X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Мишура и звуки. Евгений Казук — о маркетинге в музыке

Полтора месяца назад я решил полностью очистить своё информационное пространство от новостей, которые не относятся к музыке и музыкальной индустрии. Смотрел видео про музыкальный маркетинг, читал статьи «как продвигать группу». В ленте появилось в десять раз больше рекламы песен, артистов, клипов. Спустя две недели появилось стойкое ощущение, что меня постоянно пытаются тотально обмануть. Потому что за мой просмотр заплатили?

Роль артиста

Цифровые звуковые рабочие станции (DAW) — программы для работы с музыкой — стали доступны всем, у кого есть компьютер. Скачать любой софт для создания музыки просто. Синтезаторы, звуки, обработка трека. Многие вещи можно сделать самому.

Из-за быстрой наполняемости рынка в 2020 году музыканту кричат из-за каждого угла, что нужны продвижение, социальные сети и прочее. В итоге за промо-стеной размывается роль артиста. Вместо занятия любимым делом и развитием себя в музыке он отвлекается на продажи. Пытается делать как у титанов. Почитаешь описание — все ломают шаблоны, придумывают новый жанр, выходят за рамки. Чтобы обгонять поток треков, нужно выделяться. Не можешь выделиться музыкой — поможет маркетинг.

Музыкальный маркетинг

Давайте перечислим основные постулаты маркетолога, который занимается продвижением музыкантов.

Создай группу в ВК, страницу в Инстаграме, заведи ТикТок, заправься Фейсбуком и Твиттером. Найди фотографа, сделай много фотографий, как у всех, на студии. Снимай видео с репетиций, снимай истории, процесс записи. Придумай дерзкий стиль, пиши тексты. Дизайн, аватарку, шапку, иконки. Делай завлекающий контент. Купи рекламу. Собери аудиторию. Ты должен быть «блогером», «контент-мейкером» и «инфлюенсером». Создай таким образом огромное облако из сопутствующей мишуры и выкладывай раз в три дня.

Далее происходит разделение музыкантов на два типа: тех, кто хочет заниматься созданием этого облака совместно с рекламщиками, и тех, кто полностью передаёт соцсети менеджерам.

Из этих паттернов вытекают другие проблемы. Не каждый музыкант — хороший копирайтер, юморист и дизайнер. Слушатель или потенциальный слушатель видит контент, сделанный для галочки. Такой материал не фиксирует момент, не остаётся как тэг группы.

При втором варианте получается, что лицом группы занимается чужой человек. Даёт людям своё видение музыкантов, которое может не совпадать с реальностью. Лучше уж никакое представление об артисте, чем неправильное.

При этом подобный контент, который должен довести меня за ручку до заветного прослушивания, поощряют и ресурсы. Например, ВК даёт «Прометея» — огонёк, благодаря которому группа чаще мелькает в рекомендациях.

Копирование

С этой мыслью в голове люди приходят в индустрию и копируют популярную музыку. Открываешь плейлист молодых исполнителей в Яндекс.Музыке: шестьдесят песен, каждая похожа на другую. Либо это рэп, либо поп под прямую бочку (разновидность партий ударных инструментов, когда удар в большой барабан звучит на каждую долю). Уже молчу про подражание американским тенденциям.

Практике копирования сопутствуют и размножившиеся модные курсы по созданию музыки или «школы музыкантов». Учат способам написания песен, как расписаться, доделать проект, вдохновиться и продвинуться (!). С одной стороны, учиться — это всегда хорошо. С другой — после навязанных схем творчества рождается волна однотипного продукта. Пропадает элемент поиска, индивидуальности, не чувствуется желания повлиять на культуру.

Все всё понимают?

Самое непонятное в этой истории — позиция музыкального сообщества. Никто об этом не говорит и не пишет. Никто не понимает ситуации вокруг маркетинга под копирку? Вряд ли. Все всё понимают и просто принимают правила индустрии? Грустно. Или все всё понимают и всем всё нравится? Ещё грустней. Очевидно, преобразование и развитие музыки находится на втором плане. На первом — деньги и массы.

Как писал Эрих Фромм в книге «Революция надежды. Избавление от иллюзий»: «16,5 млрд долларов, израсходованных в 1966 году на прямую рекламу, то есть рекламу в газетах, журналах, на радио и телевидении, — эта цифра может прозвучать как свидетельство неразумной и бесполезной растраты человеческих талантов, бумаги и печатного оборудования. Но она вовсе не воспринимается как неразумная в системе, считающей, что все возрастающее производство, а значит, и потребление — жизненно важный показатель нашей экономики, без которого она бы погибла».

Что делать?

Если вы музыкант и испытываете похожие чувства, возникнет вопрос: что мне делать?

  • Садиться каждый раз за стол как художник, философ, творец.
  • Не забывать, для чего вы складываете элементы аудиодорожки воедино.
  • Не поддаваться давлению маркетинговой ловушки.
  • Думать и слушать.
  • Избегать несвободы.
  • Ощущать себя не товаром, а активным деятелем. Носителем способностей к созданию прекрасного.
  • Исключить продажу себя подороже как самоцель.
  • Использовать социальные сети как продолжение выражения себя.

***

Читайте также: Friday, I'm In Love — проект «Звезды» про пермскую и не только пермскую музыку

Рекомендуем почитать

Без Пермской оперы. Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин рассказали о настоящем и будущем Дягилевского фестиваля

Юрий Куроптев
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+