Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Еженедельный проект «Общественного телевидения Пермского края» с участием журналистов, общественных деятелей и экспертов.
Искусство интервью. Личные свидетельства о времени
На очередную дискуссию в рамках проекта «По гамбургскому счёту» были приглашены Светлана Федотова, журналист издательского дома «Новый компаньон», ведущая программы «Книжная полка» на телеканале «ВЕТТА», Степан Хлопов, ведущий телекомпании «Урал-Информ ТВ», Мария Трокай, журналист интернет-журнала «Звезда».
Во время разговора гости оказались в необычной для себя роли: они отвечали на весьма пристрастные вопросы. Как раскрутить политика, чтобы он говорил не заученные речи, а раскрылся как человек? Какого рода вопросы создают особое изменённое пространство вокруг собеседников? Почему люди ждут журналиста, а потом умирают?
Степан Хлопов: Смотри гостю в глаза, относись ко всему с юмором и не делай из человека «яичницу»
Я главный человек в этой небольшой забавной студии. У меня карт-бланш. Каждый, кто туда приходит, становится объектом моего сарказма и юмора. Но мы не ставим задачу вывернуть гостя наизнанку. Я никогда не стремился троллить собеседника, просто срабатывает врождённое желание относиться ко всему серьёзному с юмором. Главное
Работать в прямом эфире и задавать неудобные вопросы
У меня в «Пермском времечке», например, в гостях был ДПСник, который поёт рэп. Какие неудобные вопросы я мог ему задать? Берёт ли он взятки? Мы этот вопрос и задали в конце передачи.
У прежнего и нынешнего «Урал-Информ ТВ» разные редакционные политики, сейчас я не главный редактор
Я не получал никакого специального обучения, работаю по наитию: как чувствую собеседника, так с ним себя и веду. Какие вопросы надо задать до интервью, какие во время разговора и как вести себя после эфира: похлопать гостя по плечу или нет.
Правила интервью от Степана Хлопова
- Первое. Обязательное прединтервью, и чем раньше познакомишься с гостем эфира, тем лучше. Если вы посмотрите друг другу в глаза заранее, вам будет легче работать. А то некоторые мои коллеги знакомятся с гостем в эфире и задают вопросы, которые им написал редактор.
- Второе. Смотреть гостю в глаза во время эфира, а не на галстук, что делают некоторые мои коллеги. Если смотришь прямо, человек понимает, что перед ним не подставка для микрофона.
-
Третье. Нужно погружаться в тему, хотя бы минимально. Самый главный вопрос в интервью
— не первый, а второй и третий, которые должны вытягивать какую-то историю. А что будет после интервью, зависит от того, как вы соблюдёте первые три правила.
Светлана Федотова: Просто сесть за компьютер и набрать первую фразу... Но вначале нужно много раз встретиться с человеком, понять и полюбить его
Правильный вопрос в интервью
Текст
Книжный жанр нон-фикшн и журналистика
У одной моей героини, Веры Макаровны Балковой, я никак не могла найти год смерти. Оказалось, что она жива и готова со мной встретиться немедленно. Я к ней приехала, 96-летняя женщина с ходу начала рассказывать мне о своей жизни. Я зашла случайно, а она как будто всю жизнь меня ждала. Будто кто-то меня ведёт. Герои меня ждут, чтобы я о них написала. Они ждут меня, не умирают, только потом уходят из жизни. Один из самых этически сложных моментов в жанре интервью с пожилыми людьми
Но есть и другие случаи. Морзо, один из отрицательных героев «Молотовского коктейля», умер в 1980 году. Как минимум четверть людей, работающих на Пермском моторном заводе, были арестованы по его просьбе. Это около 600 человек! Один из них
У него не было никакого раскаяния, он очень любил выступать перед пионерами, стал краеведом, активно искал могилы времён Гражданской войны. Он считал, что все делал правильно. Более того, у этого Морзо-Морозова есть дочь, у дочери
Правила интервью от Светланы Федотовой
- Первое. Я стараюсь всё-всё узнать о человеке. В интернете, у его знакомых, друзей. Чем больше знаешь, тем лучше получится интервью.
-
Второе. Нужно встречаться с героем минимум трижды, а лучше
— раз пять. Очень важно человека приручить к себе. Во время первых двух встреч у него «включаются пластинки»: он говорит то, что хочет сам сказать, а не нужное вам. При третьей встрече начинает отходить от образа, становится более живым. - Третье. Нужно искренне полюбить человека. Если ты про него много узнал, к нему уже личное отношение, ты можешь написать о нём ярко, пристрастно, найти нужные слова... Только так получаются хорошие тексты. Я по образованию историк и считаю, что пишу Историю. Я такой маленький пермский Нестор женского рода.
Мария Трокай: Важно открыть портал, перевести человека в иное состояние, оказаться с ним на одной волне
Сразу стало понятно, что ему это интересно. У меня было ощущение, что за ним открылся какой-то портал исторических времён, из которого стали выходить люди, близкие ему. Великие греческие философы, поэты. Половину интервью мы говорили об Эсхиле. После интервью я открыла Эсхила и стала читать про всех героев, о которых говорил Теодор. Я увидела человека, который живёт на уровне идей, на бытовом уровне с ним разговаривать просто бесполезно. Говорить об искусстве для него как отдых. Я оказалась на одной волне с Теодором, попала в его состояние.
Интервью
У меня почти не бывает таких ситуаций, когда я иду к человеку и мне не о чем с ним говорить. Есть персоны, к которым не стоит вообще идти, у них уже есть огромное количество интервью, которые они дали за свою жизнь... Они исчерпали себя.
Всегда интересно, когда приходишь к человеку и ничего о нём не знаешь. Такое бывает редко, но бывает. Мне очень нравятся синхроны: когда я о чём-то думаю, а человек как раз об этом и говорит. Стоит совпасть в одной точке, как из неё несётся всё интервью. Иногда интервью нужно выстроить, иногда оно само происходит.
Правила интервью от Марии Трокай
- Первое: Искренний интерес к человеку.
- Второе: Свободная беседа, а не вопрос-ответ.
- Третье: Проявить, насколько это возможно, чуткость, эмпатию. То есть учитывать состояние человека, ситуацию, условия места и времени.
Видео-версия программы
Предыдущие выпуски проекта «По гамбургскому счёту»
- 27 января 2015 года состоялся пилотный выпуск. В дискуссии приняли участие члены Союза журналистов Константин Шумов, Игорь Карнаухов, Иван Ёжиков, редактор газеты «Казак Прикамья» Алексей Мальцев, философ Сергей Вороно.
- 2 февраля 2015 года вышла вторая программа. Она была посвящена миссии журналистов и СМИ. Гости студии: московский журналист, ведущий передачи «Суть событий», инициатор гражданского проекта «Последний адрес» Сергей Пархоменко, журналист ИД «Новый компаньон» Юлия Баталина, журналист-расследователь Вячеслав Дегтярников.
- 10 февраля 2015 года
— третья передача. Речь шла о феноменах фейсбук-публицистики. Обменялись мнениями учредитель фонда «Новая коллекция», общественный деятель Надежда Агишева; кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела политических исследований Пермского научного центра УрО РАН Виталий Ковин, журналист Елена Лодыгина. - 17 февраля 2015 года состоялась четвёртая встреча за дискуссионным круглым столом. Участники говорили о трансформации рынка пермских СМИ: войне холдингов, скандальных увольнениях на «Эхе Перми», новой концепции госзаказа на информационное обслуживание. В обсуждении приняли участие владелец ООО «Местное время» Владимир Прохоров, политконсультант Людмила Ознобишина.
Рекомендуем почитать
Заявление интернет-журнала «Звезда» по поводу задержания Сергея Смирнова
Новое на сайте
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+