомией «смотрел
То же и с кино. Если кто-то ещё помнит, был такой этически сомнительный, дико дорогой и безумный в плане хронометража проект Ильи Хржановского, в котором приняло участие множество разных замечательных людей
Тут мне почему-то вспоминается картина под названием «Сербский фильм». Если вы её не видели, то, значит, вам и не надо, и гуглить её я тоже не советую. Это один из самых жестоких фильмов, рассчитанных на массового зрителя,
Именно так и устроена медиасреда. Зритель больше не решает, когда выключить кино, актёр не решает, когда заканчивается проект, в котором он участвует. Фильм «Дау»
А раз так, может ли помешать формированию моего мнения тот факт, что я не видел лишь одно из звеньев (даже не факт, что ключевых) этой длинной цепочки
Тем более, если бы я её посмотрел, мне бы неизбежно пришлось говорить о ней в содержательном ключе. А содержательно обсуждать постмодернистские постановки, обыгрывающие классические сюжеты, вредно для ментального и физического здоровья: ещё до того, как постмодерн умер, они строились по одним и тем же принципам, а уж после его смерти и подавно превратились в самовоспроизводящееся ничто. Если вы видите снимки из зала с тупыми шутками и тошнотворными каламбурами, вы не должны обманывать себя надеждой, что ваше личное присутствие открыло бы в них какие-то дополнительные слои смыслов. Всё именно так плохо, как можно предполагать: к счастью, постмодерн никогда этого не скрывал и не стеснялся.
К тому же, содержательно «Кармен» пообсуждали уже и без меня. Целую неделю никакого продыху не было от этих обсуждений. Не знаю, как вам, а мне по итогу захотелось только вздёрнуться с тоски. С теми, кому понравилось, всё понятно: ну хвалят и хвалят, кто-то пытается эстетствовать, кто-то честно говорит, что хотел посмеяться и посмеялся без всяких завышенных ожиданий. Но те, кому не понравилось,
В этом плане Пермь, конечно, заслужила своего Богомолова. Оскорбляться и возмущаться
Понимаете, почему меня это волнует. Я считаю Константина Богомолова воплощением всех самых худших черт российской богемы и творческой интеллигенции, не способной на настоящее революционное или просто радикальное высказывание, но умело поддерживающей сложившийся порядок вещей. Постмодернист-конъюнктурщик, за десятилетие прошедший путь от участия в протестах до их резкой критики, до роли доверенного лица Сергея Собянина, до авторства откровенно реакционного правого манифеста, эксплуатирующего вульгарную и вредную пропагандистскую страшилку о загнивающей Европе. Такая типичная опора режима для мидл-класса с претензией на интеллектуальность. Конечно, всем этим его личность тоже не описывается, и я не предлагаю его «отменять» или устраивать какие-то публичные кампании: к «cancel culture» в том её изводе, который мы имеем счастье регулярно наблюдать в соцсетях, я отношусь не лучше вашего.
Но всё же я был бы рад, если бы в Перми нашлось хотя бы несколько человек, которые могли бы сказать не от имени возмущённой общественности (не выношу возмущённую общественность), а от себя лично: «Я не пойду на „Кармен“, потому что её создал режиссёр, подпитывать репутационный капитал которого я считаю неприемлемым для себя».
Это сразу вывело бы дискуссию в более широкое поле, в котором ей и подобает находиться. Просто потому что давайте, наконец, поймём: ничего неполитического вокруг давно уже нет, а попытки отстроиться от контекста
Но ничего подобного, конечно, не происходит. Почитайте рецензии на «Кольте» или на «Медузе». Критики, специально прилетевшие в Пермь, так усердно поддерживают статус-кво, что кажется, стоит им сделать шаг вправо или шаг влево за пределы установленных Богомоловым рамок, как у всего театрального истеблишмента тут же поотваливаются жопы. Особенно у Александра Баунова, который, судя по этому посту, вообще считает, что провинциальную публику не интересуют «столичные скандалы» и что она, иначе говоря, не способна смотреть на явления в чуть более широком контексте, чем ей показывают.
Хотя, может быть, не так уж он и не прав, если подводить итоги целой недели обсуждений. Слушаем «Валенки» «Крокодилы-бегемоты», спорим о степени скабрезности авторских каламбуров, обсуждаем окровавленный тампон. Именно это от нас и ожидалось, а понимания того, что мы сами можем задавать собственную канву дискуссии, превосходящую постмодернистские сценарии, пока не возникло. И это очень грустно, конечно.
***
Ранее мы публиковали колонку искусствоведа Александра Михайлова, в которой он объяснял, как смотреть «Кармен».
А ещё собрали отзывы первых зрителей на «Кармен» Константина Богомолова.
Рекомендуем почитать
Путешествия по городам, музеям, эпохам и нравам. Семь книг об Италии
Праздники с неопределённым сроком проведения. Неочевидные краевые фестивали этого лета, которые стоит подождать
Новое на сайте
Владимир Путин подписал указ о нерабочих днях в России с 30 октября до 7 ноября. Это связано с ростом заболеваний ковидом
На этой неделе в Перми и Москве пройдёт «Эхо Флаэртианы»
Без QR-кода здесь не место. В Пермском крае непривитых оставят дома
В ИК-10 Пермского края погиб заключённый. Предположительно, ему отрезало голову на пилораме
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+