Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Пиотровский» — это нормально
На Международной ярмарке интеллектуальной литературы non-fiction, прошедшей в Москве с 26 по 30 ноября, по инициативе пермского независимого книжного магазина «Пиотровский» впервые организован профессиональный форум представителей частных книжных магазинов из 15 крупных городов России.
В ноябре в «Пиотровском» исследовали феномен ужаса, в январе 2015 года магазин отметит пятилетие, а февраль посвятит проведению третьего по счёту образовательного проекта «Философская школа». «Звезда» обратилась к организаторам этих инициатив, чтобы выяснить, зачем людям ужас, каким образом он проявляется сегодня для продавцов книг, что актуально в современной литературе и, наконец, в чём феномен самого «Пиотровского».
На страничке «Пиотровского» в соцсети указан статус: «институт экспериментального краеведения». В этом читается глубокая ирония. Улавливаю интонацию?
Михаил Мальцев: Ирония в нашей позиции была изначально, у нас работают люди с неплохим чувством юмора. Нужно учитывать и специфику соцсети. Мы шутим. А в официальных документах магазина всё серьёзно.
Изменилась ли концепция «Пиотровского» за пять лет? Ваша деятельность расширяет рамки магазина как места продажи книг.
М. М.: Скажем так, есть гипотетический образ реальности, в которой мы хотим жить. И в «Пиотровском» мы делаем вид, что она уже существует. Например, в ней есть свобода слова, и это абсолютно естественно.
А какова реальность на самом деле, на ваш взгляд?
М. М.: Поскольку мы представляем знание, которое само по себе сложно устроено, мы понимаем, что и реальность устроена так же сложно. И самая большая ошибка
Денис Корнеевский: Наша позиция естественна, органична. Нельзя говорить, что она активна или пассивна. Она просто должна быть у каждого человека.
То, что происходит под вывеской «Пиотровского», воспринимается ярким и выразительным явлением и вызывает отрадное ощущение, что в Перми оно есть.
М. М.: Значит, не всё в нашем пермском феномене так чёрно-бело, как может показаться. Мы не стремимся быть аргументом в каком-либо споре. Может, неуместно кивать на Европу в данном случае, но возьмите любой небольшой европейский город. То, что там работает частный книжный магазин и в нём организуются познавательные лекции, семинары и другие мероприятия,
Д. К.: Удивительным должно быть то, что книжный магазин, существующий всего на ста квадратных метрах, способен привлекать к себе пристальное внимание общественности. Поначалу нас это приятно ошарашивало и удивляло. Потом я решил, что вдвойне приятно, что я могу, будучи включённым в деятельность магазина, доносить свои мысли до большего числа людей.
М. М.: Это говорит не о наших достижениях, а о кризисе жизни общества в целом, самой структуры, внутри которой должно существовать место, где продаются книги.
Дмитрий Вяткин: Мы делаем магазин таким, каким он должен быть. В мире существует множество аналогичных проектов. Каждый уникален, но есть и общие черты: создание открытых образовательных программ, проведение лекций и дискуссий, постоянная работа с авторами, проработка книжного ассортимента, выбор поставщиков и прочее. Всё это может входить в понятие концепции. Для нас расстановка книг возведена в ранг искусства для искусства. Важно создать такую атмосферу, когда книжный становится умным местом, перемещаясь по которому, человек уже получает некое представление о том, как функционирует современное знание, какие в нём есть тенденции и течения. Это находит отражение в выкладке книг. Например, в отдел естествознания мы можем поставить современную научную фантастику Вернора Винджа. «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла сочетается с философией стоиков в книге Жиля Делёза «Логика смысла», поэтому у нас они могут оказаться рядом на полке. Мы хотим, чтобы все смыслы, которые составляют современную культуру, были на поверхности и открыты для каждого посетителя «Пиотровского». Из таких моментов и складывается индивидуальность магазина.
Получается перевёртыш восприятия: то, что должно быть нормой, кажется одним из редких очагов передовой мысли в отдельно взятом городе, аналогом газеты «Колокол» Герцена и Огарёва с её шиллеровским девизом Vivos voco
М. М.: Знаете, а это хорошее оправдание. Жене смогу привести аргумент: «А знаешь, меня недавно с Герценом сравнили...»
Д. К.: Обрастая мессианством, мне кажется, очень легко утонуть в самом себе. Нужно максимально трезво и цинично относиться ко всему.
М. М.: Тем более что экономика нам напоминает о суровой реальности. У «Пиотровского» есть постоянная необходимость выживать, адаптироваться к рыночным изменениям. Позиция позицией, но основная наша деятельность буквально измеряется количеством проданных книг. Именно это
Ваши мечты и амбиции больше, чем масштаб дела сейчас?
М. М.: Изначально мы задумали именно книжный магазин. Общественная польза, просветительские программы
Что даёт вам уверенность так спокойно говорить «справимся»
М. М.: И то, и другое. Если всё время переживать, силы быстро закончатся. Мы стремимся поддерживать связи в профессиональном сообществе, обмениваемся опытом с коллегами в других регионах. С этой целью организовали на Международной ярмарке литературы нон-фикшн профессиональный форум. На него съехались владельцы, директора и управляющие частных книжных магазинов из 15 крупных городов России. Среди них
Схожи ли условия, в которых существуют аналогичные частные книжные магазины в Европе, с теми, в которых работаете вы?
М. М.: В целом, у европейских частных книжных магазинов примерно те же условия. Разница в том, что государственные структуры и муниципалитеты относятся к таким проектам не индифферентно. Общественные ценности развитых стран формируют понимание того, что книга лежит в основе культуры. Не бывает культурных неначитанных людей. Чтение как привычка
В ноябре в «Пиотровском» проходил курс лекций, посвящённых изучению феномена ужаса в литературе, философии, музыке. Выбор темы тоже стал откликом на ту реальность, в которой мы живём?
М. М.: Безусловно. Именно поэтому у многих людей возник серьёзный интерес к этому циклу лекций. Нас спрашивали и говорили нам напрямую: каким образом это связано с политической ситуацией?.. И так вокруг столько ужаса, ещё и вы...
Но выбор темы объясняется просто: это авторский проект Дмитрия Вяткина и Яны Цырлиной, предваряющий образовательную программу «Философской школы» при «Пиотровском». К тому же в современной философии всё чаще возникает интерес к посторонним, казалось бы, темам, таким, как литература ужаса, компьютерные игры. Философы занимаются анализом тех вещей, которые раньше не были объектом философского анализа и критики. Тема ужаса
А сами вы ужасами интересуетесь? Почему эти эмоции могут быть привлекательны?
М. М.: Я читал лекцию, посвящённую феномену «нехорошего города». Поскольку я люблю и литературу ужасов, и компьютерные игры, связанные с этой темой, мне было интересно подготовить такую дискуссию, во время которой мы пытались разобраться, вплоть до понимания структуры психологического воздействия, в механике ужаса. На разных уровнях пытались этот вопрос разъяснить. Дмитрий это делал даже при помощи схем.
Д. К.: Не менее ужасных по своей сложности...
Связано ли с изучением темы «нехорошего города» появление на вашей страничке альбома с фотографиями под названием «Разгуляй. Гниющая красота»? Наш город вы тоже изучаете как феномен?
М. М.: Да, этот ужас для меня связан с повестью Говарда Филлипса Лавкрафта «Морок над Иннсмутом». Мы даже обсуждали между собой, что в этой повести изображён город, близкий по настроению Перми. Хотя, в этом тоже была ирония. Но мы, как пермяки, считаем, что можем шутить о городе, потому что сами здесь живём.
Когда у меня родился второй ребёнок, я много гулял с коляской по улицам в районе Разгуляя и заметил, что старые деревянные дома
Планируете ли вы приурочить проведение «Философской школы» к пятилетию «Пиотровского»? Для какой аудитории предназначен этот проект? В чём его главная идея?
М. М.: Конкретно к дате «Философская школа» приурочена не будет. Да мы и не планируем праздновать день рождения. Только поблагодарим наших постоянных покупателей, которые с нами буквально с первого дня работы магазина,
«Философская школа»
Д. В.: В этом году проект планируется крупным и объёмным, в него вовлечены самые разные дружественные нам институции. В этот раз хотим сделать «Философскую школу» такой, чтобы она была интересна не только в академической среде и имела общероссийский резонанс. Выступать приедут, кроме философов, несколько музыкальных теоретиков, которые представят свои эксперименты в области шумовой музыки.
Из каких средств финансируется проект?
М. М.: «Философская школа» изначально финансировалась в основном из фонда Михаила Прохорова
Планируете ли вы в следующем году проводить другие культурные проекты, расширять сферу деятельности?
М. М.: По мере сил и возможностей. Мы были в Москве и видели библиотеку им. Ф. М. Достоевского
А почему вам хочется и не лень всё это делать?
М. М.: Потому что мы ещё молодые люди, наверное. Да и разве у нас в Перми много событий?
Что, по вашему мнению, сегодня актуально и интересно в современной литературе?
М. М.: В нашей стране стали много издавать литературы нон-фикшн
Я стараюсь читать много современной английской и американской художественной литературы. Очень расстраиваюсь из-за состояния современной русской прозы
За пять лет команда «Пиотровского» выросла. Какой у вас подход к выбору сотрудников, соратников?
М. М.: В этом смысле просто повезло. Если бы мне пришлось заниматься рекрутингом, было бы всё плохо. У нас работают неслучайные люди. Надо заметить, все с высшим неслучайным гуманитарным образованием. Единственный человек, которого мы на момент открытия магазина не знали, это Сергей Панин. Он обратил наше внимание как продавец книг, который умеет рекомендовать тонко. И мы его пригласили к нам работать. Сейчас он управляет лавкой книг в Театре оперы и балета. Но посетители спрашивают, хотят именно с ним посоветоваться. Поэтому теперь по воскресеньям в магазине у Сергея приёмный день.
Возвращусь к теме нормальности и естественности. Если норма
М. М.: А я поясню: потому что ситуация на российском книжном рынке искусственно создана. И у неё есть авторы. Издатели-монополисты, которые печатают книги Улицкой, Прилепина, Пелевина, лучших современных зарубежных авторов, не интересуются литературой. Вот такой парадокс! Все разговоры о том, что народу нужно только Дашкову,
Есть ли у «Пиотровского» какие-либо табу?
М. М.: Мы избегаем всего, что связано с национализмом. Очень осторожно относимся к такого рода литературе. Мы внимательны к качеству книг и стараемся не допускать на полки низкопробные издания. В художественной литературе стремимся репрезентировать вкус, а в разделе нон-фикшн главный критерий
Рекомендуем почитать
Делон, Шнайдер, Хуциев, Миядзаки. Семь книг про культовых актёров, режиссёров и кино
«Издаваться нужно в столицах, но жить там не обязательно». Леонид Юзефович о споре вокруг юбилейной даты Перми, переименовании улиц и оттоке людей из провинции
Новое на сайте
Самые свежие данные по заболевшим коронавирусом в Перми, России, в мире и динамика с начала пандемии
«Речной вокзал и торговый центр — это две разные Перми». Урбанист Святослав Мурунов о прошлом и будущем городов
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+