X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 января 2019

История вокруг нас: о новом проекте ЦГК «Этнопросвет»

14 декабря Центр городской культуры презентует новый образовательный проект «Этнопросвет». Журналист Иван Козлов в своей колонке рассказывает о том, что это за проект, чего нам ждать от него в наступающем году и почему изучать историю сегодня нужно не так, как мы привыкли со школьных времён, а в ровно противоположном направлении.

Помните, несколько месяцев назад мы тут постили репортаж с круглого стола, посвящённого Музею городской повседневности? Тогда в зале Центра городской культуры собрались известные пермские искусствоведы, общественники и музейщики и вместе думали над тем, как может выглядеть подобный музей на базе ЦГК. Мнения у всех были разные, но практически каждый в той или иной форме согласился с тем, что Музей повседневности — это сложная структура, которая вовсе не обязана быть локализованной в каком-то конкретном пространстве и формате. Поэтому, несмотря на то, что музея как такового пока ещё нет, сама его идея с тех пор усложняется и развивается, прирастая новыми компонентами. Собственно, образовательный проект «Этнопросвет» — один из новых (и, возможно, важнейших) компонентов этого гипотетического музея.

Статистика такая: на территории Перми и Пермского края проживает 125 этносов: 125 уникальных и разнообразных культурных укладов, которые живут своей жизнью, влияя друг на друга, смешиваясь, исчезая или преобразуясь. И практически каждая из этих культурных традиций в той или иной степени оказала или продолжает оказывать влияние на нашу городскую повседневность. Она ведь состоит из множества самых разных элементов, начиная от глобальных и заканчивая совсем какими-нибудь мелочами, которые можно перечислять бесконечно: условия жизни тех или иных групп, особенности быта и традиций, бытовые привычки и так далее. Дополнительная сложность в том, что эти элементы иногда так плотно переплетены друг с другом, что уже кажется невозможным исследовать их в отдельности и проследить их истоки.

На это обращают внимание участницы пермского фольклорного ансамбля «ТриголОс», который стал основной движущей силой «Этнопросвета». Что, кстати, для нас очень ценно и приятно, поскольку «ТриголОс» — это не просто ансамбль, но, скорее, исследовательское творческое объединение. Все его участницы —Марина Суханова (секретарь Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при Минкульте ПК), Ирина Пыжьянова (этномузыкант, исполнительница музыки Средневековья и Ренессанса) и Марина Крысова (народный мастер, специалист по традиционному текстилю) — постигают народную культуру непосредственно и при этом профессионально, в ходе живых экспедиций и кропотливой работы с архивами. В общем, «ТриголОс» — это история не только про красоту песен, но и про ответственный подход к изучению истории. А учитывая, что научным консультантом «Этнопросвета» выступит пермский учёный, доктор исторических наук Александр Черных, за фактическое содержание проекта волноваться вообще не стоит.

Ансамбль «ТриголОс»

Ну так вот, о чём это я. О том, что участницы «ТриголОса» обращают внимание на то, как народная культура растворилась в сегодняшней городской, никуда при этом не исчезнув. Марина Суханова приводит некоторые из многочисленных примеров: это выражается и в одежде (скажем, почему многие из нас зимой предпочитают перчаткам, казалось бы, менее функциональные варежки), и в пищевых привычках (которые тоже — часть повседневности, а не только физиологический фактор). У вас ведь наверняка тоже есть знакомые, которые надолго уехали в тёплые страны и спустя месяц обнаружили, что не могут жить без гречки или сгущенного молока? На контрасте такие вещи становятся более заметными. Или приметы: донельзя прагматичный горожанин почему-то нечасто отказывается «посидеть на дорожку», «постучать по дереву» или «плюнуть через левое плечо».

И таких вещей полно. Городской житель кажется свободным от традиций и обычаев прошлого, однако в действительности наша жизнь во многих своих проявлениях наследует им в куда более значительной степени, чем принято считать. При этом наши знания о них часто ограничиваются существующими клише и стереотипами. Они появились не на пустом месте, а стали результатом поиска идентичности. Однако этот поиск часто напоминает блуждание в темноте и зачастую заводит нас на территорию новодельной мифологии, эзотерики и фэнтези.

В большинстве случаев (то есть, если ты, например, не начитался псевдоязыческих талмудов и не решил насаждать Веру Предков огнем и мечом) всё это довольно безобидно. Во всяком случае, для массовой культуры: она стерпит, переварит и адаптирует под себя если не всё, то очень многое. Она сплавит язычество с православием, средневековье с новым временем, мифы с реальностью и в результате выдаст вполне себе удобоваримый и яркий развлекательный продукт или новодельную «вековую традицию», которая приживётся, а может даже станет какой-нибудь духовной скрепой — благо, эти скрепы у нас в основном и так делают из палок и других подручных материалов.

Но что нам до массовой культуры, когда речь идёт о нас самих, о нашем личном восприятии истории, о нашем уровне образованности и о нашем, в конце концов, самоуважении? Упрощение нормально для масскульта, но не подходит для нас. И беда в том, что школьная модель преподавания истории — это тоже своего рода упрощение. Мы всегда начинали изучать историю с древних времён, как большую причинно-следственную цепь — это, конечно, не лишено смысла, но только мы, ныне живущие, таким образом оказывались в самом конце этой цепи, абсолютным последствием. В таком положении трудно ощутить себя не окончанием всеобщей, а началом своей собственной истории. «Этнопросвет» помещает нас в контекст, в котором познание начинается с нас, с нашего ближайшего окружения, с наших родственников и нашей актуальной реальности, и только затем устремляется в прошлое. Кажется, только так и никак иначе можно ощутить тот живой компонент истории, в которой мы сегодня существуем.

Но это всё общие рассуждения, а с конкретикой вот что. Проект «Этнопросвет», который стартует уже 14 декабря, будет длиться весь год. Его разделили на четыре сессии: зимнюю, весеннюю, осеннюю и летнюю — во-первых, так удобнее по ряду прагматичных причин, а во-вторых, это ещё одна дань уважения народной культуре, в которой очень многое подчинено естественным природным циклам.

Вводная зимняя сессия будет посвящена основным вопросам цикла (из чего и из кого состоит город, его население и современная территория). Весенняя — семье и семейным историям (архивы, дневники, персональная память). Летняя — пространствам и интерьерам (городские улицы и маршруты, старые дачи и архитектурные памятники, неизвестные музеи и старые заводы). Осенняя — костюму (выставки, вышивки, дефиле и показы коллекций, актуализирующих народную одежду).

14 декабря проект стартовал с лекции Александра Черных и концерта «ТриголОса» при участии дуэта Весты Вайгель и Владимира Новокрещенных, Этногруппы «Сулман», Радика Гарипова Гульнары и Динары Есенеевых. Дальше будет ещё разнообразнее и любопытнее. Подписывайтесь на нас в соцсетях — например, «ВКонтакте» и «Фейсбуке» — чтобы не пропустить дальнейшие программные анонсы. В ближайшем году будет ещё много всего.