Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке
Пермь Электро 3: Daddy Has Hanged (1992-1999)
В этот понедельник: третий выпуск проекта «Пермь Электро» — серии интервью с пермскими музыкантами, исполняющими электронную музыку. В этот раз я поговорил с Ильей Друзьякиным, который в 1992 году вместе с Дмитрием Субботиным создал первую в Перми электронную группу Daddy Has Hanged (Папа повесился).
Борис. Привет, Илья. Расскажи для начала, как ты познакомился со своим коллегой-напарником Димой?
Илья. Привет! Я думаю, что это был где-то 1989 или 1990-ый год, я учился в ППИ (Пермский политехнический институт) на электротехническом факультете и уже несколько лет до этого работал в театре «Арлекин». Там мы приобщались к современному и традиционному искусству, слушали музыку, отличную от той, что крутили на единственных двух каналах советского телевидения и на Всесоюзном радио. Я, как звукооформитель, делал фонограммы для спектаклей и играл на синтезаторе в постановках. Тогда мы и познакомились с Димой.
Б. А Дима что в это время делал?
И. Дима тоже учился на химическом факультете Политеха. Познакомились мы через нашего общего знакомого Женю, покойного уже, к сожалению, друга. Мы как-то так сразу подружились, у нас появились общие интересы. И мы оба увлекались именно музыкой.
Б. Что вы слушали тогда?
И. Был такой прекрасный человек Саша Краев. Сейчас он живёт в Екатеринбурге, мы до сих пор с ним иногда переписываемся. Так вот... Саша держал студию звукозаписи в Политехе, записывал там очень много разных кассет, катушек. Я к тому времени уже благополучно окончил учёбу в институте. Бросил его, потому что хотел заниматься музыкой, звуком. Как-то постепенно я стал понимать, что тех базовых знаний, которые получил в Политехе на электротехнике мне, в принципе, для звукорежиссуры достаточно. Бросив учёбу, я устроился работать курьером, ездил каждую неделю в Москву, познакомился с Игорем Колядным. Он поставлял музыку Саше Краеву. Игорь
Я помню, Борис, как мы с тобой покупали пластинку и садились у тебя в квартире слушать. То был целый субботний ритуал. Молча прослушивали обе стороны, потом обсуждали. Такая вот меломания. А так как процесс перезаписи у нас занимал то же самое время, которое реально звучал диск, мы всегда всё прослушивали внимательно. И вот слушали мы всё это, слушали... и сами стали музыку придумывать потихоньку, наигрывать какие-то вещи. Потом нам выделили деньги на создание студии звукозаписи. Мы приобрели компьютер, секвенсер, синтезаторы... Это и стало началом группы Daddy Has Hanged.
Б. А каким образом ты был связан со студией в Политехе?
И. Мой отец, Владимир Георгиевич, был директором этой студии, его друзья там работали... Это называлось «Радиокомитет ППИ». Мы с Димой работали там как журналисты, как ведущие радиопередач в то время. И все как-то соединилось так органично... Было много энергии, лени не было никакой, мы что-то делали постоянно. Заморачивались изучением компьютерных программ, изучали оборудование. Первое, что мы стали делать,
Б. Что-то записывали?
И. Да. Не помню, когда мы полностью перешли на новый пульт. Наверное, это был 1992 год. Убрали старый десятиканальный пульт по дурости (сейчас такие очень ценятся) и поставили транзисторный. Электроника ПМ 01, по-моему. Начали на нём всё вместе сводить. У нас был семплер, были синтезаторы, драм-машина, цифровой ревербератор и секвенсер. Что-то записывали. Пробовали...
Б. Когда вы осознали, что вы не просто друзья Дима и Ильюша, а группа? Когда появилось нечто, что потом стало называться Daddy Has Hanged?
И. Не помню. Честно говоря, провал в памяти на тот период большой. Мы очень много пили тогда. Но, видимо, как-то это произошло. Видимо, какой-то наступил этап, когда возникло понимание, что то, что мы делаем, не хуже, чем кассеты иностранных групп, записанные в Москве. Вот и решили делать свои треки.
Б. А как появилось название и почему оно такое странное «Папа повесился»?
И. Однажды в Москве Игорь Колядный предложил мне купить несколько художественных альбомчиков
Плюс к этому нас очень привлекала природа, мы постоянно были на природе, каждые выходные ездили либо на рыбалку, либо за грибами, либо просто на дачу, ближе к лесу. И всегда в хорошей компании. А тогда ведь интернета не было, делать на природе в особо дождливую погоду было нечего, кроме как играть в карты, домино или кости. Ну, ещё читать интересную литературу и разговаривать. Вот, к сожалению, сейчас некогда читать, а в то время был период чтения. Конечно, мы слушали интересную музыку. В принципе, держали руку на пульсе этой музыки. Если в Перми что-то новое появлялось, мы отслушивали. В этом плане на меня, видимо, ещё театр «Арлекин» очень сильно повлиял. Мне, как музыкальному руководителю спектакля, необходимо было находить интересную музыку. Например, ставит театр пьесу Нины Садур «Чудная баба»
Б. А когда вы начали выступать?
И. Мы вообще вели активную жизнь в студенческом клубе ППИ, играли на каких-то концертах. Как тогда это называлась? Художественная самодеятельность! Ну а самое первое выступление было на Arizona dream party в Чёрной комнате театра «Арлекин». Выступали мы и ещё две группы, тоже очень странные. Я думаю, что это была осень 1992 года. К этому времени у нас уже было семь готовых треков и, наверное, с этим материалом мы и выступали на той вечеринке. Она проходила в формате, которого наша индустриальная и провинциальная Пермь ещё не знала. Я иногда смотрю видео про ребят в Курье: про Ваню, про Рому (речь идёт о документальном фильме «Что завтра» режиссёра Баршевского, который рассказывает о пермском музыкальном андеграунде начала 1990-х.
Для тех лет вечеринка в Политехе, которую мы организовали, была чем-то уникальным. Я даже считаю, что то была новая страница истории. Чёрная комната была полностью оборудована и звуком и светом. Для того времени время очень даже хорошо: компьютерный свет, нормальные акустические системы... Мощный звук, можно сказать, что один из лучших в городе. И концерт Daddy Has Hanged был организован как live, то есть стоял компьютер, секвенсор, синтезаторы, а треки были зациклены в паттерны по 8 и 16 тактов, их микширование осуществлялось на пульте в режиме реального времени, что-то добавлялось, что-то убавлялось, делалась обработка эффектов. Эти треки могли быть по 2 минуты или по 10 минут. Всё зависело от настроения.
Б. Что за люди были на вечеринке?
И. Люди были очень интересные. Юра Шкляр (Юрий Шкляр
Б. И как публика вас принимала?
И. Я не помню, честно говоря. Я был очень сильно занят техническим обеспечением всего этого. Я был звукоинженером всего мероприятия: на мне было звучание групп, свет и всё такое. Вроде бы всё хорошо прошло. Ещё программа «Четыре У» там была. Сергей Четверухин делал такую передачу на «Рифее». И целый выпуск посвятил нашей Arizona Dream Party. С большими кусками видео. Тогда ещё любили делать длинные передачи, не то, что сейчас: клиповый монтаж. Там были большие куски
Б. А ещё какой-то резонанс был, кроме этой передачи?
И. Слухов было много. Потом я нашёл вырезки из газет про DHH. Нам с Димой тут же стали завидовать, обвинять в разных грехах. В частности, говорили, увидев однажды, как отец Димы везёт нас дачу на своём BMW, что мы отдались какому-то богатому папику. Ездим у него в машине. Такую чушь я слышал несколько раз. Вообще, в Перми любили слухи. Заняться-то нечем было.
Б. На то время вы были единственной электронной группой в Перми? Или ещё кто-то такую музыку играл?
И. Тогда вообще не было такого понятия, как электронная музыка или рэйв. Только-только стали появляться на рынке компакт-диски. Первое, что там было, это, наверное, какой-нибудь 2 Unlimited. Поп-коллективы эстрадного техно. На Западе эта музыка стала уже мейнстримом. До нас же только-только начала доходить. Какие-то треки мы делали подражательно им, этим группам, но большая часть была сделана в нашей концепции
Б. Как развивались события дальше?
И. У нас произошёл, видимо, скачок в овладении различными технологиями звукорежиссуры, сведения, работы с синтезаторами. Мало кто тогда в этом разбирался. В Перми было 5-10 эстрадных групп, работающих в стиле русский синти-поп, странный фанк... И несколько студий, которые серьёзно занимались программированием. Группа «Шоколад», студия «Грамма»
Б. То есть материал был записан в 1992-ом, а свели вы его в 1994-ом. Расскажи, что это за альбом?
И. Он так и не вышел. Назывался он... Вот в статье написано: «...в 1993 году Daddy Has Hanged выпускает первый магнитоальбом „Мутации“». А я и не помню.
Б. Всё-таки давай попробуем вспомнить про этот неизданный первый альбом.
И. Получается, что синглы из него выходили раньше. «Шизгара» играла на всех радиостанциях Перми. На «Авторадио» насколько недель она держалась в топе на третьем месте.
Б. Если я правильно помню, «Шизгара»
И. Да, так и было. Лучший трек «Авторадио» в номинации «Популярная музыка». Он крутился в эфире по несколько раз в день. Эта же композиция была использована Евгением Панфиловым в одном из его спектаклей. Остальные песни тоже где-то игрались на радио, в каких-то авторских передачах и местных эфирах. Это всё были треки, которые были записаны в Политехе. А на «Максимум» мы ещё записали два новых. Раздали альбом по радиостанциям, но он нигде не выходил. В этом альбоме была песня «Bay Bay Bird», с кантри-мелодией, взятой из архивов «Максимум». Она была издана в 1996 году фирмой RDM
Б. С альбомом понятно, а концерты были?
И. В 1993 году я могу вспомнить концерт в Пединституте. Мы собственноручно развешивали афиши и какое-то государственное учреждение предъявило нам претензии, что мы незаконно везде развешивали рекламу. Наверное, это был один из первых прецедентов подобного рода в городе. Грозили судом, но мы как-то договорились и концерт нам проводить тогда разрешили. В этом же году было выступление в КДЦ
Б. А как вы попадали во все эти концерты?
И. Мы же работали в этой системе. То есть мы выступали по линии художественной самодеятельности. И это очень нам нравилось. Мне запомнился концерт в КДЦ. Мы с Димой выходим на сцену после разных там танцев от «Солнечной радуги», люди сидят на советских бархатных креслах, а мы играем просто какую-то «колбасу жёсткую» от 130 до 170 bpm. Это был реальный абсурд
Б. Когда вы стали выезжать из Перми на гастроли?
И. Мы отправляли записи Игорю Колядному. Он нас знакомил с различными людьми, с группой «Николай Коперник» например. Мы стали в Москве общаться. И наши треки стали появляться в различных российских сборниках. Первый назывался «TransplantanZ» (1996 год)
Первый раз, по сути, мы увидели нормальный большой рэйв. Куча людей, что колбасятся всю ночь. В то время рэйв ещё не был таким коммерческим, каким стал в нулевые. Мы тогда наконец-то поняли, как должно звучать настоящее техно
Б. А что стало со вторым вашим альбомом?
И. Второй альбом тоже не был издан. Его даже не было в Сети до этого года. Мы не занимались менеджментом, не были связаны с издательскими группами. В Перми мы сами выпустили кассету в 1997 году, называлась она «Белый вигвам». Там мы собрали самые интересные треки с 1992 по 1997 год. Вот и все издательство. Саша Крюков помогал нам в этом тогда, спонсорами были кафе «Наутилус» и радио «Европа Плюс». Результатом работы 1997-1999 годов явился альбом «Фосфор 999». Пожалуй, самый концептуальный и зрелый у DHH. Альбом тоже не был издан, он лежит где-то в интернете. Выступлений стало меньше, потому что спрос стал падать, в клубах под видом techno начал играть house с элементами techno, это была коммерческая поп-музыка с вокалом и аранжировкой обычной эстрадной песни. Не буду обобщать: house
Б. Что ты считаешь пиком вашей карьеры?
И. Наверное, «Восточный удар». Может, ещё плюс-минус год. В ДК Чехова прошла тогда прекрасная серия вечеринок
Б. А почему вы распались?
И. Наверное, просто стали взрослыми. У Димы появилась семья, маленькие дети, нужно было зарабатывать деньги... А эта техно-музыка... Это было хобби, никто никогда на ней не зарабатывал. Кроме того, интерес стал снижаться ещё и потому, что был такой тренд у нас в городе, направленный на борьбу с нашим направлением... Не буду называть конкретных людей, но было заявлено: мы будем бороться с этой наркоманией, мрачнухой... давайте позитив, давайте house, хватит уже всего этого... Хотя, конечно, были исключения. В клубе «Болид», например, мы делали фестиваль «Реальная сила». На фестивале был отборочный тур, где мы прослушали все техно-группы города. Было их, по-моему, всего десять или пятнадцать на тот момент. Это было очень интересно. На «Реальной силе» первый раз выступили такие группы, как ORZ, «Пеликаны»... Dj Smash, кстати, тоже участвовал и свой первый приз получил там. Хорошо, что нас какие-то бизнесмены тогда поддерживали, были спонсоры, призы нормальные...
Б. Как рождалась музыка в вашей группе? Кто что делал?
И. Сложно сказать. Наверное, Дима делал больше творческой работы, я занимался технической стороной. Я и сейчас музыку не пишу, я её делаю. Наша идеология была замешана на этнике, на жанре хоррор, фантастике, индустриальных течениях музыки
Б. А не было ли мысли уехать из Перми, чтобы продолжить в Москве или Берлине?
И. Нет. Почему-то сейчас у меня такие мысли есть. Про Берлин как раз. А тогда не было. У нас была медвежья ленность в этом плане
Б. Кто что дальше стал делать, после того как вы распались?
И. Дима так и занимается рекламой, не участвует больше ни в каких проектах. У меня ещё много проектов было. Я, будучи в Daddy Has Hanged, играл как клавишник в группе «Муабгалш». Записывал пермскую группу «Тараканы», работал звукарём группы «Дом с Олегом и Леной Новосёловыми». Не смогу всё вспомнить... После распада у меня появилась рэп-группа VOODOO, которую я стал продюсировать. Ещё был Vaparone Orchestra. Со Славой Хахалкиным мы делали проект PLASTMACCA. С Сергеем Шкарупой
Б. Традиционный вопрос. Если посмотреть на пермскую электронную сцену, хотя некоторые музыканты до вас говорили, что её вообще нет, но это ты сам решай... Если она всё-таки есть, какое место вы там занимаете?
И. Почему же нет? Всегда кто-то был, регулярные мероприятия были всегда. Не так часто, как в столицах, но были. И музыканты свои тоже! А наше историческое место? Просто как мемориал. DHH
Б. Жду переиздания ваших альбомов. Спасибо!
Послушать музыку Daddy Has Hanged
Группа ВКонтакте
Видео с выступления в клубе «Галактика»
Рекомендуем почитать
Секс без людей, атомная бомба и бредовая работа. Подводим книжные итоги 2020 года
Нетипичный Скриптонит, качовый Zavet и чиловый вайб ЛСП. Восемь релизов русского хип-хопа за ноябрь
Мишура и звуки. Евгений Казук — о маркетинге в музыке
Новое на сайте
На участке Черняевского леса за ДКЖ проведут экологическую экспертизу
Депутат Заксобрания от ЛДПР Александр Григоренко будет участвовать в конкурсе на пост мэра Перми. Бизнесмен Александр Репин решил этого не делать
Трубач Павел Курдаков перешел из Пермского оперного в оркестр Курентзиса MusicAeterna
«Конец Перми». Снаружи и внутри усадьбы Тупицыных
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+