Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
«Есть некая сила, которую мы не понимаем». Создатели фильма «Реанимация» — о врачах-реаниматологах и магии кино
Год назад 17 октября в Керченском политехническом колледже произошла трагедия, в результате которой погибли 16 подростков и пять сотрудников, пострадали более 50 человек. В центре этого и других чрезвычайных событий, когда в опасности оказывались дети, действует главный герой документального фильма «Реанимация». В этом году на фестивале «Флаэртиана» картина завоевала Приз зрительских симпатий в международном конкурсе. Во время премьеры пермские зрители увидели то, что скрыто от глаз посторонних — будни анестезиолога-реаниматолога. Режиссёры картины Андрей Тимощенко и Станислав Ставинов называют это «заглянуть в бездну». Мы с ними поговорили.
Станислав Ставинов: На премьере был аншлаг и интересная дискуссия. Но вопросы нам задавали пять-шесть человек, поэтому сложно сказать о восприятии всей аудитории. У нас не было установки вложить в этот фильм конкретную идею. Мы руководствовались принципом «не навреди» и хотели рассказать драматическую историю жизни детского реаниматолога Алексея Завальского. А воспримет это каждый зритель по-своему, чем разнообразнее и глубже будут трактовки, тем лучше. Конечно, было трудно найти оправдания тому, что человек с камерой идёт в детскую реанимацию, куда не пускают других врачей и родителей маленьких пациентов. Мы столкнулись с негативным отношением к нашему присутствию в больнице со стороны некоторых коллег Алексея. Поэтому решили: как сложится, так сложится. В ходе съёмок фильма стали проявляться труднообъяснимые вещи.
С. С.: Инцидент в Керчи и история нападения львицы на четырёхлетнюю девочку Ксюшу во время циркового представления в Успенском районе Краснодарского края случились в течение двух недель октября 2018 года. Как раз в этот месяц мы приступили к съемкам. После их завершения через пару месяцев ход событий вернулся в привычное русло. Алексей удивлялся: «Что за магия кино?!» Так что, много ответственности мы переложили на саму жизнь. То, каким получился фильм, зависело не столько от нас, сколько вот от этого потока чрезвычайных событий. Когда находишься в отделении реанимации и видишь, как маленькая Ксюша приходит в себя, понимаешь, почему врачи говорят, что они только делают свое дело, но не считают, что спасают ребёнка. «Есть некая сила, которую мы не понимаем»,
С. С.: При создании кино музыка
С. С.: Это самооправдание, скорее. Я каждый день пытался для себя найти ответ на вопрос, какое право я имею находиться в детской реанимации. Оправдание, что мы помогаем врачам
Андрей Тимощенко: Я вообще раньше мало соприкасался с работой врачей. Я увидел Алексея и понял, что он обладает всеми необходимыми качествами, чтобы стать героем документальной картины, донести месседж до зрителя, держать внимание на протяжении всего фильма. Это как космическая транспортная система: есть ракеты-ускорители, и есть шаттл. Когда герой «не тянет», фильм не получится. Если повезет его найти, то можно и до титров дожить. Мне было достаточно встретиться с Алексеем. Дальше я следовал за событиями, в которых оказывался наш герой, открывал его мир так же, как открывает зритель. Я не знал, что врач-реаниматолог может сопровождать больного ребёнка в обычном самолете гражданской авиации. Мы летели вместе с Алексеем и его маленьким пациентом, наблюдая реакцию других пассажиров. На их лицах отражалась гамма разнообразных чувств, когда они проходили по салону бизнес-класса и видели ребенка с трубкой, подключенной к аппарату ИВЛ. Их застали врасплох, они были не готовы к тому, что жизнь вытворяет с ними. Раньше я был во власти мифа, будто существует специальное ведомство, отвечающее за транспортировку тяжелых пациентов, специальные самолеты и барокамеры, которые делают сложные задачи выполнимыми... Не существует ничего этого... (В России летательные аппараты относятся к ведомствам МЧС, МВД, военной и гражданской авиации. Спасатели и медики подчиняются разным организациям. Уникальная специализированная бригада, объединяющая спасателей и врачей, работает только в ГКУ «Московский авиационный центр»
А. Т.: Есть конкретные врачи, которые сопровождают больных детей в полёте. Мы оказались в ситуации, когда Алексей должен был доставить больного ребёнка из Краснодара в Иркутск. Там работает единственный хирург, согласившийся прооперировать малыша с редким заболеванием. Везти пациента через всю страну
А. Т.: Сколько ещё разных факторов и нюансов осталось за кадром!
С. С.: Не совсем так. К нему в подобных случаях обращаются, поскольку Алексей
АТ: Так что, поосторожнее со своими мечтами, они сбываются непредсказуемо...
А. Т.: В этом деле, как и во многих других, есть ничего не значащие слова. Харизматичный, притягательный человек
С. С.: У нас были две истории, мимо которых пройти невозможно: стрельба в колледже в Керчи и нападение львицы на ребёнка в цирке. Молитва на берегу Байкала тоже была одной из ключевых точек в сюжете фильма. А всё остальное
С. С.: Скорее, так органично получилось при монтаже. Но для Алексея это очень характерно. Его пациенты меняются постоянно. Каждый раз это беда, когда ребёнок оказывается в отделении реанимации. О полной победе
С. С.: Самое жуткое переживание охватило меня в тот момент, когда я сидел в больнице в полной неопределённости: я не знал, какой финал будет у фильма, сколько времени продлятся съёмки, чего я жду... И вдруг почувствовал: а реаниматологи в таком состоянии работают на протяжении десятков лет. Каждые три дня у них появляются новые пациенты. И от профессиональных усилий этих врачей зависит лишь малая доля того, будет жить ребёнок или нет. По словам Алексея, в большинстве своём дети попадают в реанимацию по глупой случайности, из-за недосмотра родителей. Девочка потянулась за кошкой
А. Т.: У любого творческого человека бывают периоды опустошения после завершения произведения, если работаешь честно и себя отдаёшь. Кроме того, управлять процессом производства проблематично. Документальное кино в России финансируется грантовыми программами, часть из которых государственные. У каждой программы есть расписание и архитектура. Поэтому свои планы и намерения мы должны упаковывать в рамки определённой программы. По этой причине никто из документалистов в нашей стране, за редким исключением, не может сказать, что он будет делать в горизонте трёх лет. В лучшем случае можно говорить о перспективах на год.
С. С.: Вполне реально
А. Т.: В здоровой системе всё уравновешено: как производство кино, так и дистрибуция. Наверное, это должны быть равновесные составляющие структуры кинематографа. В нашей стране всё немного иначе: фактически не существует проката документального кино. Невероятные исключения из этого правила называют феноменом. Я бы очень хотел, чтобы этот фильм увидели как можно больше людей и в нашей стране, и за границей. Я показывал фильм немецким коллегам, которые заинтересовались им. Свои впечатления они выразили так: «Приятно удивлены тем, как хорошо у вас оснащены клиники, и тем, что мы увидели в лучшем смысле этого слова патриотическое российское кино».
С. С.: Гипотетически да. Но, как вы отметили, «Реанимация»
А. Т.: Вообще, тема взаимодействия между создателями фильмов, прокатчиками и зрителями требует особого разговора. Если коротко, в кинематографии есть люди, которые выстраивают структуру такого взаимодействия. В ней нет связи между образованием и кино. Я считаю, она должна быть. Кинематограф в России положен на полку искусства. Но сегодня в мире наблюдается тенденция, когда молодые люди чаще смотрят видео и фильмы, чем читают книги. Одновременно с этим развиваются технологии создания видео-контента в интернете. Это делает кино мощным образовательным инструментом. В Европе это понимают и заботятся о развитии документального кино в сфере образования.
А. Т.: Да, «Флаэртиана»
А. Т.: Сейчас Алексей Завальский мечтает основать благотворительный фонд, который будет привлекать средства и организовывать транспортировку по стране тяжелобольных детей. Насколько мне известно, пока такой организации в России нет. В системе оказания помощи детям не хватает важного звена. На лечение деньги выделены, врачи ждут ребёнка, чтобы его прооперировать. Но непонятно, кто, как и за счёт каких ресурсов транспортирует тяжёлого пациента в конкретную больницу через всю страну. Юридические и финансовые механизмы этой службы пока остаются под вопросом. Организация такой службы
Рекомендуем почитать
Семь книг для детей о том, как научиться понимать друг друга
Новое на сайте
К 300-летию Перми отремонтируют дом, в котором находился «Детский мир». Советскую вывеску «Игрушки» не сохранят
Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире
В Перми по решению суда будет ликвидирована свалка на месте снесённых гаражей у реки Егошихи
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+