X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 ноября 2019
Фото: Тимур Абасов
24статьи

Репортажи с «круглых столов», где журналисты и эксперты обсуждают важные проблемы города и региона.

«Сейчас у нас, извините, путинская реформа». Что нового в транспортной модели Перми

В пермской гордуме прошёл круглый стол, посвящённый будущей транспортной модели Перми, в которую включаются новые и новые изменения. Глобально меняется практически всё: от денежных отношений муниципалитета с перевозчиками до платы за проезд. Мы выделили несколько важных моментов, озвученных на круглом столе.

Сроки и согласование

Сейчас на 11 маршрутах действует пилотный проект — то есть автобусы уже начали ездить по изменённым маршрутам и с бесплатными пересадками. На остальных автобусных маршрутах ещё не истекли сроки договоров с перевозчиками. Когда будут заключены новые контракты, тогда нововведения коснутся всех. Это произойдёт с января по июль 2020 года.

Новое тарифное меню хотят внедрить с января следующего года (о нём подробнее дальше). Кроме того, новая транспортная модель предполагает изменения остановок, систем учёта льготников и т. д. В целом, руководитель МКУ «Гортранса» Анатолий Путин говорит, что по 220 ФЗ для внедрения новой модели не требуется документ на уровне города. Соответственно, власти будут согласовывать с депутатами пермской гордумы только маршрутную сеть — в июне. До конца мая ещё собираются отзывы и предложения по маршрутам.

Маршруты

Представители Гортранса и администрации Перми проводили встречи с жителями, где показывали им проект изменений маршрутной сети по районам. На самом деле, качество подготовки к этим встречам оставляло желать лучшего: о конкретном месте и времени сообщалось в лучшем случае за день (а чаще — в день встречи), поэтому по большей части на них приходили только представители совета ветеранов и ТОСов. Тем не менее, на круглом столе сообщили, что собрали 1249 обращений. Из них учли полностью 485, частично — 771 и не учли 295.

Больше всего обращений собрали пять маршрутов:

№ 10. Маршрут планировали закрыть. После 59 обращений его оставили от Нагорного до Октябрьской площади. Чтобы доехать до Владимирского, нужно пересесть на № 51 или № 74.

№ 14. Планировали укоротить до Драмтеатра, но получили 82 просьбы оставить его, и пошли навстречу.

№ 18. Вызвал ещё больше обращений — 84. Его хотели укоротить до остановки «Площадь 1905 года», но решили сократить только в межпиковое время. Какое, не уточняется.

№ 74. Несмотря на просьбы оставить прежним, его укоротят до Перми-II.

№ 77. Рекордсмен обращений — 107 заявок. Планировали укоротить до Центрального рынка, но оставили до Мильчакова. Жители Проспекта Декабристов теперь будут доезжать до Мотовилихи на автобусе № 36, который продлили до «Ироничной компании».

Продлили время работы некоторых маршрутов. До Кировского района можно будет доехать до 23:30, до Новобровского последний рейс — до 21:00. До Архиерейки и Костарева — 22:30.

Тарифное меню

Полностью его пообещали представить в июне. Сейчас понятно, что всего будет 9 вариантов билетов. Разовый за наличные, вероятнее всего, будет дороже остальных. Гортранс планирует сделать проездные на 60 поездок для всех пассажиров и безлимиты на день, месяц, квартал и год.

Цель — перейти на безналичную оплату проезда — либо по банковской карте (поэтому на такой билет будет скидка), либо «Единой транспортной карте» Гортранса. В презентации даже представлен дизайн, хотя непонятно, когда успели провести конкурс.

Мэр Перми Дмитрий Самойлов признался, что по новой модели, вероятнее всего, не удастся выйти на 100 % баланс расходов и доходов, а возможности «платить» за новую модель всего две: из бюджета Перми или из кармана пассажира. Перевозчики давно говорят о том, что цена за проезд поднимется до 26 рублей за проезд, но в презентации таких данных не было.

Перевозчики

Про них ничего нового нет: вводят брутто-контракты с довольно жёсткими требованиями и штрафами. Всю выручку перевозчики должны перечислять городу, а сами получать выплату по контракту дважды в месяц. Контракт будет заключаться на фиксированную сумму, не зависящую от количества перевезённых людей. В презентации написано, что теперь «перевозчик не гонится за пассажиром». Ни одного действующего перевозчика среди спикеров на круглом столе заявлено не было.

Контрольно-ревизионная служба

Так как теперь перевозчики, водители и кондукторы за пассажирами «гнаться не должны», нужно будет проверять, как люди платят за проезд. На краевом уровне звучат предложения увеличить штраф за безбилетный проезд до 500 рублей. Гортранс ещё на своей базе создал «контрольно-ревизорскую службу», которая должна ловить зайцев, контролировать состояние автобуса и собирать у кондукторов плату за проезд. В неё входят 10 человек, ежедневно дежурят две бригады по два человека. В презентации написано, что она уже работает с 1 мая.

Пока не очень понятно, какие у этой группы ревизоров полномочия, например, могут ли они требовать оплату штрафа за безбилетный проезд? И на каком основании?

Остановки и транспортно-пересадочные пункты

Отдельные вопросы вызвали остановки. По словам Анатолия Путина, сейчас их в городе 1100, планируют добавить ещё сотню. Депутат Арсен Болквадзе поностальгировал по остановкам Артемия Лебедева и предложил вернуть первоначальные рисунки на стекла. Сейчас состояние этих остановок плохое: «Иногда выбитые стекла заменяют просто фанерой», и выглядят они действительно примерно так:

Фото: Тимур Абасов

Кроме того, планируется построить два траснпортно-пересадочных узла на Перми-II и в Мотовилихе в районе улицы 1905 года. Там можно будет пересаживаться на автобусы, трамваи и, возможно, электрички.

Риски

Много вопросов на круглом столе прозвучало по экономическим показателям, из которых исходят все прогнозы по реализации проекта. Анатолий Путин сказал, что пассажиропоток они рассчитали только примерно, так как перевозчики «предоставляют непрозрачные данные». Полного перечня цифр ёмкости отрасли в год представлено не было. «Если мы не знаем экономику, то можем попасть ногами в жир», — заявил депутат Дмитрий Малютин.

О том, что ничего не сказано про соотношение экологичного вида транспорта к неэкологичному, заметила депутат Вероника Куликова.

Кроме того, пилотный проект уже запустили, а подготовились к нему плохо. Например, маршрут № 3 теперь проходит в обе стороны по Сибирской, но остановки там есть только в сторону проезда до Перми-I, обратно людям предлагают ждать транспорт под открытым небом. Много вопросов по маршруту № 60. Непонятно, когда будут представлены результаты «пилота» и как их вообще будут учитывать.

«Мы уже пережили ковыевскую и боровиковскую транспортную реформу, — сказал руководитель управления экспертизы и аналитики аппарата гордумы Денис Ушаков. — Теперь у нас, извините, путинская реформа». «Тем сложнее критиковать», — пошутил Дмитрий Малютин. Все посмеялись.

***

Читайте также репортаж со второй встречи чиновников и жителей Орджоникидзевского района, где обсудили изменения маршрутной сети, и репортаж с митинга против новой маршрутной сети и ликвидации троллейбусов.

Рассказываем, как власти Перми объясняют жителям изменения в новой маршрутной сети и как новая транспортная модель отразится на перевозчиках.

Интервью с доцентом ПГНИУ Сергеем Меркушевым об инициативах властей в области транспортной политики.

Боль и слёзы. Личные впечатления журналистов «Звезды» от новой маршрутной сети

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь