7 причин, почему православному христианину непросто жить в России
После того, как интернет-журнал «Звезда» опубликовал новость, что на Пасху автобусы и троллейбусы будут останавливаться рядом с городскими кладбищами, в редакции развернулась нешуточная дискуссия о том, надо ли писать, как церковь относится к поминанию усопших в этот день. В результате мы решили составить этот список. Прежде всего для того, чтобы самим понять, что из множества новомодных обычаев и праздников имеет отношение к традиционному православию, а что всего лишь детище масс-медиа, фольклора и постсоветского мракобесия. Ведь если мы кричим направо и налево «Христос воскресе» и осеняем себя крестным знамением, хорошо бы знать, что ещё мы должны или не должны делать. Тем более что время для этого самое подходящее — Светлая седмица.
1. «Голубой огонёк» в разгар поста
Трудности у православного человека начинаются с самого первого дня нового года, вернее, в ночь с 31 декабря на 1 января. В то время, когда вся страна готовится смотреть поздравление президента, нарезает ингредиенты для традиционных салатов и наливает шампанское, ему нельзя забывать, что Рождественский (он же Филиппов) пост закончится только 7 января. А сейчас по уставу из его рациона исключаются как минимум мясные, молочные продукты и яйца. И только по субботам, воскресеньям и большим церковным праздникам разрешается горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино (подразумевается его умеренное употребление). Стоит отметить, что Новый год в список больших церковных праздников не входит.
2. Святки в будни
После окончания Рождественского поста проблемы не заканчиваются. Дело в том, что с 7 по 19 января (по новому стилю) проходят Святки
3. Не зная броду
Купание в проруби на Крещение Господне (19 января) в последнее время приняло массовый характер, и многие с уверенностью считают, что это старинный, освящённый веками и церковью обычай. Но это, мягко говоря, не совсем так. Если верить этнографам, суеверие, что крещенская вода смывает грехи, распространялось только на тех, кто на Святки гадал, ходил ряженным и т. д. и не касалось очищения вообще. Что касается представителей православных церквей, то одни из них утверждают, что «традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, и не являются обязательными для христианина». Другие же категорически выступают против этого новомодного псевдоправославного явления.
4. Пасха для мёртвых
А теперь поговорим о том, с чего мы начали этот материал. Власти специально для горожан в связи с Пасхой вносят изменения в маршруты общественного транспорта и уведомляют нас, что появятся остановки рядом с кладбищами. Внимание, вопрос: зачем? Если вы наберёте в любом браузере слова: «Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище?», то получите тысячи исчерпывающих ответов. Вкратце суть их такова: Пасха
5. Пароль: Христос воскресе! Отзыв: Воистину воскресе!
С традиционным пасхальным приветствием «Христос воскресе!» тоже всё не так просто. Дело в том, что по традиции таким образом православные христиане приветствуют друг друга не только в само Светлое Христово воскресение, и даже не всю неделю после него, а в течение 40 дней до праздника Вознесения или Отдания Пасхи. А теперь представьте, что вам ответят коллеги на работе, если вы произнесёте эти слова дней так через 10 после окончания Великого поста.
6. Поминки на трезвую голову
С одним из самых сильных противоречий православные люди сталкиваются на поминках усопших. С одной стороны, есть некая русская традиция «выпить за упокой», а с другой
7. В День семьи, любви и верности нельзя жениться
Как принято сейчас писать: «8 июля, в день памяти покровителей православного брака
***
- Читайте также: Уместно ли православному священнослужителю посещать светские мероприятия в учебных заведениях? Отвечают учёные и представители разных религиозных конфессий.
- Интервью с доцентом кафедры всеобщей истории Пермского классического университета, кандидатом исторических наук Вячеславом Раковым о взаимоотношениях власти и общества, «традиционных ценностях» и миссии РПЦ.
- Интервью с отцом Андреем Кураевым, в котором он рассказал о своём отношении к переезду пермской художественной галереи, распятому Гагарину и обучению детей православию.