Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Медиашкола и другие doc.уроки
Ошибок не бывает — только уроки. В медиаобразовательных проектах «Флаэртианы» этот философский принцип воплощается во множестве форм. Цель образовательных проектов с использованием документальных фильмов — воспитание компетентного зрителя, который сможет стать режиссёром. Тому, с чего начиналось и как устроено просветительское направление «Флаэртианы», посвящено интервью-очерк с руководителем отдела медиаобразования «Пермкино» Ольгой Ахмедзяновой и куратором фестиваля «Вуз-Флаэртиана» Владимиром Бересневым.
Сегодня на фестивале «Флаэртиана» стартует Пермский форум медиаобразования. Впервые будут представлены результаты проекта «Doc. Урок. Губаха», нацеленного на освоение методик, технологий и практик кинопроизводства. Участниками проекта стали педагоги, сотрудники музеев, библиотек и других учреждений культуры Губахи, Чердыни и Перми.
Всего в программе фестиваля документального кино этого года можно насчитать около десятка образовательных проектов. В их числе «Doc. Урок: мир глазами детей» (для школьников 4-11 классов), показы фильмов, снятых детьми в лагере «Нечайка», демонстрация учебных работ студентов ВГИК мастерской режиссуры неигрового кино под руководством Бориса Караджева и Ефима Резникова, презентация курса «Письмо и мышление» фестиваля «Вуз-Флаэртиана» и другие.
Ольга Ахмедзянова, руководитель отдела медиаобразования КГАУК «Пермкино»:
Что такое медиаобразование? Как началось развитие медиаобразовательных методик с использованием кино в Перми?
Пытаясь разобраться в этой теме, мы связались с Александром Фёдоровым, учёным-педагогом, главой ведущей научной школы медиаобразования в России, начали читать его работы о медиаобразовании за рубежом. Это понятие расширилось для нас до медиа. Для многих специалистов медиа представляются как СМИ. И примерно до 2010 года своей задачей мы видели воспитание критического мышления у зрителя, критического восприятия СМИ. При этом мы понимали: что-то неправильно в этом термине. Потому что мы работаем с кино. Критическая автономия
Так получилось, что с того же времени, в 2007-2008 годах мы начали сотрудничать с Денисом Смирновым, заведующим лабораторией психологии образования и медиапсихологии ПГГПУ, доцентом кафедры практической психологии педагогического университета. С одной стороны, шло формирование научной теоретической основы медиаобразования, с другой стороны, нарабатывались специфические практики работы со зрителем. То есть мы не просто показывали кино, а организовывали специальную работу со зрителем до и после просмотра фильма. Я бы так сказала, это были в большей мере социологические практики. И они требовали глубокой проработки. Мы все очень увлеклись ими, проводили массу различных мероприятий, наполненных медиаобразовательными практиками. И количество времени, которое мы на это тратили, в какой-то момент позволило нам отличить свои наработки от того, что делали коллеги в этом русле в других регионах.
Таким образом, мы заговорили о формировании Пермской школы медиаобразования. И сразу обозначили, что энергетическим и культурным фундаментом этой школы является «Флаэртиана». Хотя любая школа
Почему в своей воспитательной и образовательной практике вы используете именно документальные фильмы?
Моя задача
И ещё один аспект связан с выбором документального кино. Отнюдь не часто картины создают небанальные люди. Которые понимают, что они делают, глубоко видят и честны. Собственно говоря, что такое фильм? Это попытка разговора режиссёра со зрителем. Тема может быть банальной, но человек находит небанальный ракурс для неё. И тогда частная, непридуманная человеческая история становится вечной. Например, фильм Тофика Шахвердиева «О любви» выпущен в 2003 году. На дворе 2016 год. Я точно знаю, что и в этом году, как и десять лет спустя, я этот фильм буду показывать и предлагать к обсуждению зрителям.
Как измерить результат такой работы?
Владимир Береснев, куратор фестиваля «Вуз-Флаэртиана»:
Фестивалю «Вуз-Флаэртиана» седьмой год. В чём особенность его работы сегодня?
Мы начинали вторгаться в сферу образования с привлечения студенческих киноклубов как партнёрских площадок. Основная программа фестиваля «Флаэртиана» реализуется в том формате, который доказал свою востребованность
Фильмы выбирали из архивов прошлых сезонов фестиваля, которые демонстрировались в «Пермской синематеке», на показ которых авторы предоставили права. Собрание включает около 5 000 документальных лент, каждый из которых несёт образовательный потенциал.
На следующем этапе роста фестиваля началась специализация. Возможностью работать с документальными фильмами заинтересовались преподаватели вузов и решили показывать кино не только на клубных показах для студентов, но и в качестве иллюстрации к теме своих лекций. Документальное кино стало дидактической основой для воспитательного процесса. Ведь проблемы воспитания в наши дни и в школе, и в вузе отданы на самотёк: родители считают, что это задача школы, а педагоги отдают эту привилегию семье.
Очередная стадия развития фестиваля «Вуз-Флаэртиана» коснулась исследовательской, преподавательской среды. Появились энтузиасты медиаобразовательных практик. Мы сотрудничаем с четырьмя вузами: Пермским государственным университетом, Пермским гуманитарно-педагогическим университетом, Пермской академией искусства и культуры и Пермской сельскохозяйственной академией.
Что касается молодёжной части аудитории фестиваля, мы не стремимся к экстенсивному росту, хотя поначалу возникало желание показать, насколько объёмен проект «Вуз-Флаэртиана». В 2015 году количество участников было рекордным
Чему обучает курс «Письмо и мышление»? Для кого он предназначен?
Не припомню случая, чтобы кто-то из студентов отказался от этого курса. Хотя он сложный: бакалавриат в миниатюре. За три недели интенсивных занятий студента знакомят с самыми сложными, скучными и стрессовыми процессами, которые им предстоит испытать во время дальнейшей учёбы. Назову некоторые: готовить авторский текст в условиях цейтнота, записывать не слова лектора, а свои мысли по поводу этих слов, не бояться выражать собственную точку зрения, сравнивать разные типы медиатекста.
Если говорить об измерении некоего качества, то есть о том, как изменились студенты после кинопоказов и участия в дискуссиях, то мы проводили анкетирование среди тех, кто прошёл курс «Мышление и письмо», и учащихся других факультетов, в учебном плане которых этого курса не было. Анкета включала жизненные вопросы: «Для чего я пришёл в университет?», «Что значит для меня обучение?», «Кем я себя вижу после окончания университета?» и так далее. Те студенты, кто проходил предлагаемый курс, давали более зрелые ответы. Даже то, что они доходили до конца трудного интенсива, говорит о том, что не всё потеряно в сфере воспитания молодёжи. Усилие духа, которое требуется для просмотра документального кино,
Какие ещё программы медиаобразования включены в обязательный учебный план вузов?
Сейчас наступил момент, когда количество проектов, возникших вокруг «Флаэртианы», достигло критической точки перехода от количества в качество. Каждый год мы планируем заняться синтезом и систематизацией существующих субпроектов фестиваля, но не доходят руки. Надеюсь, в этом году нам это удастся. Участники образовательных проектов «Флаэртианы» хорошо знают их цели, а вот у человека со стороны может возникнуть трудность с пониманием. Он бы и хотел, может быть, приобщиться, но не знает, с какой стороны зайти. Это задача, над которой мы будем работать.
Как получилось, что фильмы киностудии «Новый курс» были показаны в университетах Англии и США?
Когда в Пермь в прошлом году приезжала делегация из Оксфорда, одна из активистов побратимского движения городов, Дана Уотфорд, посетила показы документальных фильмов фестиваля «Вуз-Флаэртиана». Её заинтересовала возможность увидеть независимое документальное кино, снятое в России. Поэтому она инициировала презентацию программы «Флаэртианы» в Оксфордском колледже. В Англии демонстрируется только политически ангажированная кинопродукция. Свободное творчество там не встретишь. Это редкий материал, авторы возят фильмы с фестиваля на фестиваль, и в интернете их не найти. Авторское кино знакомит с той стороной российской жизни, которая для остального мира остаётся неизвестной.
В Оксфорде живёт довольно представительная русская диаспора. В университете есть ступень последипломного образования (Postgraduate education), которое получают «для души» люди в возрасте от 20 до 70 лет. Студентам, изучающим русскую культуру, я представил четыре фильма киностудии «Новый курс». Они были хорошо приняты. На первом показе в зале на 60 мест собралось около 100 человек. Мы обсуждали эти фильмы в течение пяти часов.
А в Кливленд, расположенный в графстве Боливар штата Миссисипи, мы возили такую экзотику, как фильмы, посвящённые культурной революции в Перми. Одна из тем обсуждения была как раз посвящена культурной революции в России.
Надо сказать, что Кливленд вырос на культуре. В начале XX века это был маргинальный городок с одним из самых высоких в стране уровней преступности. В какой-то момент жители Кливленда решили, что их город
База общей концепции фестиваля «Флаэртиана» и всех его ответвлений
Рекомендуем почитать
Зарплаты учителей и кадровый голод. О чём умалчивает рейтинг пермских школ
Сильные женщины, злые мужчины и верблюды. Гид по программе 21-й «Флаэртианы»
Новое на сайте
В Перми сменился глава фонда «Городские проекты»
Рыжие, смелые и хитрые. Семь книг о лисах, оборотнях и их помощниках
В Перми впервые выступит пианистка Варвара Мягкова с программой «Священное и мирское»
Суд вынес предупреждение ЧОП, которое охраняло ПГНИУ в день стрельбы. Сотрудник вышел на работу без лицензии
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+