X

Новости

Вчера
18 августа 2018
17 августа 2018
16 августа 2018

9 фактов из истории борьбы с обнажённой натурой

Фото: Wikimedia

История происхождения праздника под кодовым названием «День всех влюблённых» темна и непонятна. За столетия уже выдуманы несколько версий — одна причудливей другой. Но есть и чёткие и конкретные выражения, связанные с ним, например, фраза из фильма «Вечное сияние чистого разума»: «День Святого Валентина — праздник, который придумали компании, производящие поздравительные открытки, чтобы заставить людей чувствовать себя паршиво».

Но как бы там ни было, исследователи утверждают, что в основе этой традиции лежат легенды (как минимум две) о раннехристианских святых, которых как раз и звали Валентин, и что они тайно венчали влюбленных, за что и пострадали. Мы же хотим в этот день вспомнить других пострадавших, а именно художников и представителей других творческих профессий, которые на себе ощутили, что такое борьба с «обнажёнкой»

1. Молотком и зубилом

В 1557 году папской буллой Павла IV, чтобы избавить христиан от соблазна, было рекомендовано повсеместно, где есть античные статуи или их копии, мужские половые органы у этих самых статуй прикрыть фиговыми листами. Таких статуй было много, а ренессансных фресок ещё больше, и обеспечить их всех фиговыми листками сразу не удалось. Поэтому кампания «фиговый листок» затянулась надолго. В XVII веке ей лично руководил папа Иннокентий Х, который смог добавить в этот процесс остроты — при нём гениталии старинных статуй отбивали молотком и зубилом, только потом на до корней зачищенное место прикрепляли тот самый листок.

2. Прикрытие для «Страшного суда»

Папа Павел IV начал свою борьбу с обнажёнкой, ещё когда был кардиналом Каррафой. И первым под его прицел попала фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд». Первый раунд выиграл Микеланджело, но когда кардинал стал римский папой, он добился осуждения наготы в религиозном искусстве через решение Тридентского собора. В итоге этот бой закончился вничью, Павлу IV не удалось уничтожить фреску, но фигурам на ней пришлось подрисовать драпировку, чтобы закрыть срамные места.

Но и тут последнее слово осталось за великим итальянцем — на фреске у ног Христа Микеланджело поместил изображение святого Варфоломея, который в левой руке держит кожу, заживо содранную с него. Искаженное лицо, которое изображено на содранной коже, имеет вполне узнаваемые черты самого мастера, таким образом Микеланджело передал свои душевные муки, которые он испытал, создавая свое творение.

3. Ландшафтный дизайн для изгнанных из рая

 

Первоначально на фреске «Изгнание из рая» (1427 г.) знаменитого флорентийца Мазаччо Адам и Ева уходили в мир нагими. Но через два века, в 1680 году, кардинал Козимо Медичи III решил внести в это произведение небольшие изменения и прикрыть праотца и праматерь человечества: реставратор добавил зелёные веточки, как бы случайно протянувшиеся прямо поверх мест, которые кардинал посчитал неприличными. Оригинальный вид фреске вернули только в 1980 году.

Фото: Wikimedia

4. Самый большой фиговый лист

В лондонском музее Виктории и Альберта хранится копия статуи Давида (Микеланджело). По легенде, когда «Давид» стал музейным экспонатом, знатные дамы падали в обморок от одного взгляда на него. Их, наверное, можно понять, учитывая, что высота статуи была шесть метров, остальное додумывайте сами. Известно, что высота фигового листа, который нацепляли на Давида, была полметра, и держался он на двух стальных крючках. И держался он до середины XX века, сейчас он выставляется отдельно от статуи.

Фото: vam.ac.uk
«Фиговый лист», Лондон, Англия, Великобритания, около 1857 года © Музей Виктории и Альберта, Лондон

5. «Олимпия» Мане — 25 лет заточения

Картина Эдуарда Мане «Олимпия» была выставлена на Парижском салоне в 1865 году и сразу попала в эпицентр грандиозного скандала. «Безнравственное вторжение в жизнь», «Никогда и никому ещё не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта „Олимпия“», «Это самка гориллы, сделанная из каучука», «Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения», — так писала о ней парижская пресса в то время.

По воспоминаниям современников, «сотни людей с самого утра собирались перед „Олимпией“, вытягивали шеи и разглядывали её только для того, чтобы выкрикнуть потом площадные ругательства и плюнуть на неё». В итоге картину поместили над дверью последнего зала в салоне, после чего критик Жюль Кларети написал: «Бесстыжей цевке, вышедшей из-под кисти Мане, определили наконец-то место, где до неё не побывала даже самая низкопробная мазня».

После закрытия салона «Олимпия» была обречена почти на 25-летнее заточение в мастерской художника, где её могли видеть лишь близкие друзья. Ни один музей, ни одна галерея, ни один частный коллекционер не захотели её приобрести. При жизни Мане так и не дождался признания «Олимпии». Сейчас она находится в музее Орсе, в одном из крупнейших в мире собраний европейской живописи и скульптуры периода 1850-1910 годов.

6. Протрите коньяком и увидите

Цензура проникала и в частные коллекции. Когда Сергей Щукин увидел диптих Анри Матисса «Музыка» и «Танец», который тот сделал по его заказу, он предложил художнику зарисовать в «Музыке» явные половые признаки юноши-флейтиста. Мотивировал меценат это тем, что он планировал украсить этими полотнами парадную лестницу своего дома, а у него росли маленькие дочери.

Матисс замазал срамоту, но сделал это легкосмываемой краской и, по легенде, оставил Щукину записочку: «Monsieur Chtchoukine, ваше пожелание выполнено, но если вы когда-нибудь решите привести картину в первоначальный вид, просто протрите нужные места коньяком и вы увидите то, что опасались показывать дочерям».

После революции коллекция Щукина была национализирована, после чего «Музыка» оказалась в Эрмитаже, где в 1970-х годах учёный совет принял решение вернуть картине первоначальный вид.

Фото: arts-dnevnik.ru

7. Под суд за «Империю чувств»

Фильм японского режиссера Нагисы Осимы «Империя чувств» в 1976 году стал сенсацией Каннского фестиваля, правда организаторы так и не решилась допустить эту картину к участию в конкурсе, но она произвела настоящий фурор в среде критиков на внеконкурсных полузакрытых просмотрах, где его назвали «первым великим эротическим фильмом». Позже фильм также получил Специальный приз на МКФ в Чикаго и приз Британской киноакадемии.

Но на родине постановщик столкнулся с жёстким диктатом цензуры и после выпуска сценария в был отдан под суд, где продолжал тяжбу с властями четыре года, но был оправдан. В Америке и Европе фильм был вообще запрещён к широкому показу.

В Японии фильм был показан в укороченной версии (83 мин.), при этом в откровенных сценах интимные подробности были закрашены белыми облачками.

Фильм «Империя чувств» входит в список двенадцати самых шокирующих фильмов последних тридцати лет, составленный британским Times Online. Все эти фильмы в своё время получили рейтинг X Рейтинг ХРейтинг Х (позднее переименован в NC-17) — одна из категорий системы рейтингов Американской киноассоциации. На сеансы фильмов с рейтингом Х (NC-17) не допускаются лица, не достигшие 17-летнего возраста.

8. Фиговый листок в Большом

Операция «Фиговый листок», как это ни странно, получила своё продолжение в XXI веке. В 2011 году, после реставрации Большого театра, скульптура Аполлона, знакомая всем россиянам по сторублёвой купюре, предстала в новом виде: срамное место греческого бога реставраторы бережно прикрыли фиговым листком.

Фото: arisot.livejournal.com

9. Нас уполномочил заявить

Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Светлана Денисова посетила выставку «Арт-Пермь» и обратила внимание на проект «Линия любви. Эротизм в творчестве великих мастеров XX века» (18+)

«Внимание многих привлёк розовый куб в центре павильона с маленькими окошечками, чтобы заглянуть во внутрь, — написала она на своей странице в Facebook. — В самом вверху куба размещена табличка 18+. А внутри размещены эротические рисунки известных художников. Но при этом одно из окошек находится на уровне глаз ребёнка».

Госпожа Денисова пригрозила организаторам выставки официальным письмом. И призвала всех сознательных граждан писать ей обращения с указанием конкретных фактов.

Фото: Пермская ярмарка