Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Рассказываем историю создания пермских памятников. Вспоминаем, какие смыслы в них вкладывались и как менялось отношение общества к истории, высеченной в камне.
В кругу Петра и Февронии. Почему программа по созданию положительного образа семейных ценностей в Перми провалилась
Пасмурным субботним днём 28 сентября 2013 года в сквере на улице Сибирской недалеко от площади Карла Маркса открылся новый памятник. Состав присутствовавших поражал широтой и... несовместимостью. Здесь была не только власть мирская (читай: чиновники) и духовная (митрополит), но и представители высокотехнологичных отраслей — госкорпорации «Ростех» и Приборостроительной компании (ОАО ПНППК). Все они собрались, чтобы открыть скульптуру «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские».
Скульптура установлена на небольшом постаменте, покрытом дешёвой керамической плиткой. Святые отлиты в бронзе чуть выше человеческого размера
Пётр и Феврония одеты по моде XVI века, а это значит, что выглядят они бесформенно. На Руси одежду до реформы Петра I шили туникообразной с использованием прямых деталей. Пётр одет в сорочку до пят. В области груди на сорочке
Феврония одета в сорочку
Пётр и Феврония держат в руках пару голубей. Под крылом одного из них (видимо, самца) сидят трое голубят с раскрытыми клювиками. Это не единственные представители фауны в композиции. Если обойти скульптуру, можно увидеть присевшего на задние лапы зайца, который прижался к ногам святых. Семья голубков здесь символизирует защиту семьи. А вот заяц, в отличие от католической традиции,
Лица Петра и Февронии бесстрастны и не вызывают никаких эмоций. Взгляд Петра устремлён в направлении Театра кукол, в сквере которого прячется скульптура второгодника и второклассника Ивана Семёнова. Феврония смотрит вниз: если подойти слева к ограде, можно поймать её взгляд. Но зачем? Скорбная бесчувственность должна производить эффект «над вечным покоем». Но суровая монументальность вызывает, скорее, обратный эффект: это представление современного человека о том, какими были знатные люди XVI века. Сейчас такие образы можно увидеть в мультфильмах на сюжеты русских сказок.
Автора скульптуры зовут Константин Чернявский. Из персонального сайта скульптора можно узнать, что он «родом из донских казаков», «его дипломной работой стала композиция „Возвращение казака с фронта“ и „в последние годы его работы выставлялись в Московской и Государственной думах, а также в Кремле“». Позволим себе ещё немного процитировать: «Герои его произведений
Закономерно возникает вопрос: почему и как скульптура Петра и Февронии попала в Пермь? Ещё в 2004 году власти запустили общенациональную программу «В кругу семьи». Её благословил тогдашний патриарх Алексий II и поддержали «Ростехнологии» (ныне Ростех). Памятники святым стали устанавливать в российских городах ещё с 2009 года. Цель компании
Вот тут как раз самое время объяснить, кто такие Пётр и Феврония. Жития этих святых известны, благодаря дошедшей до наших дней «Повести о Петре и Февронии» писателя Ермолая-Еразма, который жил в середине XVI века. О нём известно очень мало. В 1540-е годы он жил в Пскове, а в начале 1550-х оказался в Москве. В столице он получил должность протопопа дворцового собора. В это время по поручению митрополита Макария он и сделал жизнеописание муромского князя Петра и его жены Февронии, которые были канонизированы на Русском соборе в 1547 или 1549 году.
Повесть Ермолая-Еразма
С обывательской точки зрения, Феврония вознеслась, что называется, из грязи в князи. Простолюдинка хитростью вышла замуж за муромского князя Петра. Но это очень грубое прочтение. В «Повести» действительно рассказывается история любви между князем и крестьянкой. Но сам сюжет построен на активном противоборстве добра со злом, смекалке и хитрости, мудрости и глупости. Повесть начинается с того, что к жене брата Петра стал приходить змей-искуситель в образе её мужа. Затем описывается как Пётр сражается со змеем. Потом
По сути, Ермолай-Еразм написал первое феминистическое произведение. В каждом конфликте высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому и корыстному поведению её высокородных противников. Судя по интонации, автор сочувствует героине, восхищается её умом и благородством в борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с её крестьянским происхождением. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных противников.
Церковное толкование жития Петра и Февронии иное. Отсюда и возникает конфликт светского и церковного прочтения. В скульптуре Константина Чернявского святые держат в руках семью голубей, как символ защиты и покровительства семьи, но, как было сказано ранее, у Петра и Февронии никогда не было детей. Да и сами персонажи повести Ермолая-Еразма
В России было не принято устанавливать скульптуры святых в городском пространстве. В девяностых и двухтысячных идеологическая пустота стала заполняться. Памятники советским «святым» (вожди, революционеры и т. д.) сменили камерные городские скульптуры (например, известным киногероям) и православные композиции. Как показала пермская культурная революция, общество было не готово к современному искусству. Зато вполне лояльно отнеслось к появлению на улицах и скверах православных памятников. Примечательно, что жалоба градозащитника Дениса Галицкого в прокуратуру на Петра и Февронию была отклонена.
Спонсорами и лоббистами установки памятника стали государственная корпорация «Ростех» и ОАО ПНППК. На официальных сайтах этих структур говорится, что «Ростехнологии» «содействуют государственной политике по развитию и модернизации промышленности», а ПНППК «является инновационной технологической площадкой». Если попытаться рационально объяснить, почему структуры, ответственные за продвижение новых технологий, устанавливают в городах православные скульптуры, можно осмыслить сегодняшнюю русскую идею: «мы верим в бога и у нас есть инновационные технологии».
Но ирония состоит даже не в этом. На открытии памятника митрополит Пермский и Соликамский Мефодий сказал:
«Молодожёны ищут места, где им отметить вступление в новую совместную жизнь. Бьют бутылки на Камском мосту, замки какие-то на ограды вешают. Это всё язычество. Я готов был бы участвовать в поиске такого места, но нет лучше того, что сейчас у нас появилось. Я никого ни к чему не хочу принуждать и тянуть за уши. Но сюда можно прийти, поразмышлять и найти в этом изваянии воплощённый порыв своей души».
Сегодня на ограде памятника установлены четыре замка с именами обручённых пар
Рекомендуем почитать
Слухи, неврозы, фобии. Семь книг, которые помогут лучше разобраться в истории
Возвращение имен. Пермь. 2020 год
Новое на сайте
В России число умерших от COVID-19 в два раза выше официальных данных. Коронавирусный дайджест за 30 ноября
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+