X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Константин Долгановский
13статей
Пермь, я тебя вижу

Иностранцы в Перми. Каким они видят наш город? Мы приглашаем гостей города на прогулку, предоставляя им полную свободу в выборе маршрута.

Ши Шаньшань: 彼尔姆,我看见了你

Пермь смело можно называть одним из центров мирового образования. К нам приезжает учиться молодёжь из разных стран и континентов. На период обучения наш город становится для них домом. Насколько им здесь комфортно? Хотели бы они что-то изменить? И что они оставили бы нетронутым? Узнать это можно только одним способом — отправиться на прогулку с иностранным студентом, для которого наш город стал временным пристанищем.

Сегодня героем проекта «Пермь, я тебя вижу» станет китаец Ши Шаньшань, студент филологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета. А компанию ему составят журналист Наталия Мухина и фотограф Константин Долгановский.

Пятница. Улица Белинского

В этот раз наша прогулка будет без переводчика, ведь Шаньшань изучает русский язык и готов продемонстрировать свои знания и умения. Встретились мы около общежития ПГНИУ на ул. Белинского, где и живёт иностранный студент. Всё здание общежития исписано неумелыми граффити и залеплено объявлениями.

Шаньшань, похожа ли Пермь на китайские города?

— Скорее, нет. Возьмём хотя бы внешний вид зданий. У вас очень много стен, исписанных граффити. У нас, в Китае, такого практически нет. И даже если появится такая надпись, то вахтёр или охранник здания её тут же смоют. Тем более, граффити недопустимы на зданиях учебных заведений или их общежитий. Ведь это место для образования, где происходит воспитание личности, и такой внешний облик просто недопустим. А с несанкционированными объявлениями у нас борются очень просто: повсюду в городе развешаны камеры, изображение с которых идёт на ближайший полицейский участок. И если полиция увидит, что кто-то на улицах расклеивает объявления и рекламу где попало, то их сопроводят в участок. В первый раз сделают предупреждение. Во второй раз выпишут штраф, в третий раз — двойной штраф, и так далее. А чтобы было меньше нарушений, у нас около остановок установили небольшие стенды для того, чтобы там размещал рекламу тот, кто хочет. И это помогает. Люди клеят рекламу на эти стенды и не портят облик города.

Затем господин Ши обратил внимание на трафаретную рекламу со словами «соли миксы». Услышав от нас, что это реклама наркотических средств, был крайне удивлён.

— У нас такого не бывает. В Китае категорически запрещено продавать, покупать и рекламировать наркотики. За продажу и покупку у нас сразу смертная казнь. И за такую рекламу наркотиков было бы тоже самое — смерть.

Шаньшань предложил прогуляться по Тихому Компросу. По пути к центральной аллее мы увидели на небольшом здании общепита забавное граффити с гномами.

А как вы относитесь к такому граффити? Это тоже портит облик города?

— О, вот такие рисунки, мне кажется, украшают ваш город. Это очень интересно, приятно смотреть, привлекает внимание, хочется рассматривать такие картинки. Но у нас всё равно это считается хулиганством. Сейчас граффитистов появляется всё больше и больше, у нас, в Китае, в том числе, и им надо где-то реализовываться. Поэтому у нас во дворах новых жилых комплексов стали устанавливать специальные стены для граффити. И на них, как правило, рисуют либо забавные юмористические картинки, либо патриотические рисунки. Кроме того, во дворах также повсюду установлены камеры, и за порядком наблюдают вахтёры и охранники. Они следят, чтобы граффити появлялись только на специальных стенах, а не на зданиях. К слову сказать, камер у нас в городах очень много, следят буквально за каждым шагом, так что даже страшно становится. Но в старых домах вдали от центра, где нет вахтёров, охранников и камер, можно встретить изрисованные стены.

«Такие рисунки, мне кажется, украшают город, но у нас в Китае всё равно это считается хулиганством» Фото: Константин Долгановский

Не спеша мы проходим мимо здания Управления внутренних дел Пермского края, которое в народе кличут «Башней смерти».

У вас был опыт встречи с пермской полицией?

— Да, один раз. Но раньше я учился на Украине, в Харьковском национальном университете. И вот там милиция останавливала постоянно, по нескольку раз за день, с этим у них всё очень жестко. А в Перми у меня спросили документы на улице только один раз, и это почти за год пребывания у вас. Однажды поздно вечером я хотел постирать свою одежду, но у меня закончился стиральный порошок. И я пошёл в магазин за порошком. Это было одиннадцать часов вечера. Ко мне подошёл полицейский и спросил: «Чем вы тут занимаетесь?» Я сказал, что студент и учусь в университете. Он очень по-доброму попросил предъявить документы. Я показал свой паспорт и студенческий билет. Он сказал: «Всё в порядке, идите». Привычка носить с собой и паспорт, и студенческий билет у меня ещё с Украины. Потому что там, если при проверке нет какого-то из этих документов с собой, большой штраф. И теперь, чтобы пойти в магазин за порошком, который находится в двух шагах, я всегда беру с собой эти документы.

А почему вы оказались в Перми?

— На Украине в прошлом году я получил диплом о высшем образовании в области филологии. Но решил, что раз моя специальность — русская литература, то я обязан поучиться и в России. А почему именно в Перми? Во-первых, я узнал, что это красивый город, со старинной архитектурой, с историей, которая связана с русской литературой. Я узнал, что в «Докторе Живаго» Пастернак описывает именно город Пермь. Во-вторых, у вас сильный университет. И, в-третьих, ваш город сотрудничает с Китаем. Сейчас в Пермском университете учусь на филолога в магистратуре. Пишу дипломную работу «Творчество А. П. Чехова в Китае и России». Выявляю произведения Чехова, которые до сих пор ещё не переведены на китайский язык. Также нахожу ошибки в старых переводах его произведений. Кроме того, преподаю свой родной язык в гимназии № 2.

Мы переходим улицу Смирнова по пешеходному переходу. Автомобилисты не сразу, но пропускают нас.

— В моём родном городе Хэфей, который находится недалеко от Шанхая, очень много пешеходных переходов. Когда-то у нас была проблема — машины и пешеходы не уступали друг другу. Пешеходы считали, что водители их должны пропускать. Автомобилисты считали, что на дороге именно они главные. Поэтому закрепили правило — приоритет за пешеходом. Сделали много пешеходных переходов, у каждого установили камеры наблюдения и подключили их к полицейским участкам.

«В Перми у меня спросили документы на улице только один раз, и это почти за год пребывания у вас» Фото: Константин Долгановский

Мы с вами сейчас гуляем по красивому скверу, который не так давно был отремонтирован. Наши скверы отличаются чем-то от китайских?

— Очень сильно отличаются. У нас скверы очень и очень большие. А у вас маленькие, но зато их много. В моём родном Хэфее их всего три, а город у нас совсем не маленький, более трёх миллионов жителей. Но наш один парк раз в пять больше, чем ваш Парк Горького. Так как у нас в стране много людей, то мы не можем позволить себе маленькие парки. Скверы в Китае, как правило, образуются вокруг большого фонтана, который располагается в центре. А у вас скверы часто образуются вокруг памятника. Я заметил, что в вашем городе их очень много. А у нас мало. И всего два вида — герои страны и герои книг. Памятники персонажам ставят, как правило, на пешеходных улицах, чтобы людям было интересно гулять. Например, есть китайский писатель Лу Синь, он писал о маленьких людях, как и Чехов. И на наших улицах можно встретить скульптуры его героев. А памятники национальным героям ставят в местах, связанных с их жизнью. Например, у нас больше ста лет назад жил Ли Хунчжан — известная историческая личность империи Цинь. Теперь его дом — это музей, а перед входом установлен памятник.

А чем ещё наш город отличается от вашего родного?

— В Китае очень широкие улицы. В городе дороги по восемь полос — четыре в одну сторону и четыре в другую. И ещё по одной полосе в обе стороны для велосипедистов. На наши дороги немного похожа ваша объездная дорога — Стахановская-Ива. Только у нас полос больше и разделительный газон меньше, чтобы зря не пропадала городская территория.

С проезжей частью всё понятно. А какие у вас тротуары?

— У нас так же, как и у вас, выкладывают дорожки для пешеходов тротуарной плиткой. Ведь это и красиво, и очень удобно. Если выпала одна плитка или сломалась, её тут же можно заменить другой. Но у вас, я вижу, почему-то не заменяют на новые, что странно. А ещё я заметил, что у вас слишком долго проводятся разные ремонтные работы на улицах.. Например, раскопают какое-нибудь место, очень долго там что-то делают, а потом ещё и заасфальтировать не могут. У нас все ремонтные работы — от и до — делаются за несколько часов. Ликвидировали аварию и сразу же вернули дорожное покрытие. И дороги у нас ремонтируют очень быстро. К примеру, один квартал в Китае полностью могут сделать за одну ночь. Приходит толпа людей и быстро всё делает. Но бывает, что сделают некачественно, и через месяц этот же самый квартал переделывают, но опять же быстро. (Смеётся.) Вот, помню, у нас в городе строили метро. Так за два года всё построили.

Под впечатлением от сказанного, мы продолжаем прогулку по скверу. Путь нам преграждает круглая деревянная конструкция, напоминающая фонтан. Заглянув внутрь, мы увидели, что пермяки превратили это место в огромную урну. Чего там только не было — пустые бутылки, обертки, окурки.

— Ну что сказать, русские люди гуляют. Китайцы практически не пьют, это не принято, всё прекрасно понимают, насколько это вредно для здоровья. А вот курение у нас сейчас входит в моду, хотя курят очень мало, наверное, только 10 процентов населения.

У вас вот так бросают на улице бутылки, бумажки?

— Нет, у нас на улице не увидишь брошенные пустые бутылки или пачки от сигарет. На улицах вообще не пьют алкоголь, только дома. Это ведь некультурно — пить на улице. Максимум, что можно увидеть, — это разбросанные бумажки, остатки после пикников, но это очень редко, в основном люди сами за собой всё убирают. Но если где-то и бросят, то это быстро прибирают специальные службы. И потом. У нас никто не будет мусорить, если рядом есть другие люди. Китайцы очень прислушиваются к общественному порицанию. Особенно если подойдёт и отругает бабушка или дедушка.

«А вы знаете, что китайцы переняли эту традицию у России? Мы теперь тоже устанавливаем такие монументы» Фото: Константин Долгановский

Мы дошли до мемориала «МиГ на взлете», который был установлен к 80-летию «Пермского моторного завода». Это настоящий сверхзвуковой истребитель-перехватчик, который теперь успокоился на вечной стоянке на аллее перед заводом.

— А вы знаете, что китайцы переняли эту традицию у России? Мы теперь тоже устанавливаем такие монументы. Например, у нас около аэропорта тоже стоит огромный самолёт. Около военного училища установлена военная модель.

А вот такие серые, лишённые всякой индивидуальности, ограждения вдоль проезжей части у вас тоже устанавливают?

— Да, по большей части у нас тоже невзрачные ограждения, в которых нет никакой красоты. Но перед каким-нибудь важным торжеством, например, Днём города, эти блёклые и простые конструкции заменяют на праздничные и красивые. Но после праздника опять убирают и ставят обычные. Это такие противовандальные меры. У нас даже цветы, которые развешивают в специальных горшочках в городе, жители могут забрать себе. Поэтому цветы тоже появляются только на время праздника.

И вот мы уже идём по улице Героев Хасана. Здесь более шумно, и нам приходится говорить громче. Многие пермяки с интересом оборачиваются нам вслед.

Так получается, что почти с каждым иностранцем, с которым гуляем по городу, мы говорим о трамваях. И опять же сейчас мы идём по улице с трамвайными путями. В Китае как относятся к этому виду транспорта?

— В Китае практически нет трамваев. Сейчас, наверное, только в Шанхае можно их встретить. Китайцы считают, что это слишком шумный вид транспорта, было много жалоб от жителей. Кроме того, трамвайные пути занимают слишком много места в городе, которое больше никак нельзя использовать. Трамваи ходят не так уж и часто, и больше никто по этим путям ни ездить, ни ходить не может. Поэтому у нас постепенно избавляются от этого вида общественного транспорта. Лучше вместо трамвайных путей сделать ещё одну полосу для движения автомобилей или выделить больше земли для строительства дома. У нас думают именно так. Троллейбусов в Китае тоже практически нет. А в моём родном городе только автобусы и теперь метро. А ещё у нас используют такси. Но заказа по телефону нет. Такси ездят по городу в поисках клиентов, также есть специальные площадки для них. В потоке машин такси увидеть очень просто, эти автомобили особенного цвета. Каждый город выбирает свой цвет — жёлтый, красный или светло-зелёный. Таких цветов могут быть только такси. В моём городе оно жёлтое.

«В Китае практически нет трамваев» Фото: Константин Долгановский

Нам часто говорят, что проезд в пермском общественном транспорте довольно дешёвый. А сколько в Китае стоит проезд?

— У нас проезд стоит по-разному. Если автобус без кондиционера, то на ваши деньги одна поездка стоит 10 рублей. Если автобус с кондиционером, то уже 20 рублей. То есть, если хочешь летом ездить в прохладном автобусе, а зимой — в тёплом, плати больше. В то время, когда кондиционер не требуется, например, весной или осенью, проезд во всех автобусах стоит одинаково — 10 рублей. Такси тоже стоит по-разному. У обычного стоимость посадки — 50 рублей, а потом каждый километр — 20-30 рублей. У VIP-такси посадка около 100 рублей, стоимость километра такая же. А вот сколько стоит метро, пока не знаю. Его недавно построили, а дома я ещё не был.

Мимо нас по ул. Героев Хасана промчался автомобиль китайской марки.

А какая марка машины в Китае самая популярная?

— Chery. Я вижу, что у вас в Перми эта марка тоже популярна. На дорогах у вас много китайских машин. Но у нас на экспорт и для внутреннего использования делают разные модели автомобилей. Тех машин, которые ездят у нас, нет в других странах. Модели для Китая делают поменьше, покомпактнее, ведь мы, китайцы, маленькие. У нас иногда можно встретить на дорогах и российские автомобили — это старые «Лады», которые похожи на кирпич. Но их у нас становится всё меньше и меньше.

Свернув во двор, мы возвращаемся на Тихий Компрос. Увидев детскую площадку, Шаньшань решил погрузиться в детство. И мы продолжили разговор, когда господин Ши качался на качелях.

— Мне нравится, что у вас в России практически в каждом дворе есть игровые конструкции для детей. Это здорово! Пусть маленькие, но их много. У нас такого нет. В Китае не устанавливают игровые комплексы рядом с жилыми домами. Они стоят отдельно. И, как правило, это большая детская площадка на целый микрорайон. А у вас ребёнок может выйти во двор и поиграть прямо около дома. Правда, у нас сейчас тоже стараются около новых жилых домов устанавливать детские игровые комплексы, но это, скорее, исключение.

«Мне нравится, что у вас практически в каждом дворе есть детская площадка» Фото: Константин Долгановский

А есть что-то общее между пермяками и китайцами?

— Есть. И мы, и вы добрые. Если я не могу найти в вашем городе дорогу, мне всегда помогут. Поэтому я чувствую себя здесь очень комфортно. Китайцы тоже всегда приезжим покажут дорогу. И не только покажут, куда идти, но и проводят до места назначения. А если это далеко, то обязательно посадят на транспорт, скажут, сколько остановок ехать и где выходить. А китаец с машиной вполне может довезти туриста туда, куда ему надо. У вас, конечно, такого нет. Но мне всё равно нравится ваш город и пермяки.

Вы сейчас изучаете русский язык. Также вы преподаете в гимназии № 2 китайский язык пермским школьникам. Какой язык сложнее?

— Русский гораздо сложнее. Ваши падежи и окончания в словах сводят меня с ума!

Рекомендуем почитать

Минстрой считает незаконным разрешение на строительство высотки рядом с ТЮЗом и требует его отозвать. Но городские чиновники не спешат этого делать

Полина Путякова

Загадка Бомжизненного озера: пять необъяснимых объектов пермской «Викимапии»

Иван Козлов

Что такое парижский шарм и кто был первым либертеном? Семь книг о культуре столицы Франции

Сергей Сигерсон

Новое на сайте

В Перми впервые выступит пианистка Варвара Мягкова с программой «Священное и мирское»

Юрий Куроптев

Рыжие, смелые и хитрые. Семь книг о лисах, оборотнях и их помощниках

Сергей Сигерсон

Суд вынес предупреждение ЧОП, которое охраняло ПГНИУ в день стрельбы. Сотрудник вышел на работу без лицензии

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+