X

Новости

Сегодня
17:06 Пермские активисты создают карту безопасных мест, куда можно попасть с велосипедом
13:28 Пермский край занял 42 место в рейтинге российских регионов по качеству жизни
11:19 В Перми эвакуировали гимназию № 17. В учреждение поступило письмо с угрозой минирования
2 дня назад
10:18 В прокуратуре не смогли объяснить обоснованность тарифов на вывоз бытовых отходов
15 февраля 2019
12:15 У детей, массово заболевших в прикамском санатории «Орлёнок», обнаружили норовирусную инфекцию
12:00 Власти хотят изъять в муниципальную собственность два земельных участка около Пермской соборной мечети
14 февраля 2019
17:02 На Комсомольском проспекте в Перми количество парковочных мест сократится на треть
16:07 Весной в Перми начнут строить новый муниципальный приют для животных
14:46 В Свердловском и Кировском районах Перми 22 дома останутся без воды
Фото: Михаил Белоусов

Илья Шипиловских: Прошлое до конца не осмыслено

Илья Шипиловских привёз в Пермь выставку «Жизнь других», в которой собраны частные архивы людей, живших в СССР в 70-е и 80-е годы прошлого века. Мы попросили Илью ответить на несколько простых вопросов.

Про отличия

По сравнению с выставкой «Жизнь других» в Екатеринбурге, мы добавили в пермскую экспозицию две новые работы — Кристины Горлановой и Анастасии Богомоловой. Они укладываются в концепцию — это работы с памятью, работы с архивами. Обе девушки анализируют историю своей семьи, используя художественные образы. Помимо фотографий, у одной это матрёшки, у другой — платья.

Кроме того, мы не стали привозить из Екатеринбурга все фотографии, потому что нам показалось уместным и интересным сподвигнуть пермяков на участие в этой выставке. Нам прислали несколько работ, и мы, как кураторы, выбрали те, что отвечали формальным критериям.

Фото: Михаил Белоусов

Про будущее

Я думаю, эта выставка не имеет срока давности. Если есть к ней интерес у каких-то институций, мы достаём экспозицию из запасников и выставляем. Так случилось, например, в Красноярске на местной биеннале в 2013 году. И теперь —в Перми, в Музее советского наива.

Про ностальгию

Здесь главный момент заключается в том, что то время до конца не осмыслено, не продумано. Осталась куча незакрытых гештальтов, которые до сих пор живы в памяти. Столько всего там произошло, что взгляд, направленный в прошлое, может останавливаться на самых разных вещах. И таких недосмотренных, непроговорённых вещей ещё довольно много. Поэтому я думаю, что интерес к этой теме будет только расти.

Я бы не стал говорить о ностальгии. Мы это чувство не закладывали и особо даже не предполагали его наличие у тех, кто будет смотреть экспозицию. Мне кажется, что выставка предназначена для более пытливых умов, которые будут препарировать историю, проводить деконструкцию прошлого: переберут его в том формате, который для них кажется наиболее правильным и интересным. Конечно, ещё важно прочувствовать преемственность, в том числе и для молодых художников. Нащупать свои корни. Понять, почему было именно так. Ведь даже какие-то личные, семейные истории до сих пор характеризуются не открытым финалом, а открытым началом. И многие до сих пор пытаются это открытое начало переосмыслить.

Про запросы аудитории

Я не работал в столице, поэтому у меня умозрительные представления о том, что там происходит. Я езжу на выставки, смотрю... Мне кажется, запрос в какой-то степени одинаковый. Но мир современного искусства настолько разный, что место найдётся всем. Кому-то хочется ходить на выставки-блокбастеры со знаменитыми именами, впечатляющими инсталляциями. Кому-то, наоборот, важна камерность, эксперименты. И вот как раз в столицах весь этот спектр представлен. И там есть выбор выставок на любой вкус. В провинции — всё гораздо уже.

Про кураторов

В наших реалиях зачастую один человек, зовущийся куратором, выполняет несколько функций: менеджер, критик, дизайнер. Но эта универсальность, как мы понимаем, отражается на качестве работы по всем названным направлениям. В идеале, конечно, функции должны быть разделены.

Что касается меня, то я был сотрудником в галерее Green Art, помогал Елене Олейниковой с монтажом, выкладывал на сайт информацию. И как-то проникся этой темой, погрузился, так сказать, в мир искусства. Затем я учился арт-критике, а там уже директор уральского филиала Государственного центра современного искусства в Екатеринбурге решила, что меня можно взять на должность куратора.

Если копнуть глубже, то был вполне определённый момент в жизни, который повлиял на моё решение заняться искусством. Это была музыка, а не живопись или прочее визуальное искусство, как можно было бы подумать. Я учился в музыкальной школе и там впервые услышал Ксенакиса, Шёнберга, то есть всех этих композиторов-модернистов. И это настолько меня заинтересовало, что я начал глубоко погружаться в тему. И уже изучая музыку, я постепенно то тут, то там сталкивался с современным изобразительным искусством. Так всё и началось.

Про планы

Я сейчас работаю над выставкой, которая ещё больше раскроет тему «самораспаковывающегося архива». Выставка «Жизнь других» — это как раз такой «архив», который не требует каких-то мощных подготовительных работ.

Современное искусство зачастую выставляют в неприспособленных для этого местах. И, конечно, там возникают сложности с монтажом, светом. Поэтому я хочу сделать такую выставку, которая была бы лишена этих проблем. Это должна быть легко транспортируемая композиция. Более того, сами ящики, в которых будут упакованы экспонаты, станут частью экспозиции. Вот эта задача — дизайнерская и концептуальная, — которую я сейчас и решаю.

Рекомендуем почитать

Выставка Сергея Шнурова, концерт Gnoomes и спектакль «Летели качели». Куда сходить на выходных в Перми 8 и 9 декабря

Юрий Куроптев

Новое на сайте

Плоский мир литературы: видео лекции Галины Юзефович

Иван Козлов

В Перми пройдут публичные слушания о реновации территории завода Шпагина и Разгуляя. В проекте много странностей

Анастасия Кожевникова