Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
В музее PERMM кто-то лишний
Творческая команда музея современного искусства PERMM пишет объяснительные. По запросу Министерства культуры Пермского края, руководство музея ищет среди своих сотрудников виновных в срыве выставки, посвящённой 100-летию высшей школы на Урале.
Открытие должно было состояться 21 сентября, но ничего не вышло. В этот день лишь собрался наблюдательный совет. В этот же день арт-директора музея наделили всеми административными полномочиями по организации выставки, освободив тем самым от них администрацию музея.
Всё началось с того, что директор музея Елена Щербакова зачем-то отправила в Минкульт черновую концепцию выставки, не поставив в известность ни её авторов, ни прочих членов творческого коллектива музея.
Тем не менее, черновик в Минкульте внимательно изучили и даже показали представителям ПГНИУ, которые, по слухам, против чернового варианта проекта ничего не имели. Против имели в Минкульте, поэтому решили взять процесс под жёсткий контроль. Концепцию выставки можно скачать здесь.
Присутствовавшие на наблюдательном совете 21 сентября ректор ПГПУ Андрей Колесников, профессор ПГНИУ Владимир Абашев, куратор и сотрудник ПХГ Владимир Береснев и сотрудница PERMM Анастасия Серебренникова не смогли убедить заместителя министра культуры Ирину Ясыреву в том, что выставку следует открыть в назначенный срок и вносить коррективы «по ходу пьесы».
Наиля Аллахвердиева:
Все члены наблюдательного совета ещё раз объяснили Ирине Николаевне, что выставку нужно открывать, что её понимание того, как должны выглядеть выставки-посвящения, несколько расходятся с ходом современной гуманитарной мысли и представлениями о прекрасном.
Ясырева осталась непреклонной. Все тексты лекций до каждой запятой, все экспонаты должны согласовываться во всех причастных к музею кабинетах. Это уже привело к тому, что к назначенному дню открытия выставки руководством музея не был подписан ни один договор: ни на привоз экспонатов, ни на их производство, ни на печать... ни на что.
Наиля Аллахвердиева:
Представьте себе, что вы организовываете джазовый концерт и от вас требуют предоставить на согласование каждую ноту, которая будет в импровизациях. Это никогда не согласовать. Выставка очень сложная. Предполагалось, что многие работы будут выстраиваться в процессе экспонирования, все острые моменты будут сглажены. Это другой формат управления проектом.
Второй момент
— манипулирование возрастными ограничениями. Было сказано, что мы не должны делать выставку с грифом «16+», выставка должна быть доступна для детей. А если в работах есть сцены курения табака и распития алкоголя? Куратора поставили в ситуацию, когда он вроде бы должен делать взрослую выставку, но при этом ориентироваться на детскую аудиторию. Это ещё один клинч.Параллельно в процесс вмешивался Минкульт, который предлагал вынести обсуждение выставки на какой-нибудь совет.
Пока результатами такой «подготовки» стал перенос открытия на 12 октября и письмо Минкульта на имя и. о. директора музея Ольги Огарышевой от 22.09.2016 № СЭД-27-01-30-677 с требованием найти виновных в срыве открытия выставки и наказать.
«В соответствии с планом музейных мероприятий, проектов экспозиций (выставок) КГАУ „Музей современного искусства“ на 2016 год, на 21.09.2016 г. была запланирована выставка, посвящённая 100-летию высшей школы на Урале, открытие которой в указанный срок не состоялось.
Просим вас провести проверку причин срыва открытия данной выставки, привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.
О принятых мерах проинформировать Министерство культуры Пермского края»
Андрей Колесников, председатель наблюдательного совета при музее PERMM, считает, что ответ на запрос Минкульта лежит на поверхности:
На письмо Минкульта есть абсолютно понятный ответ: администрация музея не подписывала все необходимые документы. У Наили на 21 сентября не было права подписи документов, необходимых для открытия выставки. Минкульт здесь занимает обоснованную позицию. Музей содержится Минкультом. Музей закрыт. И они просят объяснить причины. Сейчас этот правовой барьер преодолён, Наиле дан полный карт-бланш, и я надеюсь, что 12 октября выставка откроется.
Однако арт-директор музея настроена менее оптимистично. Аллахвердиева считает, что письмо Ясыревой
Наиля Аллахвердиева:
— Уважения к творческой команде музея всё меньше и меньше, а хамства всё больше и больше...Что в перспективе? Письмо составлено таким образом
— что виноваты будут не юристы и бухгалтера, не руководитель музея,— виноватой окажусь я, куратор выставки, руководитель выставочного отдела... Дальше последует выговор, ну как без него— надо выполнять запрос Минкульта, а два таких выговора означают автоматическое увольнение сотрудника. Была бы цель, повод найдётся. Таким образом, я расцениваю данное письмо как начало войны против PERMM, вернее, не против всего PERMM,— а против меня конкретно и нашего творческого коллектива.
Административные вмешательства в творческую жизнь музея случались и раньше, но приводили к локальным проблемам в силу локальных масштабов вмешательства.
Так, например, в этом году подверглась цензуре выставка Государственного русского музея «Актуальный рисунок». Из экспозиции была изъята работа Кирилла Чёлушкина. Руководство посчитало, что экспонат слишком страшный и может напугать посетителей.
Ирина Карасик, куратор выставки «Актуальный рисунок»:
Это какая-то непонятная перестраховка. Эта работа выставлялась в Русском музее, и никаких проблем не возникало.
С выставки «Best of Russia» были изъяты фотографии с Борисом Немцовым.
Лекция Анны Суворовой «Фототело» не была согласована из-за фотографий якобы порнографического содержания. Суворова же утверждает, что прекрасно знает установленные законодательством критерии понятия «порнография» и ничего подобного лекция не предполагала.
Анна Суворова согласилась рассказать только о самой лекции, сославшись на положение о конфиденциальности, существующее в музее PERMM:
— Лекция «Фототело» о телесности в европейской и американской фотографии XX века. Похожий семинар я проводила в 2011 году на базе ПГНИУ и в Краснодаре на базе фотошколы. Телесность в фотографии— это далеко не всегда обнажённое тело. Эта культура конструирует границы— когда обнажённость считается приличной, когда неприличной. Когда стандарт— это упитанные люди, а когда неупитанные. Телесность— это об измерении тела, о категории тела.На лекции предполагалась демонстрация фотографий классиков фотоискусства, начиная от сюрреалиста Мана Рея и заканчивая Хельмутом Ньютоном. Ни одна из фотографий не попадает в категорию порнографических. Проводилась экспертиза.
По словам сотрудников музея, директор Елена Щербакова была кратка в своей оценке лекции: «Это что, искусство? Что это за гадость!» Это и решило судьбу лекции. Как стало известно, Щербакова руководит музеем своеобразно: в этом году её не видел ни один художник или куратор выставки, она не интересуется монтажом выставок, перед каждым открытием берёт отпуск или больничный. Это очень удобно: в случае чего, она ни при чём.
Обременённая отныне полномочиями и ответственностью Щербаковой Наиля Аллахвердиева считает, что в музее управленческий коллапс, что модель «директорского музея» неработоспособна, что цели и полномочия часто вступают в противоречие. По её словам, если ситуация не изменится, и Министерство культуры будет придерживаться в отношении PERMM прежней политики, музей современного искусства в Перми перестанет существовать.
Наиля Аллахвердиева:
Неоднократные заявления министра культуры Гладнева И. А. о том, что на Речном вокзале будет выставочный зал, мне кажутся очень близкими к правде. Я думаю, и музей современного искусства в министерстве культуры видится как выставочный зал, где, собственно, нет никакого современного искусства, зато есть тихая и спокойная жизнь.
По самым оптимистичным прогнозам, список похороненных Минкультом пермских культурных проектов может пополниться новым брендом PERMM уже через год, когда завершится реконструкция Речного вокзала.
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
В Перми впервые выступит пианистка Варвара Мягкова с программой «Священное и мирское»
В Перми сменился глава фонда «Городские проекты»
Рыжие, смелые и хитрые. Семь книг о лисах, оборотнях и их помощниках
Суд вынес предупреждение ЧОП, которое охраняло ПГНИУ в день стрельбы. Сотрудник вышел на работу без лицензии
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+