X

Новости

Вчера
2 дня назад

Учёные Пермского университета выступили за сохранение железной дороги Горнозаводского направления

Фото: Тимур Абасов

Учёные Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) написали открытое письмо к представителям федеральных и краевых властей с требованием сохранить движение поездов на участку Горнозаводской ветки железной дороги от Перми-II до ст. Мотовилиха. Об этом сообщает издание «Накануне».

По мнению учёных, после ликвидации железнодорожных путей в прибрежной зоне начнутся оползни, а жители застрянут в пробках. Они также считают, что инициаторы решения о демонтаже рельсов для обустройства культурного пространства на набережной Камы используют неполную и искаженную информацию.

Подписавшиеся под письмом согласны с аргументом властей, что сейчас значение железной дороги Горнозаводского направления в грузовых отправлениях уменьшилось. Количество принятых грузов на станции Пермь-I в 2006 году составило 187 тыс. тонн, а в 2017 — 21 тыс. тонн. Отправка грузов за тот же период сократилась со 127 тыс. тонн до 32 тыс. тонн. Грузооборот на Перми-II тоже снизился.

Однако с пассажирскими перевозками ситуация другая, утверждают учёные. Горнозаводская ветка — единственный транспортный коридор на левом берегу Камы, позволяющий гарантированно менее чем за 1 час обеспечить связь удаленных микрорайонов — Орджоникидзевского, Дзержинского и Кировского — с центром Перми.

«Сохранения пассажирского сообщения по ней требует конфигурация нашего города, его вытянутость вдоль реки и ограниченные возможности автобусов по принятию на себя дополнительных пассажиропотоков, возникающих на основном линейном направлении благодаря существенному росту многоэтажного жилищного строительства, развернувшегося в микрорайонах КамГЭС, ПДК, Левшино, Гайва и прочих. По мере ввода в строй новых жилых комплексов проблема транспортного обеспечения жителей Орджоникидзевского района будет стоять еще более остро, чем сейчас», — объясняют преподаватели вуза.

Одним из аргументов закрытия ветки Горнозаводского направления власти называли сокращение пассажиропотока. Однако учёные считают, что причиной этого стали именно действия властей, которые делали акцент на развитии автобусных маршрутов взамен экологически чистого и более удобного для жителей отдаленных районов города железнодорожного транспорта. Поэтому сокращение пассажиропотока связано с недостаточностью финансовой поддержки, неудобным расписанием электричек и малым количеством рейсов.

Учёные убеждены, что существующая железная дорога сдерживает оползневые процессы и подмывание берегов. Это связано с тем, что службы станций Пермь I и Пермь II занимаются укреплением железнодорожного полотна и склонов речных террас. После демонтажа рельс расходы на укрепление полотна должен взять на себя бюджет, но такой статьи в проекте документа не заложено.

«В условиях влажного климата, близкого залегания грунтовых вод, распространенности легкоразмываемых пород, пересеченного рельефа городской местности, связанного с протеканием малых рек, впадающих в Каму в городской черте, могут активизироваться процессы оползневых сносов горных пород, на которых расположен город, и подмывания берегов водохранилища в результате речной абразии. Далеко за примерами ходить не надо: оползневые процессы уже способствовали расселению части домов по ул. Гашкова в микрорайоне Вышка-II», — говорится в письме.

Авторы письма делают вывод, что нужно искать другие способы интеграции городской набережной и железной дороги в городское пространство. При этом надо параллельно решать вопросы безопасности, обустройства исторического центра города и реализации современных транспортных технологий.

Подписи под открытым письмом поставили 18 ученых Пермского университета, в том числе доцент кафедры социально- экономической географии Сергей Меркушев, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Галина Кутергина и доцент кафедры социально-экономической географии, мировой и региональной экономики Роман Николаев.

  • Движение по железнодорожной ветке власти хотели перекрыть уже с 1 декабря, но потом отсрочили это решение. Первым шагом закроют движение электрички с Перми-II до Перми-I. Власти обещают запустить новый автобусный маршрут, который соединит две станции — Пермь-I и Пермь-II.
  • Решение ликвидировать железнодорожное сообщение вызвало протест горожан. В начале марта на сайте Change.org появилась петиция, авторы которой обратились к президенту с требованием отправить в отставку губернатора Пермского края Максима Решетникова. Под ней подписалось 17 000 пермяков. Главной претензией к главе региона значилась как раз ликвидация железной дороги. Параллельно начался сбор подписей за сохранение путей и запущен видеоролик — обращение к президенту Владимиру Путину.
  • В краевом минтрансе объяснили, почему участок железной дороги на Горнозаводском направлении не нужен пермякам. Чиновники говорят, что «только 10 % пассажиров едут на Пермь-II». Организаторы митинга — пермский штаб Алексея Навального и общественная организация «Защитим права наших детей вместе» — заявили, что до конечной автобусной остановки в микрорайоне Голованово в Орджоникидзевском районе тоже доезжают не все, но это не повод, чтобы сокращать несколько остановок.
  • В начале ноября краевые власти и ОАО «Российские железные дороги» подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2019-2021 годы. Соглашение предусматривает реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры. В частности, речь идёт о северном железнодорожном обходе Перми с мостовым переходом через Каму. Впрочем, никакой конкретики по этому проекту власти пока не озвучивают.

***

Репортаж с митинга за сохранение железной дороги.

Между первой и второй: прогулка по железной дороге, которой скоро не будет.

Колонка Людмилы Ёлтышевой о ликвидации железнодорожной ветки между станциями Пермь-I и Пермь-II.