Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Джо Брюстер: Я могу найти массу объяснений тому, как интроспекция и психология помогают создавать фильмы
22 мая в Перми состоялась премьера документального фильма «Американская надежда» (American Promise). Режиссёр ленты, Джо Брюстер, приехал в Россию, чтобы представить картину лично. Нам удалось пообщаться с ним сразу после показа в киноцентре «Премьер».
Первые полчаса показа фильма Джо внимательно следил за аудиторией кинозала. Но реагировать собравшиеся начали лишь к середине: тревожные и радостные моменты жизни героев спускались с экрана, превращаясь в заливистый студенческий хохот или источающий слёзы шёпот. Картина сложная, эмоциональная, вызывающая смятение.
Во время дискуссии режиссёр был готов отвечать на самые каверзные и смушающие вопросы. Однако бойкая беседа сложилась не сразу
Дождавшись, когда очередь из желающих сделать автопортрет с американским режиссёром рассосётся, мы включили диктофон.
Джо, вы дипломированный психиатр, выпускник Гарвардского и Стэнфордского университетов. Почему решили заняться кинематографом?
Психотерапия может быть вещью довольно пугающей, но для самого терапевта важно уметь понимать чувства других людей, собственные чувства и то, как они функционируют в этом мире. Когда кто-то из членов моей семьи (сын или жена) грустит или, наоборот, испытывает счастье, я знаю, как этот процесс протекает. Ещё я знаю, что вмешательство в этот процесс далеко не всегда целесообразно. Человек должен сам научиться обращаться со своими эмоциями. Сейчас у моего сына очень хорошо это получается. Я могу найти массу объяснений тому, как интроспекция и психология помогают создавать фильмы.
К слову, об интроспекции. Вас тоже довольно много в кадре. Позволил ли фильм увидеть себя со стороны?
Живя, мы познаём себя, свою сущность
(Судя по всему, здесь собеседник уходит от ответа. Однако во время второй дискуссии он упомянул, что благодаря этому фильму младший сын находится в более выгодном положении: Джо и его жена многое пересмотрели в вопросах воспитания. Менее строгими они не стали, но он сам стал чуть менее критичным
«Американская надежда»
Основной вид вашей деятельности сейчас
Хочу добавить, что работа с актёром в художественном кино, постановка роли
То, что работа над «Американской надеждой» будет длиться 13 лет, было известно изначально?
Кажется, в России его традиции следует Сергей Мирошниченко с документальным сериалом «Рождённые в СССР».
Майзелс снял много фильмов про Россию. Он считается одним из лучших режиссёров-наблюдателей в мире. К сожалению, не так давно он скончался.
Так вот, суть документального фильма-наблюдения в том, что на его съёмки невозможно потратить всего лишь пять часов. Нужно снимать два, три или пять дней. Столько, сколько необходимо, чтобы из отснятого материала выбрать всё, что поможет рассказать историю.
Приём наблюдения подразумевает некоторую отстранённость от судьбы героя. Требуется способность не вмешиваться в происходящее, а просто фиксировать увиденное. Но как режиссёру, снимающему собственного ребёнка на протяжении 13 лет, не включаться в процесс?
При съёмках фильма мы решили вести себя так, как ведёт себя родитель со своим чадом, когда учит его плавать. Роль родителя тогда заключается в том, чтобы, с одной стороны, не дать ребёнку утонуть, а с другой
Например, в фильме есть такой момент. Идрис задаёт вопрос: «Если бы я был белым, добился бы я большего успеха в жизни?». Первый раз он задаёт этот вопрос в фильме мне. И не может получить ответа. Этот вопрос будет с Идрисом не только в течение всего фильма, но в течение всей жизни. Сколько раз он им задавался? Наверное, миллион. В какой момент ответить на него? Идрис, задавая этот вопрос ещё ребёнком, уже видел отношение общества, понимал, что ситуация неравная.
Впервые беседую о фильме сразу после просмотра. Требуется некоторое время на рефлексию, но первое ощущение
А вот в школах ситуация другая. Фильм используется как педагогический инструмент для обучения учителей тому, как быстрее и точнее реагировать на потребности чёрных детей.
Три года назад, когда фильм был отснят, Идрису было 17 лет. И я говорил с ним. Какие у него впечатления о фильме? Какова его реакция на такую публичность? (Он вдруг стал человеком, путешествующим за сотни километров для того, чтобы выступить перед другими людьми). На мои вопросы Идрис ответил: «Да мне, в принципе, всё равно. Я не возражаю». Я сказал: «У тебя сейчас есть определённая ответственность перед обществом. Потому что фильм уже отснят. И этот материал может помочь другим ребятам, которые находятся в такой же ситуации: ситуации поиска себя, непонимания со стороны окружающих, невозможности встроиться в окружающую среду. Фильм может им помочь». Идрис ответил, что понимает это и готов к ответственности. Но сейчас ему 20 лет, он думает о своей девушке, о том, как сдавать экзамены. Сейчас фильм для него
А как отреагировал Шей? Ведь в фильме показан трагичный момент его жизни (младший брат главного героя задохнулся во сне, тело нашёл Шей. Установить причину смерти врачам не удалось даже во время вскрытия.
В среднем мы снимали по одному часу в месяц, чем дальше
Обсуждение
Напрашивается вопрос о монтаже. Как это происходило?
Раньше я хотел стать учителем. И эта идея терпения, которую несёт в себе каждый учитель, она привнесена в фильм. Для того чтобы срежиссировать такое кино, воплотить его и донести идею, нужно быть очень терпеливым. Если вы хотите сделать хот-дог, вы просто идёте и делаете его. Но если вы хотите создать фильм, вы должны по-настоящему любить своё дело и обладать терпением. Если вы хотите чего-то достичь, нужно большое количество любви вложить в процесс, нужно уметь рисковать, нужно не бояться этого риска. И тогда всё обязательно обернётся к лучшему.
Стал ли вопрос, поднятый в фильме, менее актуальным через 14 лет? Что-то изменилось в США?
Восприятие чернокожих мальчиков в первую очередь основано на истории рабства и сегрегации. Очень долгие годы проблема замалчивалась. И, будучи представителями среднего класса, при этом чёрными, смогут ли эти ребята ожидать к себе равного отношения в обществе, когда окончат школу? Статистика не даёт фактов, позволяющих верить в это. Вроде бы они из того же экономического сословия, получают то же образование, но результата нет. Сейчас, когда цветные родители приходят в престижные школы типа Далтона, они задают следующие вопросы: сколько у вас учеников той же расы, что и мой ребёнок?.. Какую поддержку ребёнку обеспечивают учителя?.. Чему ребёнка в этой школе учат?.. Теми же вопросами сейчас начинают задаваться и родители учеников из обычных общеобразовательных школ.
«Американская надежда» не ищет ответа на поставленные в фильме вопросы. Мы не хотим услышать, что всё стало хорошо. Мы хотим услышать, что процесс пошёл, что люди начинали разговаривать друг с другом, узнавать друг друга. И уже этот факт может изменить ситуацию к лучшему.
Рекомендуем почитать
Сильные женщины, злые мужчины и верблюды. Гид по программе 21-й «Флаэртианы»
Разные дороги к дому. Документальный альманах «Вернувшийся домой» как максимально искренняя и трогательная реклама Пермского края
Новое на сайте
В Перми сменился глава фонда «Городские проекты»
Рыжие, смелые и хитрые. Семь книг о лисах, оборотнях и их помощниках
В Перми впервые выступит пианистка Варвара Мягкова с программой «Священное и мирское»
Суд вынес предупреждение ЧОП, которое охраняло ПГНИУ в день стрельбы. Сотрудник вышел на работу без лицензии
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+