Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Если бы не „Флаэртиана“, то документального кино в моей жизни не появилось бы». Краткая история международного фестиваля, рассказанная её участниками
Подошёл к концу очередной Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». В этом году в силу понятных причин он прошёл в онлайн-формате. Впрочем, в нынешних условиях радует факт, что фестиваль вообще состоялся. В таком формате «Флаэртиана» отпраздновала свой юбилей, ведь она прошла уже в двадцатый раз. В честь юбилея мы пообщались с несколькими людьми, которые так или иначе были причастны к фестивалю — входили в отборочную комиссию, жюри или участвовали в конкурсе — и попросили их рассказать об истории «Флаэртианы», важности такого фестиваля документального кино, а также о том, как он может менять жизнь людей и всего города.
Виктория Белопольская — член отборочной комиссии «Флаэртианы», программный директор «Артдокфеста»
В своё время благодаря «Флаэртиане» лично я для себя сделала очень серьёзные и даже судьбоносные выводы. Например, что я не буду жертвовать тем, что мне интересно, ради получения зарплаты. С тех пор живу под этим лозунгом. Сейчас я ещё и программный директор московского «Артдокфеста», и, по понятным причинам, у нас финансирования почти нет. Мы с Виталием Манским полностью делаем программу и смотрим 700 фильмов каждый год. Он там ещё вкладывает какие-то свои деньги, а я не получаю зарплату много лет. Это одно из последствий того судьбоносного личного решения, которое я некогда приняла с помощью «Флаэртианы». Оно теперь мой жизненный принцип: не жертвовать тем, что мне интересно профессионально или лично, ради получения зарплаты. Этого нет больше в моей жизни. Как я буду выкручиваться и какие это имеет последствия
Когда Паша подключил нас к отборочной работе «Флаэртианы», комиссия наша состояла из мэтра Серёжи Мирошниченко, его соратника Григория Либергала, меня, Паши, естественно, и Марины Дроздовой, нашей коллеги; Бориса Караджева тогда ещё, кажется, как отборщика на горизонте не было. И тогда наша отборочная комиссия включала в себя, так сказать, два сегмента: собственно отборочная комиссия, где Серёжа с Григорием и Пашей, и «наборочная» комиссия, где я и Мария Дроздова. Мы обеспечивали получение фильмов. Это тогда организационно было непросто, интернета, считай, ещё не было, у фестивалей ещё не было сайтов. Фильмы было трудно найти, всё это происходило понаслышке, постоянно просили коллег, которые ездили на другие фестивали, привезти оттуда бумажные каталоги и по ним искали примерно фильмы, просили их прислать авторов на DVD. Это была сложная «наборочная» работа.
Именно тогда в моём сознании ясно оформилась такая профессия, как программер или куратор кинопоказа. Её тогда и в мире практически не было
Так что в некотором отношении мы были пионерами. Конечно, тогда был и Московский кинофестиваль, и многие другие. Но у них были другие задачи. Именно «Флаэртиана» заложила основы международного документального фестивального движения в России. Потому что именно она появилась первой и стала международным фестивалем документального кино с очень сильными программами. И до сих пор сохраняет свою уникальность
Также важно, что в Пермь приезжают всемирно известные кинематографисты, которые уже у себя дома рассказывают об этом фестивале. Мой коллега Виталий Манский году, наверное, в 2003-м, когда «Флаэртиана» уже в содержательном смысле встала на ноги, со своим фильмом проехал по миру. И с интересом обнаружил, что коллеги-документалисты, программеры, критики спрашивают, что за фестиваль «Флаэртиана». Они о нём уже были наслышаны.
Именно потому, что «Флаэртиана» всегда имела и имеет возможности привозить лучшее кино сезона, она стала таким значимым художественным явлением в России. Но сейчас я занята тем, что подталкиваю Пашу сделать фестиваль шире. Фестиваль, который так бурно развивался, с моей точки зрения, не должен буксовать. Он должен продолжать развитие. И мне кажется, что пора включать в программу что-то вроде секции игрового кино, основанного на реальных событиях. И само обозначение этого жанра
Денис Клеблеев — режиссёр документального кино, фотограф, оператор, преподаватель Московской школы кино
Первый раз я приехал на «Флаэртиану» с фильмом «Странные частицы». Мне запомнился разговор со зрителями сразу после показа. Это были молодые ребята, которые увлекались физикой. Это и привело их на мой фильм, хотя документальным кино они до этого совсем не интересовались. И для них было открытием, что документальное кино
В этом году я провожу на фестивале консультации для режиссёров, которые участвуют в питчингах своих будущих проектов. У меня очень хорошее впечатление от ребят, с которыми удалось пообщаться. Кроме меня, режиссёров консультируют и мои иностранные коллеги. Получается такой спектр мнений, очень полезный при разработке проекта.
Отдельно хочется отметить наличие студенческого конкурса. В нём последние несколько лет участвуют со своими работами и наши студенты из Московской школы кино. Это первые публичные показы в их жизни. И осознание того, что твой учебный фильм могут увидеть незнакомые зрители на большом экране,
Лилия Немченко — директор Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», доцент Уральского федерального университета, кандидат философских наук
«Флаэртиана»
Галина Красноборова — режиссёр документального кино
Если бы не «Флаэртиана», то, думаю, что документального кино в моей жизни не появилось бы. Я начала ходить на «Флаэртиану» в 2001 году и помню, что это всё проходило на двух площадках: в «Триумфе» и гостинице «Урал». К тому моменту я какое-то время участвовала в экспедициях лаборатории культурно-визуальной антропологии в Пермском университете и с камерой была уже на «ты». Но мне чего-то не доставало. А когда я начала смотреть лучшее кино конкурсной программы, для меня сложилось понимание, что не визуальная антропология, а именно документальное кино
Мне кажется, что «Флаэртиана» формирует вкус у публики. Я помню, какой фестиваль был 20 лет назад, и кажется, тогда люди не были готовы ко всему этому. И постепенно Павел Печёнкин и команда фестиваля умудрились сформировать прекрасного зрителя. Зритель может быть равнодушным и неравнодушным, талантливым и бездарным. Я думаю, что в Перми сформировалась очень интересная аудитория «Флаэртианы», которая умеет смотреть хорошее документальное кино. А для этого, как мне кажется, тоже нужен определённый талант. Не каждый зритель, даже киноман, может выдержать полтора часа какой-то натуралистичной истории одного героя, где может даже ничего не происходить. Я помню, как проходили дискуссии в самом начале «Флаэртианы», и видела, как они ведутся сейчас. Это совершенно другие зрители, которые задают другие вопросы. Это зрители думающие, понимающие.
Вот сейчас я участвовала во «Флаэртиана-форуме»: тут очень много участников со всей страны и не только. И все они говорят о том, как они мечтают снова вернуться на фестиваль документального кино и как здорово показать свой фильм именно на «Флаэртиане».
Что ещё сейчас очень хорошо развивается на «Флаэртиане»
- Фестивальные события состоялись при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Пермского края. Показ студенческих фильмов и Flahertiana Workshop реализуются при поддержке Фонда президентских грантов. Питчинг проходит при поддержке Министерства иностранных дел Германии в рамках программы Восточного партнёрства и «Года Германии в России».
***
Читайте также: Интервью с Лилией Немченко.
Интервью с Галиной Красноборовой.
Интервью с режиссёром Алексеем Евстигнеевым о его фильме «Золотые пуговицы», который был участником конкурса «Флаэртианы-2020».
Гид по программе «Флаэртианы-2020».
Рекомендуем почитать
Праздники с неопределённым сроком проведения. Неочевидные краевые фестивали этого лета, которые стоит подождать
Без Пермской оперы. Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин рассказали о настоящем и будущем Дягилевского фестиваля
Новое на сайте
В Перми найден пропавший памятник Михаилу Калинину. Возможно, его вернут на место в сентябре
В Перми будут судить директора частного дома престарелых. Там погиб один из постояльцев
Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире
В Перми продолжается суд по делу о травле в школе № 114. Одна из сторон представила доказательства фактов насилия
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+