Что станет с фестивальной культурой в Перми после того, как «Белые ночи» заменили «Пермским калейдоскопом»? Рефлексия экспертов и организаторов.
Пермь фестивальная. Осмысление. Часть III
Июнь 2015 года в культурной жизни Перми стал месяцем во многом показательным, в чём-то определяющим, возможно, даже переломным. Анализируя, события, которые проходили в городе, и то, как они были организованы, мы составили несколько блоков вопросов, чтобы задать их экспертам в области фестивально-событийного проектирования.
Фестиваль «Пермский калейдоскоп», проходивший с 31 мая по 21 июня, был инициирован и организован министерством культуры Пермского края, молодёжной политики и массовых коммуникаций в партнёрстве с Парком культуры и отдыха им. Горького.
Предоставляем слово министру культуры Пермского края Игорю Гладневу.
Блок 1
Концептуальное отличие «Пермского калейдоскопа» от «Белых ночей»? Уместно ли сравнение между этими фестивалями?
Концептуально эти два проекта расходятся
Есть и такие компоненты, которые, на мой взгляд, схожи у фестивалей «Пермский калейдоскоп» и «Белые ночи». В первую очередь это предоставление возможностей для того, чтобы участники и посетители фестиваля могли творчески проявить себя. Имею в виду те самые интерактивные площадки, благодаря которым люди, приходя на мероприятие, чувствуют себя не сторонними наблюдателями, а полноправными участниками. Они могут стать учениками на мастер-классах, артистами, художниками, создателями какого-либо арт-объекта и так далее. Это главная особенность, свойственная любому открытому городскому фестивалю. Традиция, которая была заложена фестивалем «Белые ночи», запомнилась пермякам. Она востребована сегодня, поэтому была в определённой, пусть и не в исчерпывающей, степени реализована на территории Парка им. Горького.
В этом смысле есть тема (не назвал бы её проблемой), над которой необходимо поработать, чтобы сбалансировать возможности парка с теми недостаточными возможностями, которые на фестивале обеспечивали учреждения
Для того чтобы сбалансировать это неравенство, надо было бы пойти по пути создания локальных пространств. Такая локальная площадка в парке есть
Мы справедливо рассчитывали, что темы, обозначенные в программе каждого из фестивалей внутри «Пермского калейдоскопа», достаточно выразительны и интересны. Однако столкнулись с важным обстоятельством, которое должно стать поводом для анализа и доработки в будущем. Есть постоянная аудитория посетителей парка. И есть аудитория, которая пришла конкретно на фестивальные мероприятия, ожидая увидеть то, к чему пермяки уже привыкли на «Белых ночах». В этом смысле мы вступили в противоречие. И оно могло решаться только одним способом
Другой чрезвычайно важный аспект фестиваля
Ещё одна сфера, требующая нашего внимания, проработки и дополнительных ресурсов в дальнейшем,
Среди наиболее ярких событий «Калейдоскопа» я бы отметил фестиваль национальных культур «Мы едины». Он был посвящён дружбе между народами Пермского края и межнациональному взаимодействию. Его цель
Я абсолютно твёрдо могу сказать, что некорректно сравнивать такие фестивали, как «Белые ночи» и «Пермский калейдоскоп». У них принципиально разные подходы в организации. В первом случае это концептуальный подход, который строится на идее и создании под эту идею инфраструктуры. Во втором случае это непосредственное погружение посетителей фестиваля в готовую инфраструктуру и атмосферу городского парка, которая уже есть. Проведение на территории парка фестиваля
Блок 2
Сопряжён ли фестиваль «Пермский калейдоскоп» с целями социально-экономического, культурного и прочих направлений развития края?
Я абсолютно убеждён, что по трём основным направлениям наш фестиваль по своему масштабу не только краевой, но и российский. Эти направления в качестве главных задач ставились перед организаторами и коллективами-участниками фестиваля.
Первое направление
Другое направление фестиваля, которое носит краевой характер как политический и организационный посыл, востребованный, подтверждённый и необходимый,
Когда мы говорим о народной культуре, принято организовывать праздник так, чтобы люди могли надеть национальные костюмы, угоститься блюдами национальной кухни, чтобы звучала национальная музыка. Но это лишь верхний пласт. Когда мы начинаем углубляться в тему, то обнаруживаем ещё один пласт
Вот мы часто слышим выражение «носитель культуры», но редко задумываемся
Когда мы начинаем думать о национальной идее, о том, что мы как нация из себя представляем, то в первую очередь мы обращаемся вот к этим изначальным культурным национальным кодам. Для нас важно верить. Простите меня за эти слова, но я считаю, что важно верить в добро, совесть, сочувствие. Особенно когда мы не только произносим эти слова, а что-то делаем по этому поводу. Лица у людей становятся светлее. Народная культура даёт нам важнейшие нравственные уроки, потому что в ней эти коды расставлены с проверенной веками точностью. Поэтому нужно не просто уметь считывать эти традиции, но и научиться воспроизводить их, быть их носителями.
Как можно сказать, какое место занимает в линейке событий города то или иное явление? Вот, например, концерт Дмитрия Хворостовского и Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, прозвучавший в Перми 9 мая 2014 года? Как определить значимость этого события? Могу сказать, какое место в моей жизни оно занимает на уровне обретения какой-то внутренней убеждённости. Услышать военные песни в столь мощном исполнении
«Калейдоскоп» завершился фестивалем «Джаз-лихорадка». Его руководитель, Валерий Протасевич, сам, хотя никто специально не просил его о таком выборе, составил программу из произведений военных лет. Как он пояснил, эта тема наиболее органично иллюстрирует, что для людей было необходимым и ценным в годы войны. И раскрывает это с помощью джазовой музыки.
Хотелось, чтобы фестиваль «Пермский калейдоскоп» выполнил ту же объединяющую функцию, какой стали всероссийские и городские события, посвящённые 70-летию Победы. Но это сложнейшая задача. Её нельзя достичь искусственно. Необходимо в городе создать ключевые свободные пространства для проявления человеческой души и творческой энергии. Чтобы опыт участия в городских событиях подводил человека к осознанию себя носителем культуры. Это осознание должно планомерно воспитываться, а не насаждаться с помощью телевизора, газет или рекламных плакатов.
Третья важная тема, которая отражает направления работы краевого министерства культуры,
Блок 3
Структура, организация и программирование фестиваля
Конечно, планируя фестиваль, мы учитывали предыдущий опыт. Не хочу сейчас заниматься продвижением кого-то, но сама по себе среда Парка им. Горького в полной мере соответствует современным стандартам организации досуга горожан. По мнению ряда специалистов, которые оценивают в том числе и международный опыт, эта площадка входит в число передовых именно в области организации среды городского парка. В процессе подготовки фестиваля мы общались с руководством парка неоднократно, обсуждали и анализировали сильные и слабые стороны выбора в пользу этой площадки. Среда, в которую попадали посетители фестиваля, достаточно органична для центра индустриального города, для нашего климата. У неё есть всё для того, чтобы представители разных групп населения и разных возрастов провели там своё свободное время.
Есть множество аспектов в организации фестиваля, которые стоит обсудить. Но вот о чём я могу сказать с удовлетворением: у парка появляются свои традиции. Важно, чтобы поддерживались те городские традиции, которые сложились исторически, и те, которые появляются сегодня. Парк
Составляя программу, мы планировали в ней события, предназначенные специально для детей (День защиты детей, концерт «Самобытная жизнь народов Прикамья», Фестиваль воздушных шаров и ростовых кукол), для молодёжи (фестиваль «Новая танцевальная волна», фестиваль боевых искусств, Международный фестиваль уличных театров PerminterFest, фестиваль «Живая Пермь», поэтический фестиваль «Компрос» и другие). Семейной аудитории были адресованы почти все блоки «Калейдоскопа» (фестиваль национальных культур «Мы едины», День защиты детей, День здоровья, «Живая Пермь», «Джаз-лихорадка», выставка ледовых скульптур и так далее).
Мы стремились сделать так, чтобы события разных фестивалей внутри «Калейдоскопа» были предназначены разным аудиториям, а сама атмосфера парка располагала к семейному отдыху.
Быть может, в организации фестиваля не хватило более выразительного позиционирования тех или иных событий для конкретной аудитории. Я думаю, следует к этой работе в дальнейшем привлекать общественные организации, чей опыт может сыграть позитивную роль в организации событий для конкретной аудитории.
Особенность открытого фестиваля, непрерывно продолжающегося на протяжении двадцати дней, в том и заключается, что нельзя сделать все события только для одной группы посетителей, то есть для одной целевой аудитории. Необходимо соблюсти равновесие в составлении программы. Мы не стремились сделать акцент на одной тематике или только одной аудитории. Было важнее отразить в программе все те творческие ресурсы, которыми располагает город и край. Поэтому в фестивале участвовали почти все ведущие пермские творческие коллективы.
Что касается привлечения туристов или гостей из соседних регионов
Автора, режиссёра-постановщика или художественного руководителя у «Пермского калейдоскопа» не было. Это обусловлено самой структурой и принципом организации фестиваля. Сознательно выбирая готовую инфраструктуру площадки парка, мы понимали, что в известной степени становимся заложниками этих условий в отношении содержательной программы фестиваля. Поэтому ответственность за художественную составляющую несли лидеры тех коллективов, которые стали организаторами фестивалей внутри «Калейдоскопа». Например, Борис Радостев
Задачи выстроить единую концептуальную линию, ключевой элемент которой объединял бы все блоки фестивальной программы, не было. Каждый из организаторов получал определённую площадку на территории парка, определённое время в программе, содержательно наполнял событиями программу внутри зоны своей ответственности. И все события «Калейдоскопа» проходили в режиме свободного доступа для всех желающих посетителей Парка им. Горького.
Главным организатором, партнёром министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края стал директор Парка культуры и отдыха им. Горького Рашид Габдуллин. Он взял на себя ответственность за проведение фестиваля, предоставил ресурсы, обеспечил работу всех систем инфраструктуры. Мозаичная структура организации фестиваля отражена в его названии
Организуя «Пермский калейдоскоп», выбирая частного партнёра, мы в первую очередь ориентировались на удовлетворение потребностей горожан и жителей края, приезжающих в Пермь. Нашей задачей было сделать их досуг комфортным.
Могу сказать с уверенностью, что главные направления культурной политики Пермского края нашли своё отражение в программе фестиваля «Пермский калейдоскоп». А вот масштаб и прочтение результатов сейчас, после окончания фестиваля, не в полной мере соответствуют ожиданиям министерства культуры. Нельзя сказать, что реализованы все задачи в приоритетных направлениях нашей работы
Блок 4
Эффекты и результаты
Основной показатель для нас
То, что среди посетителей парка мы не сможем выделить тех, кто специально пришёл на мероприятия фестиваля,
Понимаю, что чьи-то ожидания не оправдались, формат фестиваля вызвал критические отзывы. Однако скажу, что, не погружаясь в глубину процессов, которые имеют место при проведении городского фестиваля, люди часто упускают все обстоятельства и условия, в которых работали организаторы «Калейдоскопа».
Большой открытый фестиваль городу нужен, и он будет. Форма его проведения может быть самым разнообразным, ресурсами необходимо распоряжаться рачительно, а взаимодействие между государственными, коммерческими, общественными, образовательными, творческими структурами должно быть активным. И вот в этой области совместных проектов, на мой взгляд, открывается потенциал, который нам нужно развивать в будущем.
***
Мнение Рашида Габдуллина
Мнение Надежды Агишевой