X

Новости

Вчера
2 дня назад
21 сентября 2018

Пермская группа «дождЬ собираетсЯ» выпустила дебютный альбом. Послушайте его прямо сейчас

Фото: Из архива героя публикации

Альбом «Вместе живьём» был записан во время большого концерта, в нём 10 треков. От идеи до сведения прошло семь лет. За это время основатель убрал из названия группы «дождЬ собираетсЯ» артикль the, вернулся в Пермь из Москвы, нашёл фантастическую команду и научился играть для людей.

Автор и основатель группы «дождЬ собираетсЯ» — пермский музыкант Шурик Назарчук. Сам он называет свою музыку «гармонически-мелодическими прогрессиями» и характеризует как dream industrial — «музыка как деревья, растущие из бетона, сочетание природных элементов и созданных человеком». Шура — один из лучших гитаристов Урала, звукооператор и композитор.

Когда нет сомнений

Живя в Москве, Шурик сыграл больше чем в двадцати пяти группах. Постепенно понял, что играет одну и ту же канву — собственно, нашёл своё звучание. В 2014 году он подготовил программу из инструментальной композиции, кавера на Чичерина и придумал «The дождЬ собираетсЯ». Потом несколько лет искал музыкантов и анонсировал новый альбом — ничего не выходило.

Затем Шурик принял участие в «Лаборатории музыки», и команда собралась сама.

— «Лаборатория» отсекла все мешающие установки, научила мыслить системно и погрузила в среду, которая настраивает, — рассказывает он. — Раньше у рок-группы было три основные проблемы: что играем, кто с кем спит и как делим деньги. Сейчас иначе. Первое — творец излишне стремится создать нечто уникальное. Это большое заблуждение. По большому счёту, творец сначала копирует мастеров, а потом начинает слышать свой голос. Ты должен признать, что ты не уникален. И тогда у тебя не остаётся сомнений. Вторая проблема — ты должен понять, что играешь для живых людей, а не для себя. Люди должны находить в музыке то, что им близко.

В «Лаборатории музыки». Шурик — внизу справа. Фото: Эдуард Шерст

Музыкант вдохновлён Пермью и сравнивает её с Нью-Йорком, хотя не был там. Считает, что здесь комфортно жить.

— На наших глазах формируется мощная креативная среда, — уверен Шурик. — Наш город был подростком, а теперь развился в красивого человека, у которого растут крылья. Я считаю, что впереди только развитие. У меня вот ученики появились — дети сейчас классные. У них другая матрица. Раньше все через субкультуры находили своих, а они уже среди своих, у них сразу есть понимание, что не нужно никого находить. Они коммуникативные, они развиваемы и раскрываемы.

Шурик говорит, что нет смысла уезжать отсюда — здесь можно дышать: «Лучше увольняйтесь отовсюду и занимайтесь тем, что вам нравится».

Фото: Сергей Королёв

Например, Шурик уволился с TV и радио, где работал несколько лет, и написал музыку к документальному спектаклю Ивана Кустова «Прощай, Блюхер!»

— Берёшь текст, ходишь на репетиции, записываешь всё, что происходит, садишься за секвенсор и играешь, — рассказывает он. — Главное — это отсутствие сомнений. Тишины не существует, она невозможна. Только ты как композитор можешь принять решение, что делать с этой нескончаемой музыкой. Как будто у тебя есть много цветной бумаги, и ты постепенно вырезаешь аппликацию.

Свою первую «аппликацию» Шура сделал в детстве: с помощью кассетного магнитофона Panasonic создал собственный трек из голосов ди-джеев со сборника «Радио Максимум».

Человека нужно беречь, а не железо

Шурик это ещё и тот человек, который встретил XX век, катаясь автостопом и входя в любой дом, как в свой. Вроде бы это было не так давно, а прошла целая эпоха.

В 15 лет он ушёл из дома. Нет, не так. Стояла зима, Шурик был влюблён, а заняться было нечем, потому что после девятого класса на учёбу он забил. Позже он скажет, что учиться не обязательно, главное — читать книги. Случайно встретил хиппи, который приехал автостопом из Саратова на концерт «Крематория» и искал вписку. Он рассказал музыканту много небылиц и включил кассету с первым альбомом Умки. Мама Шурика, работавшая железнодорожником, сделала чуваку обратный билет и отпустила Шурика в Москву.

16 февраля 2000 года он попал на концерт Умки. Ходил на все её выступления и снял манеру игры её гитариста Бориса Канунникова. В Перми тогда так никто не играл.

Шура Назарчук — слева

В мае 2001 года Шурик решил, что кому-то надо сыграть на московском концерте на разогреве у Умки — например, Селёде. Приехал в Пермь к Селёде с чехлом от гитары. «Ну поехали, — говорит, — только у меня чехла нет». Всё сложилось. Шурик знал все тексты и гармонии «Джамахирии», потому что очень их любил. Они ему за это однажды поручили разобрать десять кассет репетиционных записей. Он их видел ещё на «Студне» (пермский рок-фестиваль, — прим. ред.) в ДК «Телта» в 1997 году.

Музыканты без репетиций играли три дня в Москве на разных площадках. Итак, первый концерт Шурика Назарчука был в 16 лет с Селёдой в Москве. Интересно, как жить дальше, когда всё так феерично?

Автостопом Шурик проехал больше 50 тысяч километров. Философия хиппи для Шурика выражена в концепции этого процесса. Время не линейно, оно динамично и постоянно меняется, а мир — не противник человека, а его помощник. Это было важно, например, когда тебя спрашивают в 14 лет, чем ты будешь заниматься в жизни или грозят военкоматом или Чечнёй.

— Ты можешь приехать в город ночью и позвонить по телефону, который тебе дали на какой-нибудь кухне, и тебе скажут — заходи в гости, поспи, — философствует Шурик. — Это меняет картину мира. Появляется опора. Ты точно знаешь,что не пропадёшь.

Фото: Шура Назарчук

Ещё Шурика отличает то, что он не запаривается. Например, недавно на Часовом заводе он потерял процессор (DIGITECH GNX 3000 guitar workstation) и просит вернуть, если кто-то его нашёл. К нему его инструменты часто возвращаются.

— Когда я ехал автостопом в Крым, нашёл хорошего водителя, который вёз табак, — вспоминает Шурик. — Он записывал всех, кого подвозил. Я проехал с ним от Тулы до Белгорода, выспался, поиграл на гитаре и забыл её. Глубоким декабрём моя подруга Марина говорит: у меня есть подруга, у неё есть друг, у него есть подруга, в общем в конце цепочки есть тот водитель, который подвозил Шурика Пермского, и у него лежит его гитара. Пусть забирает.

Напоследок музыкант рассказал:

— Как-то мы голосовали в мороз, было минус 28 и никто не останавливался — могут заглохнуть. Вдруг чувак притормаживает и забирает нас. Потом он сказал: «Людей надо беречь, а не машины». У меня такая группа собралась, что мне это железо перестало быть важно, чтобы ещё злиться из-за того, что оно потерялось.

Новый альбом можно послушать на странице группы «дождЬ собираетсЯ» в «ВКонтакте».

27 июля в 20:00 в баре «Механик» (Пушкина, 29) пройдёт «Вечер негромкой гитарной электроники». Вместе с «дождЬ собираетсЯ» выступит ещё одна пермская группа — Ember Pattern.

***