X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18:32 Полиция предъявила обвинение руководителю проекта «Первый пермский микрорайон» Ирине Лобановой. Её обвиняют по трём эпизодам
13:11 В Перми возбудили уголовное дело после пожара в бизнес-центре «Бажов»
17 января 2019
17:32 Девушка, которую спасли на пожаре в бизнес-центре, родила
14:06 Цена за десяток куриных яиц в Пермском крае выросла на 30 %
16 января 2019
Фото: Константин Долгановский
6статей

Что станет с фестивальной культурой в Перми после того, как «Белые ночи» заменили «Пермским калейдоскопом»? Рефлексия экспертов и организаторов.

Пермь фестивальная. Осмысление. Часть III

Июнь 2015 года в культурной жизни Перми стал месяцем во многом показательным, в чём-то определяющим, возможно, даже переломным. Анализируя, события, которые проходили в городе, и то, как они были организованы, мы составили несколько блоков вопросов, чтобы задать их экспертам в области фестивально-событийного проектирования.

Фестиваль «Пермский калейдоскоп», проходивший с 31 мая по 21 июня, был инициирован и организован министерством культуры Пермского края, молодёжной политики и массовых коммуникаций в партнёрстве с Парком культуры и отдыха им. Горького.

Предоставляем слово министру культуры Пермского края Игорю Гладневу.

Блок 1

Концептуальное отличие «Пермского калейдоскопа» от «Белых ночей»? Уместно ли сравнение между этими фестивалями?

Концептуально эти два проекта расходятся — с точки зрения подхода к созданию фестивальной среды и инфраструктуры. У открытого фестиваля «Белые ночи», который предусматривал специальное строительство городка на эспланаде под единое концептуальное решение и образ, возможностей для того, чтобы проявить особенности пространства, было больше. Однако с этим были связаны и значительные финансовые затраты. Выбрав готовую инфраструктуру Парка культуры и отдыха им. Горького, мы решили задачу экономии государственных средств. При этом в определённом смысле мы сознательно пошли на то, что организация фестиваля будет зависеть от условий конкретной площадки. Мы понимали, в какой точке находимся в данный момент, трезво оценивали финансовые ресурсы, которыми край располагает сегодня. И основная задача, которую мы перед собой ставили, — максимальное предоставление возможностей для наших горожан оказаться в той среде, которая бы ответила на все их запросы и потребности в проведении досуга. Прежде всего, именно культурного досуга.

Есть и такие компоненты, которые, на мой взгляд, схожи у фестивалей «Пермский калейдоскоп» и «Белые ночи». В первую очередь это предоставление возможностей для того, чтобы участники и посетители фестиваля могли творчески проявить себя. Имею в виду те самые интерактивные площадки, благодаря которым люди, приходя на мероприятие, чувствуют себя не сторонними наблюдателями, а полноправными участниками. Они могут стать учениками на мастер-классах, артистами, художниками, создателями какого-либо арт-объекта и так далее. Это главная особенность, свойственная любому открытому городскому фестивалю. Традиция, которая была заложена фестивалем «Белые ночи», запомнилась пермякам. Она востребована сегодня, поэтому была в определённой, пусть и не в исчерпывающей, степени реализована на территории Парка им. Горького.

В этом смысле есть тема (не назвал бы её проблемой), над которой необходимо поработать, чтобы сбалансировать возможности парка с теми недостаточными возможностями, которые на фестивале обеспечивали учреждения — организаторы событий «Калейдоскопа». Можно сегодня объективно сказать, что парк поглотил в основном те формы взаимодействия зрителей и участников программы, которые на это взаимодействие рассчитывали в значительно большей степени.

Для того чтобы сбалансировать это неравенство, надо было бы пойти по пути создания локальных пространств. Такая локальная площадка в парке есть — это сцена под шатром, где проходили многие события фестиваля. Но таких площадок на фестивале должно быть больше, чтобы дать посетителям ощущение вовлечённости в общую атмосферу. Чрезвычайно сложно сделать так, чтобы каждый день на протяжении 12-14 часов каждый посетитель парка чувствовал, что он присутствует не просто на территории парка отдыха, но на фестивальном событии. Но, видимо, это задача, которую необходимо было предусмотреть и над которой нам следует в дальнейшем работать. Прежде всего следует чётко определить целевую аудиторию каждого из событий фестиваля и тематику этих событий, которая может проявиться наиболее ярко.

View this post on Instagram

Выступление группы Log Stok в Зелёном театре #parkperm #паркпермь #паркгорькогопермь #пермскийкалейдоскоп #живаяпермь

A post shared by Парк Горького Пермь (@parkperm) on

Мы справедливо рассчитывали, что темы, обозначенные в программе каждого из фестивалей внутри «Пермского калейдоскопа», достаточно выразительны и интересны. Однако столкнулись с важным обстоятельством, которое должно стать поводом для анализа и доработки в будущем. Есть постоянная аудитория посетителей парка. И есть аудитория, которая пришла конкретно на фестивальные мероприятия, ожидая увидеть то, к чему пермяки уже привыкли на «Белых ночах». В этом смысле мы вступили в противоречие. И оно могло решаться только одним способом — более активным взаимодействием с публикой и более чёткой адресной работой, как я уже отметил.

Другой чрезвычайно важный аспект фестиваля — это приглашение так называемых хэдлайнеров — лидеров событий, заявленных в фестивальной программе. Это тоже традиция, которая создаёт на фестивале определённый эмоциональный настрой. Парку как территории для семейного отдыха подобная атмосфера не свойственна. И это тоже сыграло диссонирующую роль на фестивале. С одной стороны, атмосфера парка с Ротондой, образ которой располагает к академизму, неторопливости, лирике. Всё это свойственно традиционному отдыху в кругу семьи, когда собираются представители нескольких поколений. А с другой стороны, молодёжные, насыщенные драйвом и взрывной эмоциональностью события. Таким был, например, фестиваль «Новая танцевальная волна». Считаю, что адресная работа с разными сегментами аудитории фестиваля должна быть организована более тщательно.

http://instagram.com/p/31FqP5mPyv

Ещё одна сфера, требующая нашего внимания, проработки и дополнительных ресурсов в дальнейшем, — информирование жителей города о программе фестиваля, её участниках, событиях и так далее. Мало того что недостаточной была работа с целевыми аудиториями, но и в целом информации о «Пермском калейдоскопе» в городе было явно недостаточно. Фестиваль — это постоянно действующее приключение, игра, которая длится почти целый месяц. И об условиях этой игры необходимо постоянно напоминать. Каждый маленький фестиваль внутри большого, каждый день, каждое событие — они особенные, поэтому должны широко анонсироваться.

Среди наиболее ярких событий «Калейдоскопа» я бы отметил фестиваль национальных культур «Мы едины». Он был посвящён дружбе между народами Пермского края и межнациональному взаимодействию. Его цель — продемонстрировать традиции, уклад жизни, этнические особенности тех или иных народов, населяющих наш край. Это хорошее начинание. Хотя, на мой взгляд, организация такого фестиваля требует более масштабного подхода. Выражаясь простым языком, участников в национальных костюмах должно быть значительно больше. И самое главное, почему следует обдумать опыт организации именно этого направления «Пермского калейдоскопа»... Потому что необходимо привлечь к участию в нём тех людей, которые не являются профессионалами и даже любителями этой темы, которые только начинают интересоваться национальными культурами народов нашего края. На мой взгляд, всё должно быть организовано так, чтобы конкурсное участие в мероприятиях фестиваля привело человека к какому-то достижению, познанию нового.

View this post on Instagram

Мы едины в одном большом хороводе #parkperm #паркгорькогопермь #пермскийкалейдоскоп #мыедины

A post shared by Парк Горького Пермь (@parkperm) on

Я абсолютно твёрдо могу сказать, что некорректно сравнивать такие фестивали, как «Белые ночи» и «Пермский калейдоскоп». У них принципиально разные подходы в организации. В первом случае это концептуальный подход, который строится на идее и создании под эту идею инфраструктуры. Во втором случае это непосредственное погружение посетителей фестиваля в готовую инфраструктуру и атмосферу городского парка, которая уже есть. Проведение на территории парка фестиваля — это вопрос органичного взаимодействия с этой средой.

Блок 2

Сопряжён ли фестиваль «Пермский калейдоскоп» с целями социально-экономического, культурного и прочих направлений развития края?

Я абсолютно убеждён, что по трём основным направлениям наш фестиваль по своему масштабу не только краевой, но и российский. Эти направления в качестве главных задач ставились перед организаторами и коллективами-участниками фестиваля.

Первое направление — семья и дети. Неслучайно фестиваль начался 1 июня в День защиты детей. Его открытие должно было стать своеобразным трамплином к ещё одной важной содержательной составляющей фестиваля — к теме культурного наследия в области русского языка и традиций классической русской литературы. Я считаю правильно спланированной программу фестиваля «Пермский калейдоскоп», в которой прослеживался вектор направленности от темы здоровья и воспитания детей к теме познания в области литературы, духовного и нравственного наследия. Пермские писатели, поэты и просто посетители приняли в этих событиях активное участие.

Другое направление фестиваля, которое носит краевой характер как политический и организационный посыл, востребованный, подтверждённый и необходимый, — это содружество народов, проживающих на территории Пермского края. Государственная задача — в полной мере выразить, насколько важна эта тема в повседневной жизни каждого человека. Мы соприкасаемся с ней не только во время фольклорных праздников и народных гуляний, а буквально каждый день.

Когда мы говорим о народной культуре, принято организовывать праздник так, чтобы люди могли надеть национальные костюмы, угоститься блюдами национальной кухни, чтобы звучала национальная музыка. Но это лишь верхний пласт. Когда мы начинаем углубляться в тему, то обнаруживаем ещё один пласт — обрядовую культуру. Мы узнаём особенности веры того или иного народа, традиции, которые действуют внутри семьи, между социальными группами и сообществами. Если продвинуться ещё глубже в изучении национальных культур, мы понимаем, что необходимо погрузиться в историю разных народностей. Обязательно нужно понять, как образовалась та или иная народность, как звучит её язык, как он отражается в нашей современной повседневной жизни. Народные сказки, былины, предания, песни — всё это важная составляющая идентичности любой национальной культуры. Ребёнок, который слышит народные песни и сказки с самого рождения, приобщается к культуре своего народа, впитывает её своеобразие... Открыть этот удивительный ларец национальных ценностей должен каждый, кто живёт на территории Пермского края. И наша задача дать возможность людям всех без исключения возрастов и социальных групп прикоснуться к этим ценностям. Перед нами непочатый край работы. То, что мы сегодня делаем, — лишь малая крупица настоящего большого труда.

http://instagram.com/p/4FUIN0Sa80

Вот мы часто слышим выражение «носитель культуры», но редко задумываемся — кто он? Тот, кто знает определённое количество стихов? Или тот, кто обладает музыкальным слухом и голосом? Или тот, кто разбирается в тонкостях академической живописи? Мне кажется, что важнее всего базис, связанный с национальным историко-культурным наследием, пониманием первозданных культурных кодов. Когда у человека есть доступ, возможность войти в культурное пространство, он обретает свою истинную силу, осознаёт своё предназначение.

Когда мы начинаем думать о национальной идее, о том, что мы как нация из себя представляем, то в первую очередь мы обращаемся вот к этим изначальным культурным национальным кодам. Для нас важно верить. Простите меня за эти слова, но я считаю, что важно верить в добро, совесть, сочувствие. Особенно когда мы не только произносим эти слова, а что-то делаем по этому поводу. Лица у людей становятся светлее. Народная культура даёт нам важнейшие нравственные уроки, потому что в ней эти коды расставлены с проверенной веками точностью. Поэтому нужно не просто уметь считывать эти традиции, но и научиться воспроизводить их, быть их носителями.

View this post on Instagram

Иван Купала радуют пермяков песнями 🎉👍#parkperm #пермскийкалейдоскоп #паркгорькогопермь #мыедины

A post shared by Парк Горького Пермь (@parkperm) on

Как можно сказать, какое место занимает в линейке событий города то или иное явление? Вот, например, концерт Дмитрия Хворостовского и Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, прозвучавший в Перми 9 мая 2014 года? Как определить значимость этого события? Могу сказать, какое место в моей жизни оно занимает на уровне обретения какой-то внутренней убеждённости. Услышать военные песни в столь мощном исполнении — это было не просто событием, а открытием. Не случайно сейчас вспоминается именно празднование Дня Победы. Какая мощная и благородная энергия высвободилась и осветила всю страну 9 мая этого года. Как люди готовились к этому дню! Вот что самое главное. Когда дети стали задавать вопросы о своих дедушках и бабушках, прошедших войну, когда в каждой семье вспоминали тех, кто воевал. У многих молодых людей возникла потребность, необходимость узнать об истории своей семьи в военные годы. Моя дочь нашла в интернете сведения о своём прадеде, его наградной лист. Я был потрясён до глубины души этим открытием. Мы всей семьёй стали изучать материалы военного архива со слезами на глазах. Погрузиться в историю своего рода, почувствовать нити, которые нас связывают с предыдущими поколениями, — празднование 70-летия Победы такую возможность предоставило каждой семье. Это то, что делает нас лучше.

«Калейдоскоп» завершился фестивалем «Джаз-лихорадка». Его руководитель, Валерий Протасевич, сам, хотя никто специально не просил его о таком выборе, составил программу из произведений военных лет. Как он пояснил, эта тема наиболее органично иллюстрирует, что для людей было необходимым и ценным в годы войны. И раскрывает это с помощью джазовой музыки.

View this post on Instagram

Оркестр "Кругозор" финалят этот день! Очень душевно у нас! Приходите вдохновляться! #джазлихорадка

A post shared by K A T R I N•N E K R A S O V A (@katrin.nekrasova) on

Хотелось, чтобы фестиваль «Пермский калейдоскоп» выполнил ту же объединяющую функцию, какой стали всероссийские и городские события, посвящённые 70-летию Победы. Но это сложнейшая задача. Её нельзя достичь искусственно. Необходимо в городе создать ключевые свободные пространства для проявления человеческой души и творческой энергии. Чтобы опыт участия в городских событиях подводил человека к осознанию себя носителем культуры. Это осознание должно планомерно воспитываться, а не насаждаться с помощью телевизора, газет или рекламных плакатов.

Третья важная тема, которая отражает направления работы краевого министерства культуры, — предоставление пермякам возможностей для творческого проявления себя на территории открытого фестиваля. Мы планировали «Пермский калейдоскоп» именно как открытую городскую среду, в которой создаётся определённая атмосфера, располагающая к творчеству. Надо над этим ещё серьёзно работать, чтобы сделать выбор творческих площадок разнообразнее и по количеству, и по количеству.

Блок 3

Структура, организация и программирование фестиваля

Конечно, планируя фестиваль, мы учитывали предыдущий опыт. Не хочу сейчас заниматься продвижением кого-то, но сама по себе среда Парка им. Горького в полной мере соответствует современным стандартам организации досуга горожан. По мнению ряда специалистов, которые оценивают в том числе и международный опыт, эта площадка входит в число передовых именно в области организации среды городского парка. В процессе подготовки фестиваля мы общались с руководством парка неоднократно, обсуждали и анализировали сильные и слабые стороны выбора в пользу этой площадки. Среда, в которую попадали посетители фестиваля, достаточно органична для центра индустриального города, для нашего климата. У неё есть всё для того, чтобы представители разных групп населения и разных возрастов провели там своё свободное время.

Есть множество аспектов в организации фестиваля, которые стоит обсудить. Но вот о чём я могу сказать с удовлетворением: у парка появляются свои традиции. Важно, чтобы поддерживались те городские традиции, которые сложились исторически, и те, которые появляются сегодня. Парк — место, которое должно быть для горожан и родным, и комфортным. Оно традиционно является местом народных гуляний в Перми. Отмечу, что в парке, если взять всю его историю, было проведено множество событий городского масштаба, начиная от академических школьных балов и заканчивая Международным фестивалем ледовых скульптур «И снег, и лёд, и пламень». Так что потенциал у места есть, и его нужно использовать.

View this post on Instagram

#parkperm #паркпермь #паркгорькогопермь #пермь #пермскийкалейдоскоп #выставкаледовыхскульптур

A post shared by Парк Горького Пермь (@parkperm) on

Составляя программу, мы планировали в ней события, предназначенные специально для детей (День защиты детей, концерт «Самобытная жизнь народов Прикамья», Фестиваль воздушных шаров и ростовых кукол), для молодёжи (фестиваль «Новая танцевальная волна», фестиваль боевых искусств, Международный фестиваль уличных театров PerminterFest, фестиваль «Живая Пермь», поэтический фестиваль «Компрос» и другие). Семейной аудитории были адресованы почти все блоки «Калейдоскопа» (фестиваль национальных культур «Мы едины», День защиты детей, День здоровья, «Живая Пермь», «Джаз-лихорадка», выставка ледовых скульптур и так далее).

Мы стремились сделать так, чтобы события разных фестивалей внутри «Калейдоскопа» были предназначены разным аудиториям, а сама атмосфера парка располагала к семейному отдыху.

Быть может, в организации фестиваля не хватило более выразительного позиционирования тех или иных событий для конкретной аудитории. Я думаю, следует к этой работе в дальнейшем привлекать общественные организации, чей опыт может сыграть позитивную роль в организации событий для конкретной аудитории.

Особенность открытого фестиваля, непрерывно продолжающегося на протяжении двадцати дней, в том и заключается, что нельзя сделать все события только для одной группы посетителей, то есть для одной целевой аудитории. Необходимо соблюсти равновесие в составлении программы. Мы не стремились сделать акцент на одной тематике или только одной аудитории. Было важнее отразить в программе все те творческие ресурсы, которыми располагает город и край. Поэтому в фестивале участвовали почти все ведущие пермские творческие коллективы.

Что касается привлечения туристов или гостей из соседних регионов — такой задачи мы не ставили. У нас не было цели информировать жителей других регионов о проведении фестиваля «Пермский калейдоскоп». При этом одна тема уже привлекла к себе внимание экспертов из других городов. Имею в виду принцип государственно-частного партнёрства, который положен в основу организации фестиваля.

Автора, режиссёра-постановщика или художественного руководителя у «Пермского калейдоскопа» не было. Это обусловлено самой структурой и принципом организации фестиваля. Сознательно выбирая готовую инфраструктуру площадки парка, мы понимали, что в известной степени становимся заложниками этих условий в отношении содержательной программы фестиваля. Поэтому ответственность за художественную составляющую несли лидеры тех коллективов, которые стали организаторами фестивалей внутри «Калейдоскопа». Например, Борис Радостев — продюсер Международного фестиваля уличных театров, Валерий Протасевич — организатор фестиваля «Джаз-лихорадка» и так далее.

Задачи выстроить единую концептуальную линию, ключевой элемент которой объединял бы все блоки фестивальной программы, не было. Каждый из организаторов получал определённую площадку на территории парка, определённое время в программе, содержательно наполнял событиями программу внутри зоны своей ответственности. И все события «Калейдоскопа» проходили в режиме свободного доступа для всех желающих посетителей Парка им. Горького.

View this post on Instagram

#parkperm #паркпермь #паркгорькогопермь #пермскийкалейдоскоп #фестивальвоздушныхшаров #шествие

A post shared by Парк Горького Пермь (@parkperm) on

Главным организатором, партнёром министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края стал директор Парка культуры и отдыха им. Горького Рашид Габдуллин. Он взял на себя ответственность за проведение фестиваля, предоставил ресурсы, обеспечил работу всех систем инфраструктуры. Мозаичная структура организации фестиваля отражена в его названии — «Пермский калейдоскоп».

Организуя «Пермский калейдоскоп», выбирая частного партнёра, мы в первую очередь ориентировались на удовлетворение потребностей горожан и жителей края, приезжающих в Пермь. Нашей задачей было сделать их досуг комфортным.

Могу сказать с уверенностью, что главные направления культурной политики Пермского края нашли своё отражение в программе фестиваля «Пермский калейдоскоп». А вот масштаб и прочтение результатов сейчас, после окончания фестиваля, не в полной мере соответствуют ожиданиям министерства культуры. Нельзя сказать, что реализованы все задачи в приоритетных направлениях нашей работы — образование и воспитание детей и молодёжи, поддержка семейных ценностей, развитие национальных культур народов нашего региона, предоставление возможностей для творческого развития населения на территории всего Пермского края. При этом векторы развития, обозначенные в программе «Пермского калейдоскопа», абсолютно точно соответствуют культурной политике региона.

Блок 4

Эффекты и результаты

Основной показатель для нас — это мнение горожан. И мы будем обязательно его учитывать в дальнейшей работе по подготовке такого рода фестивалей. Есть показатели, которые связаны со статистикой посещений фестиваля. Безусловно, что мы будем учитывать и степень удовлетворённости качеством мероприятий «Калейдоскопа» среди определённых целевых групп, мнение которых для нас важно. Это пермские семьи, которые посещали фестиваль с детьми, молодёжь и подростки, представители муниципальных образований Пермского края и другие участники «Калейдоскопа». Когда мы соберём все цифры и показатели, оценим и результативность фестиваля в целом, и эффективность действий организаторов.

То, что среди посетителей парка мы не сможем выделить тех, кто специально пришёл на мероприятия фестиваля, — к этому мы были готовы. Иначе и быть не могло в данных условиях. У Парка им. Горького есть своя аудитория посетителей, у них уже сложились свои традиции, привычки и правила. Есть другая аудитория — те, кто приходили в парк, ожидая от событий фестиваля того, что соответствует их идеальных представлениям. Например, на открытии фестиваля ко мне подошли посетители и спросили, а будут ли на «Калейдоскопе» создавать арт-объекты. В этом вопросе выразились ожидания горожан. Им хотелось принять участие в мастер-классах, которые на «Калейдоскопе» не были представлены так широко и ярко, как, например, на фестивале кузнечного ремесла «Горнило Сварога». Это тема, я считаю, нуждается в развитии...

Понимаю, что чьи-то ожидания не оправдались, формат фестиваля вызвал критические отзывы. Однако скажу, что, не погружаясь в глубину процессов, которые имеют место при проведении городского фестиваля, люди часто упускают все обстоятельства и условия, в которых работали организаторы «Калейдоскопа».

Большой открытый фестиваль городу нужен, и он будет. Форма его проведения может быть самым разнообразным, ресурсами необходимо распоряжаться рачительно, а взаимодействие между государственными, коммерческими, общественными, образовательными, творческими структурами должно быть активным. И вот в этой области совместных проектов, на мой взгляд, открывается потенциал, который нам нужно развивать в будущем.

***

Мнение Рашида Габдуллина
Мнение Надежды Агишевой

Новое на сайте

«Лопались стекла, была кровь, страх и паника». Что произошло во время пожара в бизнес-центре Перми?

Юрий Куроптев

Идол в мире ничто: почему в Перми уничтожаются герои уральских сказов

Иван Козлов

Ледопад в Закамске: Instagram-обзор

Екатерина Макарова