Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Дневник X Дягилевского фестиваля. День 6 — «День времени». Концерт Антона Батагова
Медитативный концерт «Часы» Антона Батагова не как успокоение, но как концентрат мучающего вопроса с последующим разрешением. В зале была полная темнота, и только ноты с клавишами подсвечены. Всех в этом мраке окутал не страх, а неизбежность столкновения с вопросами о смерти, ускользающей жизни. Временной разрыв между звучащими произведениями объединил слушающих перед тьмой неизвестности, которую мы привыкли такой видеть.
Программа концерта делилась на две части: в первой звучали сюиты Филиппа Гласса из музыки к фильму «Часы» (2002 г.), а во второй
Сила монотонности
Музыка из фильма «Часы» не выходит по своему характеру за рамки звукового сопровождения фильма, но от этого только ещё сильнее воздействует на слушателя. Как правило, в фильмах музыка выражает эмоциональное состояние героев или то, что можно ощутить, будь ты на их месте,
Между историями главных героев проходят десятилетия, но связующая нить
Антон Батагов:
Музыка Ф. Гласса к этому фильму
— путешествие по «лабиринту печали», из которого, кажется, нет выхода. В кажущейся простоте и узнаваемости этой музыки— огромная сила сопереживания. Ведь, по сути дела, все мы так или иначе живём в этом лабиринте. Мы хотим, чтобы всё было как-то по-другому, но не знаем, как этого достичь. Так проходят часы, годы и столетия.
Лабиринт — это не трагедия
И хотя названия этих сюит говорят о какой-то конкретной картинке, событии: «The poet acts» (поэт действует), «Morning passages» (утренние события), «Why does someone has to die?» (почему кто-то должен умирать?), «Choosing life» (выбираю жизнь) и т. п.
По отдельности созвучия, из которых состоят сюиты, чисты и даже ясны и уж точно не мрачны, но, объединяясь в сюиты, а затем в их цикл, полностью погружают слушателя в сознание человека, который настолько пытался найти выход
Не разговор, а пространство
Так как все сюиты
Нет ощутимого закономерного развития и конца в них точно так же, как и конец подобного психологического состояния неуловим.
Жизнь не ускользнет
Вторая часть, написанная почти на 300 лет раньше первой, по структуре близка к ней, но в ней больше разнообразия и жизни. Зацикленность не так очевидна и вообще не так ярко проявлена. Возможно, это связано с тем, что чем разнообразнее структура (жизни, устройство общества), тем больше вероятность не заметить, как впадёшь в зацикленность.
Вопрос вечен, и в этом нет никакой трагичности. Накал тоски по ускользающей жизни не может длиться бесконечно, а разбавленная тоска куда страшнее.
***
Однако Антон Батагов рассуждает на эти бесконечные темы без трагизма, почти абстрактно. Наверное, так нужно, для того, чтобы не впасть в цикличную меланхолию. Он подходит к вечным вопросам очень личностно и не даёт провалиться в «блуждание по кругу» и, лишь отчасти, но разрешает их.
Художник и мир
Музыка и ум
Музыка для
Рекомендуем почитать
Праздники с неопределённым сроком проведения. Неочевидные краевые фестивали этого лета, которые стоит подождать
Без Пермской оперы. Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин рассказали о настоящем и будущем Дягилевского фестиваля
Новое на сайте
Прикамский бизнес-омбудсмен попросил губернатора смягчить режим QR-кодов для фитнес-клубов
В Перми за сутки: 569 случаев заболевания коронавирусом. В России: 32 196. В мире: 448 891
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+