X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017

Пространство юбилея. Как Театр-Театр встречал своё 90-летие

Пермскому академическому Театру-Театру исполнилось 90 лет. В театре решили совместить приятное с ещё более приятным, а именно празднование юбилея и фестиваль-форум «Пространство режиссуры». В итоге, благодаря этому решению большой праздник одного конкретного театра стал торжеством театрального искусства как такового.

Седьмой международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры» стал отличным поводом, чтобы собрать к юбилею Театра-Театра несколько ярких спектаклей и множество выдающихся театральных деятелей. Так что программа у фестиваля вышла очень плотной, и различные мероприятия проходили в театре буквально с утра до вечера.

Для «Пространства режиссуры» всегда была очень важна образовательная часть программы, и в этот раз она вышла такой объёмной, что её можно даже было бы условно разделить на две части — теоретическую и практическую. За теорию отвечали известные театральные критики: Татьяна Джурова, Роман Должанский, Олег Лоевский, Ольга Федянина. На своих лекциях и одном общем круглом столе они рассказывали участникам фестиваля о современной режиссуре в России: её состоянии, основных тенденциях, угрозах и перспективах.

К практической части образовательной программы можно отнести многочисленные занятия и мастер-классы. Особенно показательными были занятия от педагогов мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, поскольку мастер-классы по созданию вербатима (который провёл сам Дмитрий Брусникин) и технике contemporary на сцене следовали за наглядными примерами — двумя спектаклями «студентов-брусникинцев». Это были невероятно колоритный и правдоподобный вербатим «Транссиб», созданный на основе интервью, которые молодые артисты брали у попутчиков во время путешествия на поезде во Владивосток, и энергичный «Пластический этюд».

В седьмом «Пространстве режиссуры» также участвовали студенты мастерской Константина Райкина в Высшей школе сценических искусств, с двумя яркими и очень энергичными спектаклями — танцевальным «Кармен. Начало» и «Бесприданницей». Сам Константин Аркадьевич Райкин тоже побывал на фестивале, и провёл свой мастер-класс под названием «Входите узкими вратами», на котором он красочно и эмоционально рассказывал зрителям, заполнившим до отказа зал «Сцены-Молот», о своём видении театра и актёрской профессии.

Но самая яркая и важная часть любого театрального фестиваля это, конечно же, спектакли. Первой постановкой показанной в рамках «Пространства режиссуры» стал спектакль «БароККо» режиссёра Сержа Нуайеля, созданный при сотрудничестве французского театра «NoNo» и Театра-Театра всего за десять дней. Это завораживающее, загадочное действие, происходившее в фойе театра, называли по разному: и оперой, и спектаклем-шествием, но на самом деле определить жанровые рамки «БароККо» невозможно, да и не нужно. Форма у этого спектакля такова, что каждый зритель может сам для себя определить, что это было. «БароККо» показали в Перми всего два раза, дальше театр «NoNo» повезёт его по другим городам мира, в каждом из которых спектакль будет создаваться заново с местными артистами.

Но основная программа показов фестиваля была выстроена вокруг имени режиссёра Тимофея Кулябина. Его имя прогремело на всю страну из-за скандала с оперой «Тангейзер», но в театральной среде он известен не только этим. Несмотря на молодой возраст (всего 32 года) спектакли Кулябина уже четыре раза номинировались на «Золотую маску», а спектакль «Онегин» в 2014 году получил спецприз жюри главной театральной премии страны. На «Пространстве режиссуры» показали четыре спектакля (а с учётом видеозаписи «Трёх сестёр», пять) Тимофея Кулябина, что позволило зрителям увидеть особенности стиля этого режиссёра. Причём представлены были спектакли из двух разных театров — «#сонетышекспира» и «Электра» московского Театра Наций, и «Процесс» и «Онегин» из Новосибирского театра «Красный факел», где Тимофей Кулябин занимает пост главного режиссёра.

Все четыре спектакля поставлены по классическим произведениям, и, по словам самого Кулябина, ему интересны именно тексты с историей и богатым бэкраундом. Ему удаётся органично вплести элементы современности в хрестоматийные произведения, и тем самым освежить их и сделать актуальными. Так рядом с романтичностью поэзии Шекспира и работы артистов в «#сонетахшекспира» живёт «приземляющая» их, выставленная напоказ работа театрального закулисья. В показанной в Перми в последний раз «Электре» Еврипида, всё действие перенесено в современный аэропорт, при этом сначала в спектакле тщательно воссоздаётся, а потом ниспровергается стиль греческой трагедии. Действие «Процесса» Кафки происходит в тщательно выстроенном, эмоционально выхолощенном, сером и холодном бесписьменном антиутопическом мире. А спектакль «Онегин» по поэме Пушкина — очень остроумный образец того, как сделать так, чтобы рядом с текстом классики уместно смотрелись элементы современности: смартфоны, поп-музыка и прочее, и при этом метания героев тоже оказываются очень близкими современным людям. Ведь именно «За современное прочтение классики» этот спектакль и получил в своё время спецприз «Золотой маски».

Седьмой фестиваль «Пространство режиссуры» был посвящён имени ещё одного режиссёра — памяти выдающегося режиссёра и педагога, Народного артиста России Зиновия Яковлевича Корогодского, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. В фойе Театра-Театра была размещена выставка «Пятна, кляксы и портреты...», подготовленная сыном Зиновия Яковлевича, театральным художником Данилой Корогодским.

На ней представлен восстановленный с оригинальными предметами интерьера кабинет Зиновия Яковлевича в Ленинградском ТЮЗе и множество картин, созданных Данилой Зиновьевичем по различным воспоминаниям об отце. Ещё артисты Санкт-Петербургского Театра Поколений (последнего «детища» Зиновия Корогодского) показали на фестивале посвящённый памяти мастера спектакль «Неокончательный портрет». Общее у этого спектакля и выставки не только необычная форма, но и невероятная теплота, с которой они вспоминают Отца и Учителя.

Закрывался фестиваль вечером 14 марта. Последним его мероприятием стал концерт «Нам девяносТТо», посвящённый девяностолетию Театра-Театра. Можно сказать, что этот юбилейный концерт проходил по принципу «с хорошим делом не грех и перестараться», ведь шёл он три часа без антракта.

Все номера были исполнены под аккомпанемент «главного героя» торжества — нового концертного рояля фирмы Petrof, средства на который для театра собирали всем миром в рамках специальной акции. В начале представления рояль, искали, утверждая, что он в кустах. А когда он появился, один за другим места за инструментом стали занимать композиторы, писавшие музыку для спектаклей театра (хотя у всех артистов театра тоже была возможность прикоснуться к инструменту). При этом звучали песни не только из мюзиклов из репертуара, но и тех постановок, которые только планируются: артисты стажёрской труппы под музыку Евгения Загота исполнили несколько песен из мюзикла «Винил», пока несбыточной мечты театра, для которой нужна реконструкция сцены. А Борис Мильграм прямо на сцене раскрыл небольшой творческий план — он впервые в своей карьере поставит музыкальный спектакль для детей по сказке «Карлик Нос». Музыку для него пишет композитор Лора Квинт, а слова — поэт Николай Денисов (уже работавшие с Мильграмом над двумя спектаклями). Они тоже были участниками юбилейного вечера и даже исполнили одну песню из будущей постановки.

Ближе к концу прозвучал отрывок из уже не идущего в репертуаре спектакля «Жизнь человека», под аккомпанемент саксофона его композитора Владимира Чекасина. Финал концерта украсил своей блестящей импровизацией известный джазовый пианист Даниил Крамер.

В фестивале «Пространство режиссуры» приняли участие множество известных театральных деятелей России и из-за рубежа. Несколько именитых гостей специально для «Звезды» передали свои пожелания Театру-Театру в честь юбилея.

Олег Лоевский, театральный критик, заместитель директора Екатеринбургского театра юного зрителя по творческим вопросам и зарубежным связям, руководитель Лаборатории молодой режиссуры:

Все пожелания любому театру всегда сводятся к одному — чтобы он был. Пускай он будет разный, многообразный, и одна заря сменяет другую. Но чтобы он был и был хорошим. Сейчас, по-моему, Театр-Театр в замечательном состоянии, и пусть он не станет хуже. Я помню его давно, я сюда ездил смотреть спектакли Бобылёва, но это было другое время, другие спектакли. Что-то мне нравилось, что не нравилось, у театра была своя публика. Публика поменялась, время поменялось. Театр работает со временем, с его главными болями. Были одни боли, были лекарства от этих болей, сейчас другое время, и всё по-другому, поэтому хорошо, что театр был, хорошо, что есть и хорошо, что он будет.

Йонас Вайткус, режиссёр, педагог, художественный руководитель Русского драматического театра Литвы:

Я пожелал бы не потерять связь с людьми этого города. Всегда есть центр, к которому тянутся. Потому что каждый человек по сути своей очень одинок, и если он неверующий или ему некогда сходить помолиться или пообщаться, то в театре всегда можно найти этого собеседника, который может ответить ему на некоторые вопросы, или успокоить его. Поэтому я желаю, чтобы театр не потерял живую связь со зрителем. Для театра самое главное, чтобы к нему приходили люди и находили то, что они ищут — молодой человек, взрослый, и среднего возраста, и даже ребёнок.

Дмитрий Брусникин, режиссёр, актёр, мастер курса в школе-студии МХАТ, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации:

Что на юбилей пожелать? Не останавливаться. Но театр и так не останавливается. Пусть, например, сделают фестиваль ежегодным, но сейчас такая жизнь, что, дай бог, чтобы он был хотя бы раз в два года. Пожелать, чтобы сохраняли это, бились дальше. Я понимаю, каким трудом, на какие средства делается этот фестиваль, и вообще каких сил, усилий, нервов и здоровья стоит сохранение театра в достойном виде. Так что здоровья и сохранения театру.

Константин Райкин, художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина; народный артист России; художественный руководитель, профессор «Высшей школы сценических искусств»:

Я хочу пожелать этому театру мужества, оставаться таким, какой он есть. Потому что в наше очень непростое, переходное время очень трудно не подкладываться под его очень мутную конъюнктуру, провоцирующую к большому видоизменению со стороны самостоятельного творческого коллектива. Надо оставаться самими собой. Мне кажется, что этот театр имеет своё лицо, свой стиль. Это видно по тому, как он устроен, какой у него репертуар, каких режиссёров приглашает этот театр, по тому, как сделан его интерьер и какие фестивали он организует. И если говорить о том, что делают Борис Мильграм и главный режиссёр, замечательный Владимир Гурфинкель, всё это внятно, и имеет определённую творческую позицию, и мне кажется, что это должно раздражать целый ряд каких-то людей, не устраивать и вызывать большие противоборства. Я этому театру всячески желаю оставаться самим собой, иметь мужество продолжать отстаивать своё лицо. Это очень важно, и очень драгоценно в наше трудное время.