С отцом Дмитрием, настоятелем Прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-Католической Церкви, мы встретились накануне одного из главных христианских праздников. Разговор пошёл «от Рождества Христова»...
Потом мы говорили о традициях и символах, которыми католический мир окружает и сопровождает этот праздник, о католиках Перми и края, разногласиях и различиях внутри христианского мира, архитектурных пристрастиях известных конфессий, монашеских орденах... Одним словом, речь начатая издалека, увела нас далеко. И далеко не обо всём, что меня интересовало, я в итоге спросила. Как-нибудь в другой раз.
Отец Дмитрий, католическое Рождество когда начинается? Как обставляется? Как украшается?
— Во-первых, должен сказать, что Рождество не «католическое». Это Рождество Христа. Кто-то привык разделять Восток и Запад, православных и католиков, других каких-то христиан, но, на самом деле, и Православная церковь, и Католическая празднуют Рождество Христово 25 декабря с учётом календарей: Русская Православная церковь празднует 25 декабря по юлианскому календарю («по старому стилю»), а Католическая — 25 декабря по григорианскому календарю («по новому стилю»).
Но это два разных дня для рождения Христа...
— Разница между этими двумя календарями на сегодня составляет 13 дней. Рождество 25 декабря по юлианскому календарю выпадает на 7 января. Однако говорить о православном Рождестве или о Рождестве католическом некорректно. Потому что мы имеем в виду одно и то же событие, которое произошло в один и тот же день. Просто празднуем мы его по разным календарям. Решение Церкви праздновать Рождество Христово 25 декабря принято в IV веке. Исключение составляют так называемые дохалкидонские церкви — Коптская и Армянская, которые сохранили древнейшую традицию празднования Рождества 6 января.
Когда всё-таки родился Христос?
— По поводу даты рождения Христа существуют две теории.
Самая распространённая — это теория, которая ведёт традицию празднования Рождества от язычества. В конце декабря римляне праздновали так называемые Дни Непобедимого Солнца, или «Sol Invictus». После Миланского эдикта 313 года, когда христианство вышло из подполья, перед ним встала задача «покрестить» этот языческий праздник. Так День Солнца трансформировался в праздник Рождества Христа — Истинного Солнца.
Другая теория, заслуживающая внимания, говорит, что 25 декабря — это точная дата рождения Христа. Отцы Церкви принимали эту дату как подтверждённую традицией. Например, Ипполит Римский (204 год) писал, что «первое пришествие Господа нашего, во плоти, в соответствии с которым Он родился в Вифлееме, состоялось восемь дней до календ января в среду, в 42-й год правления Августа», то есть 25 декабря.
А Святой Иоанн Златоуст писал, что в Риме хранились архивы империи, утраченные ныне, и среди них были упоминания об Иосифе и Марии в переписи, проходившей при Августе, там были и документы о рождении Христа.
Более того, ранняя Восточная церковь с самого начала отмечала праздник Явления Ангела Захарии 23 сентября и, следовательно, Рождество Святого Иоанна Крестителя девять месяцев спустя — 24 июня. Если учесть сведения, приведённые в Евангелии от Луки, где говорится, что Благовещение (то есть зачатие Христа) произошло в шестой месяц после явления Ангела Захарии, то каждый может сделать вывод: сроки Благовещения и Рождества — 25 марта и 25 декабря.
Сотни лет не было конкретных исторических источников, чтобы подтвердить эти даты. Многое изменилось с открытием Кумранских рукописей. В них, в частности в «Книге Юбилеев», — достаточно сведений, чтобы реконструировать очерёдность священнослужителей в Иерусалимском Храме. По этим данным дневная чреда Авиева (к ней принадлежал Захария) была восьмой из 24, которые по очереди служили в храме в последнюю неделю сентября. Это подтверждает христианскую традицию праздновать 23 сентября как день явления Ангела Захарии и, следовательно, дату Рождества — 25 декабря.
Перейдём к традициям праздника?
— В латинской (западной) традиции Рождеству предшествует подготовительный период. Он называется Адвент. Самым ярким символом этого периода является венок. Вы, наверное, заметили, что с приходом декабря во многих магазинах, офисных зданиях появились веночки?..
Да, такие обычно видишь на дверях домов в голливудских фильмах про Рождество.
— Во время Адвента венки появляются прежде всего в церквях. Венок сплетают из вечнозелёных ветвей ели или сосны. Это живой венок — символ надежды.
На венках устанавливаются четыре свечи. Четыре свечи — четыре недели до прихода Рождества. Чем ближе к Рождеству, тем больше горит свечей. Тем больше света. Ведь мы приближаемся к свету.
За день-два до Рождества в церкви появляется ёлка, другие украшения. Более трёх недель — убранство храма сдержанное. Можно сказать, что идёт некий Рождественский пост.
Но постом он не называется. Он называется Адвент?
— Да. До литургической реформы ХХ века это был Рождественский пост. Некоторые католики, особенно очень пожилые, продолжают переживать это время как Рождественский пост. Но в любом случае этот период для католиков — период подготовки. Перед Рождеством Церковь призывает людей обновить свою веру, сходить на исповедь, подготовиться к празднику...
Само слово «адвент» произошло от латинского adventus, что значит «приход», «пришествие».
Адвент делится на две части. Первая часть — ожидание пришествия Христа во славе — это Второе пришествие. А ближе к Рождеству мы вспоминаем Первое пришествие Христа на землю — рождение Младенца. Адвент состоит из двойного ожидания.
Бог приходит к нам самыми разными способами: в Литургии, в Слове Божьем, в таинствах, в церковной общине, в общении с другими людьми, в заботе о бедных и страждущих.
Период перед Рождеством ознаменован делами милосердия, благотворительности.
Отец Дмитрий, несколько слов об ограничении в еде. У православных перед Рождеством идёт очень жёсткий запрет на все продукты животного происхождения. Почти голодание. А у католиков с этим как?
— Хотелось бы обратить внимание на то, что смысл любого поста заключается не в соблюдении диеты, а в выделении времени и средств на дела милосердия и чтение Слова Божьего. Другими словами, во время поста происходит смещение акцента с «хлеба земного» на «хлеб небесный». Да и потом, когда ожидаешь прихода кого-то очень дорогого и любимого, то вряд ли будешь думать о еде. Скорее будешь думать о том, чем обрадовать того, кого ожидаешь. Такие примеры мы иногда приводим детям во время катехизации.
И вот пришло Рождество!
— Центральным событием литургического года как на Востоке, так и на Западе всё-таки является Пасха, не Рождество. Но Пасхи не было бы, если бы не было Рождества. Христос рождается, чтобы пройти определённый путь — пострадать, умереть и воскреснуть. Пасха и Рождество — два важнейших события в истории нашего спасения. Только Рождество оформлено более красиво. И порой сильно коммерциализировано. Вот акценты и смещаются, особенно у тех, кто вне веры.
А ещё Рождество связано с Новым годом! Или не связано?
— После Рождества католики отмечают ещё серию рождественских праздников. Следующее воскресенье после Рождества — это Воскресенье Святого Семейства. В этот день мы вспоминаем о ценностях семьи. Это своего рода профессиональный праздник всех семей Прихода. И, наконец, Новый год. Новый год — светский праздник, нецерковный. Но мы его отмечаем.
Тёмный языческий праздник?
— Любому событию можно придать христианский смысл. Для 31 декабря есть специальное богослужение, где мы благодарим Бога за уходящий год и просим благословения на год грядущий.
А что можно будет наблюдать в Приходе в ночь с 24 на 25 декабря?
— 24 декабря — Сочельник. Рождественская месса начнётся в 20:00, чтобы верующие могли вернуться домой, пока ходит транспорт. В больших российских городах (таких как Москва, Санкт-Петербург), а также в католических странах Рождественская литургия пройдёт в полночь. Для католиков в таких городах и странах работает метро, другой транспорт. У нас ситуация иная. Кроме того, 24-25 декабря — рабочие дни. И я надеюсь, что пермские католики, которые будут работать в эти дни, заранее отпросятся у своих руководителей, а те пойдут им навстречу и позволят встретить Рождество в храме.
Много ли католиков в Перми и Пермском крае?
— Человек 300 в Перми. Приблизительно. Среди них люди, которые когда-то крестились, а потом приехали сюда из Литвы, Украины, Белоруссии, Польши. Мне трудно всех сосчитать, но, как правило, по воскресеньям в храме собирается около ста человек.
Ещё один храм находится в Березниках. В нём уже много лет служит отец Эрих из Германии. Его прихожанами являются около 100-150 человек. Католики есть в Рябинино, Чайковском, Добрянке, Соликамске, Краснокамске.
И хотя нас мало, мы всё равно ощущаем себя частью большой Церкви с миллиардом верующих.
При отце Казимире (это было восемь лет назад) службы шли на четырёх языках — польском, немецком, латыни и русском. Как сейчас?
— Сейчас службы идут на латинском, русском и для монахинь Сестёр Матери Терезы на английском языке. На польском языке службы нет: в приходе осталось всего два-три человека, имеющих польские корни. Есть аутентичные поляки, которые приехали сюда по работе, но они прекрасно говорят по-русски.
Среди монахинь есть одна полька, но её орденский язык — английский. Кроме того, есть две монахини из Руанды, одна из Индии, две из Словакии, одна из Чехии. Как видите, в проведении службы на польском языке потребности нет.
Такой вопрос. Между западным и восточным христианством всегда было некое напряжение. Да, история взаимоотношений православных и католиков не знает кровавых разборок, таких, например, как у католиков и протестантов: одна Варфоломеевскую ночь здесь чего стоит. Но всё равно: не очень жаловали (на уровне церкви) католики и православные друг друга. И, мне кажется, что видно это хотя бы по тому, что одни крестятся слева направо, а другие справа налево.
— Есть католики, которые крестятся, как и православные. И есть православные, которые крестятся, как и католики. Сторона правого или левого плеча во время крестного знамения не является противоречием или противопоставлением. В Католической церкви 16 обрядов. Вера одна — апостольская, а обряжается она (от слова «обряд», обряд как внешнее проявление веры) в разные одежды.
Самый распространённый в католическом мире обряд — латинский. К нему принадлежу и я.
Вторым по распространённости в католичестве является византийский обряд. Это греко-католики. Они крестятся тремя перстами справа налево, стоят на литургии, поют акафист, у них есть иконостас, иконы и свечи. Всё как в православии!
Более скажу. Все знают про целибат — обязательный обет безбрачия для католических священников. Но в некоторых обрядах католические священники женаты — это священники византийского обряда, которых много, например, на Украине и в Белоруссии.
Есть также армянский обряд. Есть сиро-малабарские и сиро-маланкарские католики, копто-католики, эфиопо-католики, даже арабо-католики...
Самый молодой обряд — «англиканский». Возник он в связи с переходом целого ряда англиканских приходов в Католическую церковь. Причиной такого решения стали прецеденты в Англиканской церкви: женское священство, гомосексуальные браки. Многих англикан эти явления шокировали. И начался переход в католичество — целыми приходами, со священниками и их семьями. При этом Святейший Престол англиканам сказал: не надо вам в наш обряд переходить, какие у вас обрядовые особенности сформировались за 400 лет после раскола с нами, пусть те и остаются, но католические истины веры принять необходимо.
Всё ужасно интересно. Но тогда я скажу, что между католиками и православными существует очень напряжённый диалог, например, на уровне архитектуры...
— вы были в Санкт-Петербурге? На Чёрной речке, где убили Пушкина, стоит готическая православная часовня. А на улице Ленсовета, в сквере, есть одна из самых необычных православных церквей — Чесменская. Она выполнена в розовой псевдоготике. На многих православных храмах установлены латинские четырёхконечные кресты. Продолжать?..
Архитектурные формы, в которые облекается христианство, очень разнообразны, и только по внешнему облику храма нельзя судить о том, к какому виду христианства относится объект.
Да, есть типичные образцы. Например, в Польше. Там костёлы видно сразу, а если купола — то это Православная церковь. Но Польская православная церковь сегодня тоже может построить храм без куполов, её суть от этого не изменится.
О! Я знаю, что Католическая церковь строит храмы в стиле модерн: Гауди, Ле Корбюзье...
— Каждая эпоха строит свои храмы. Когда-то готика была модерновой на фоне романского стиля. Все охали: какой ужас! Для нас готика сегодня — древний стиль. Но возвращаюсь к напряжению...
Оно всё-таки есть?..
— Если мы хотим найти различия, мы в любом случае их (или какие-то там противопоставления) найдём. Но это, скорее всего, единство в многообразии. Потому что до XI века, несмотря ни на какие локальные расколы и внешние различия, Запад и Восток были едины в вере. Тому пример — святые Кирилл и Мефодий.
Кирилл и Мефодий принадлежат к единой неразделённой Церкви. Они — солунские братья, то есть греки — носители византийской традиции. Благодаря им византийская литургия проникла на Русь.
Но! Для того чтобы получить разрешение служить литургию на славянском языке, Кирилл и Мефодий обратились за благословением к Папе Римскому Адриану II. Рим торжественно встретил братьев и принесённую ими святыню — часть мощей Папы Климента. Адриан II одобрил не только славянский перевод Священного Писания, но и славянское богослужение. Он освятил принесённые братьями славянские книги и разрешил им совершить службы в ряде римских церквей.
Хорошо. Но были ведь и моменты напряжения?
— Вернее, разногласия. Их можно разделить на те, что копились с XI века, и современные.
После раскола у некогда единого христианства появились две ветки. И каждая начала свой путь, свою историю. На Западе, например, было много ересей. Восток такого еретического многообразия не знал.
Сейчас эти две ветки пытаются объединиться...
И православный мир согласен с этим экуменическим движением?
— Православие разное, оно не ограничивается Русской православной церковью.
Может, я ошибаюсь, но есть впечатление, что РПЦ не очень готова к каким-то диалогам с миром, который вне её православия?
— Если вы посмотрите последние контакты Ватикана с Патриархом Кириллом, то вы, возможно, удивитесь. Папа сейчас осуществляет много визитов. Он был в Турции, Страсбурге... И, по-моему, в одном из перелётов позвонил Патриарху Кириллу и предложил встретиться. Он сказал примерно следующее: как только позвонишь, пригласишь, я приеду...
И Кирилл позвонил?
— Посмотрим.
И богословы, и философы, и международные наблюдатели сегодня говорят, что одним из препятствий встречи Папы Римского и Патриарха Кирилла является отсутствие единства внутри самого православия. Потому что Папа, например, с лёгкостью встречается с Патриархом Константинопольским. Они вместе молились в Стамбуле, вместе молились в Ватикане. Они общаются.
Какова роль Патриарха Константинопольского?
— Патриарх Константинопольский — первый по чести в восточном христианском мире. Когда церковь была единой, на всех литургиях сначала поминался епископ Рима, на втором месте — Патриарх Константинополя, далее — другие патриархи. То есть первенство чести всегда принадлежало Риму, за Римом шёл Константинополь.
После раскола в XI веке Рим был вычеркнут из восточных литургических книг. На первом месте стал упоминаться Патриарх Константинополя. В любой православной литургии (даже если служит Патриарх Кирилл) поминают сначала Патриарха Константинопольского Варфоломея.
Как складываются взаимоотношения между разными церкями в Перми? Вы, например, встречаетесь с имамом, раввином, митрополитом?..
— И с имамом, и с раввином, и с митрополитом Мефодием, и со старообрядческими священниками...
Каждый месяц мы встречаемся у кого-то по самым разным вопросам — гуманитарным, социальным. В этих встречах участвуют депутаты, представители администрации города и края.
Вообще, мы существуем как Межконфессиональный консультативный комитет, куда входят представители семи традиционных для Прикамья религий: православные, старообрядцы, католики, лютеране, армяне, мусульмане, иудеи.
Лично меня в католичестве всегда привлекали монашеские ордена. Они овеяны героикой, романтикой, тайнами... Тамплиеры с их пропавшими сокровищами, очень неоднозначные иезуиты, госпитальеры, доминиканцы, картезианцы... Какие-то из этих орденов существуют сегодня?
— Какие у вас средневековые представления о католичестве!
Скорее, книжные. Без католических монахов нет европейской литературы. Франсуа Рабле, Этель Лилиан Войнич, Вальтер Скотт, Умберто Эко... Это первое, что приходит на ум. Скажем, иезуиты?..
— Иезуиты не такие уж и древние. Среди самых старых монашеских орденов — бенедиктинцы, францисканцы и доминиканцы.
Перед Рождеством на два дня ко мне из Москвы приедет монах-францисканец, чтобы провести в приходе духовные упражнения. Мы с ним вместе учились в семинарии в Санкт-Петербурге. У нас в Приходе служат монахини из молодого ордена XIX века, который был основан в Швейцарии и сейчас распространён по всему миру. А в соседнем доме работают Сёстры Матери Терезы. Это тоже молодой орден. Появился в XX веке.
Той самой Матери Терезы, которая спасала детей в Индии?
— Да. Монахини этого союза уже более десяти лет работают в Перми.
И что они делают?
— У них есть свой монастырь — помещение, где они могут уединяться и молиться. Это не крепостные стены, как было в средневековье. Монастырские крепости остались в Европе, а в наших пермских условиях — это третий этаж здания, что стоит рядом с церковью.
У каждого ордена своя харизма, своя особенность, своя миссия.
Да, госпитальеры всех бесконечно и бескорыстно лечили в своих монастырях-больницах...
— И сёстры Матери Терезы ухаживают за больными, за бездомными. Также у них проходят реабилитацию алкоголики и наркоманы (в настоящее время под опекой сестёр около 20 человек, — прим. ред.) Три раза в неделю сёстры кормят бомжей. В связи с чем кто-то из местных жителей выражает недовольство, так как возле нашего забора собирается толпа бездомных...
Другие сёстры, которые приехали из Чехии и Словакии, помогают в приходе. Они занимаются катехизацией, заботятся о литургических облачениях и тоже ухаживают за бабушками, причём не только католичками.
Словом, в католичестве тысяча орденов. Не только госпитальеры и тамплиеры.
Тамплиеров, знаю, давно нет, но они самые загадочные.
— Но не самые знаменитые. Есть и другие. Например, иезуиты, которые на протяжении столетий занимались образованием и наукой. По всему миру. Иезуитский колледж открыт сегодня в Москве.
Работают в Москве и монахи-францисканцы. Они специализируются на выпуске литургической литературы... И радости! Деятельность у монахов-францисканцев современная, а харизма им досталась от святого Франциска Ассизского. Его девизом были «Мир и добро».
В Москве, вообще, много католиков. Действует три католических храма. В Санкт-Петербурге — семь храмов. А там, где много храмов, много и монашеских орденов.
Православных монахов в миру не очень-то встретишь, они сидят по монастырям.
— В католичестве есть созерцательные монастыри, чем-то похожие на православные, и миссионерские, монахи которых выходят в мир. Самые древние в католичестве — монастыри созерцательные. Они до сих пор существуют.
Есть очень строгие созерцательные монастыри, они нередко находятся высоко в горах. Туда никого не пускают. И монахи там живут, как может многим показаться, не только ради спасения самих себя: они молятся за всех людей, за весь мир.
А ещё возникают новые монашеские движения, такие, например, как Сёстры Матери Терезы?
— Мать Тереза была сначала монахиней-лоретанкой. Она ушла из своего ордена и основала в Калькутте общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. В России у Сестёр Матери Терезы также есть несколько монастырей, которые, по сути, являются социальными центрами.
А могу, например, я стать сестрой Матери Терезы?
— Для этого надо чувствовать призвание к монашескому служению. Призвание — это когда тебя кто-то зовёт и ты слышишь голос в своём сердце.
Ну и, кроме того, нужно пройти несколько лет послушания. Всё достаточно сложно.
Значит, попасть в какой-то монашеский орден как в приключение, чтобы просто пожить монашеской жизнью, попробовать её, нельзя?
— Есть монастыри, в которые пускают людей, желающих прикоснуться к монашескому образу жизни. Но надо быть готовым к тому, что это не романтическая прогулка в сопровождении свиты из рыцарей, а нечто совсем иное. Если ты хочешь стать частью монашеского ордена, требуется большая подготовка.
Однажды в Перми имел место такой случай. На улице нашли бездомного с гниющими ранами: он был перебинтован, но из-под бинтов сочился гной. Никто не хотел его подбирать. Позвонили нашим сёстрам. Они сняли бинты, и оказалось, что в гниющих ранах завелись черви! Сёстры приняли и лечили этого человека. Вот оно служение! Даже мученичество! Героизм, который никто не видит...
Я преклоняюсь перед делом жизни Матери Терезы и её последователями. Но у нас Рождество. Пожелайте что-нибудь городу и миру.
— Городу и миру желает Папа Римский. Это послание называется «Urbi et Orbi».
Я знаю.
— Ко мне, кстати, в одном письме из местного министерства культуры обратились «Ваше Святейшество» (Смеётся).
Значит быть вам Папой Римским. Есть такой шанс?
— Есть, но очень-очень маленький. Папой может стать любой католик старше 35 лет, но, как показывает практика...
И всё-таки пожелайте что-нибудь городу и миру.
— Миру желаю мира. Мира как отсутствия войны. Желаю покоя, милосердия, доброты, потому что люди, к сожалению, ожесточены. Их очень легко вывести из себя. А людям желаю, чтобы они искали Бога, который даёт умиротворение, покой сердцу и счастье.