X

Новости

Вчера
2 дня назад

Перемирие с Минкультом закончилось

Фото: Тимур Абасов

7 ноября руководство Театра-Театра собрало журналистов на пресс-конференцию, которая изначально должна была быть посвящена премьере нового спектакля «Сцены-Молот» — «3/10 заповеди». Но в итоге всё обернулось громкими заявлениями худрука театра Бориса Мильграма и главного режиссёра Владимира Гурфинкеля.

Не лги, не прелюбодействуй, не убий

Именно этим трём заповедям и посвящён новый спектакль «Сцены-Молот», премьера которого состоится 8 ноября. Это уже четвёртая постановка немецкого режиссёра Андреаса Мерц-Райкова на пермской сцене. На этот раз постановщик взял за основу сценарий сразу трёх художественных фильмов, входящих в цикл «Декалог», снятый польским режиссёром Кшиштофом Кеслёвским в конце 80-х. Всего в «Декалог» входят десять картин, каждая из которых аллегорически показывает пример одной из библейских заповедей. Три истории из «Декалога» были выбраны для этого спектакля.

Андреас Мерц-Райков Фото: Тимур Абасов

Андреас Мерц-Райков, режиссёр:

Я выбрал именно эти три заповеди, потому что мы все лжём, и по опыту личной жизни каждый знаком с прелюбодеянием, по крайней мере, наслышан об этом. Конечно, если кто-то совершил преступление, то его нужно судить, но я не могу судить слепо, а должен учитывать и то, в каких обстоятельствах он совершил это. Но я не могу прощать всем всё. Тут речь идёт о том, как найти правильный баланс между сочувствием и следованием правилам. Кеслёвский не отвечает на этот вопрос. Он поручает ответ зрителю. Мы наблюдаем, как кто-то нарушает одну из заповедей, и объективно понимаем, что ему не стоило этого делать, но субъективно мы можем понять этого человека. Вот эта эмпатия для меня важна. Потому что слепой догматизм — это не выход.

Ещё одна особенность «3/10 заповедей» — то, что в этом спектакле играют только молодые артисты из стажёрской труппы театра. Вообще, со стажёрской группой в театре планируют работать довольно плотно. Следующей работой молодых артистов станет спектакль Владимира Гурфинкеля «Конституция Российской Федерации. Взгляд молодых» — это проект, основанный на тексте основного закона нашей страны. Этот спектакль — копродукция Театра-Театра и екатеринбургского «Ельцин-центра», на площадке которого и состоится премьера, в День Конституции, 12 декабря.

Конец мирного сосуществования

Разговор о новых спектаклях, молодых артистах и творческих планах оказался лишь прелюдией к главной части пресс-конференции. Борис Мильграм и Владимир Гурфинкель сделали несколько заявлений.

Первое обращение адресовано зрителям и всему культурному сообществу Пермского края. Худрук Театра-Театра начал с рассказа о прошедшем в Перми 5 ноября гражданском съезде «В защиту культурного наследия». Он возмутился тем, что деятели, которые якобы стремятся защитить культурное наследие, не обратились к более широкому кругу людей, которые занимаются искусством и культурой, вроде него самого, Теодора Курентзиса, Наили Аллахвердиевой и других.

«Может, их смущает моя национальность? Или им не нравится, что обращаюсь к Островскому и Тургеневу, и они не видят в этом акта защиты наследия и патриотизма?» — вопрошал Борис Леонидович.

Мильграм процитировал отрывок из резолюции съезда:

«Мы имеем не только право, но и обязанность сохранять и восстанавливать высокую культурную норму, жёстко требовать от государства содействия этому процессу, а от отдельных деятелей культуры — соответствия».

Худрук Театра-Театра задался вопросом: кто именно установил эти нормы, которым они требуют соответствовать? И главное — от кого это будут требовать?

По его мнению, в культуре каждому хватит места. И в ней можно избежать конфликтов, достаточно придерживаться простого правила: не нравится выставка или спектакль — не ходи. Не нравится книга — не читай.

Мильграм выразил опасение, что противники Театра-Театра перешли к наступлению, поэтому ради защиты необходимо объединяться. Театр объявляет о том, что будет создана зрительская коллегия, которая должна представлять заинтересованных зрителей, для того чтобы театр продолжал существовать. Сам Мильграм обозначил в качестве своей первоочерёдной задачи именно сохранение русского репертуарного театра, но для этого он должен быть живым и интересным.

Второе заявление было о скандале со спектаклем «Голубая комната», который благополучно разрешился.

Борис Мильграм Фото: Тимур Абасов

Борис Мильграм, художественный руководитель Театра-Театра:

Ко мне не так давно пришёл следователь по этому поводу, чтобы сказать, что заявителю в уголовном деле отказано, поскольку нет состава преступления. А кто эти заявители? Следователь мне рассказал о 16 заявлениях, которые все пришли из Москвы, а одно из Воронежа, а уже через два дня оказалось 25 заявлений, притом что все они написаны как под копирку. Потом следователь встречался с человеком по фамилии Гурьянов, написавшим статью, где указывалось, что мы оскорбили чувства верующих. Он писал, что на фоне Богоматери происходит семь или восемь половых актов. Цитирую слова следователя: «Я посмотрел запись и не нашёл половых актов. В театре я ничего не понимаю, но в половых актах кое-что смыслю». А по поводу Богоматери... были проведены экспертизы, и они установили, что там нет Богоматери, а есть картинка, которая экспонируется в музее Прадо. То есть там нет никакой проблемы. А православные активисты возмутились именно под впечатлением от статьи Гурьянова. Получается, что люди, которые не видели спектакля, требуют его закрыть, просто возмущаясь ошибочному факту.

Следующее заявление оказалось ещё более скандальным. Борис Мильграм призвал всё театральное сообщество игнорировать Сергея Федотова. По словам Мильграма, Федотов «перешёл Рубикон». Журналистам показали письмо из прокуратуры, в котором указано, что «проводится проверка по обращению Федотова С. П. о нарушении законодательства КГАУК „Пермский академический Театр-Театр“». Оно датировано тридцатым сентября этого года.

Борис Мильграм:

Этот так называемый коллега уже дошёл до доносов. Я это не публиковал сознательно и просил об этом же коллег, только поставил в известность губернатора. Делал я это потому, что знал, что театр «У Моста» тоже подал заявку на «Золотую маску» и, если бы они попали в номинацию, я бы и не стал публиковать, потому что это отвратило бы моих коллег, а я считаю, что в Перми должно быть много «Масок». Для меня Федотов — нерукопожатный человек. Я его вычеркнул из числа коллег. Гений и злодейства — две вещи несовместные.

Дальше началась критика Министерства культуры Пермского края. Недавно оттуда в театр пришёл документ, в котором рекомендуется изменить устав и создать некий худсовет. Отрывки из документа зачитывал главный режиссёр Театра-Театра Владимир Гурфинкель:

«Вместе с тем, Министерство культуры Пермского края (далее — Министерство) как учредитель театра рекомендует при формировании репертуарной политики учитывать необходимость соблюдения морально-этических норм общества, уважения чувств верующих и исключения провокационных постановок. Кроме того, учитывая регулярно повторяющиеся факты создания творческого продукта, вызывающего возмущение отдельных социальных групп, а также направленного на раскол общества, Министерством подготовлен проект внесения изменений в Устав театра, которым предполагается создание Художественного совета. Включение в состав указанного коллегиального органа квалифицированных специалистов по различным направлениям театральной деятельности, специалистов-экспертов, представителей Министерства культуры Пермского края и представителей общественности...»

Владимир Гурфинкель Фото: Тимур Абасов

По мнению руководства Театра-Театра, создание художественного совета — это введение цензуры. А она, как известно, в нашей стране запрещена, согласно Конституции.

Владимир Гурфинкель:

Мы видим деятельность Министерства культуры и её результаты. Всё, что они делают, — это уничтожение. У них большой опыт уничтожения как фестивалей, так и культурных институций. Летнее мероприятие Минкульта, направленное на уничтожение Театра-Театра, не принесло им желаемых результатов, потому Министерство культуры устраивает серию провокаций. Министерство культуры, судя по всему, инициировало сбор этого Пермского гражданского съезда, Министерство культуры «сливает» документы в прессу раньше, чем они доходят до нас. Министерство культуры в ежедневном режиме ведёт разрушительную деятельность в отношении Театра-Театра. Никак иначе эту деятельность оценить нельзя.

Фото: Тимур Абасов

Борис Мильграм:

Я благодарен губернатору за тот выбор, который он сделал этим летом. Это был с его стороны очень непростой и мужественный шаг. Это должно было привести к завершению конфликта. Я всё это время молчал, проявлял абсолютную лояльность к Министерству культуры. Мы не пересекаемся и не дружим. Я принял такую возможность мирного сосуществования с Минкультом, но оно перестало быть мирным...