Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Пермские орнитологи определили виды птиц, наиболее опасных для самолётов
Учёные Пермского университета в течение года проводили исследования на территории двух российских аэропортов. Сейчас орнитолог и эколог Роман Харин и инженер-эколог Михаил Колодкин составляют список рекомендаций для работников аэропортов по предотвращению столкновения птиц и самолётов.
В городах Игарка и Сургут орнитологи исследовали территорию аэропортов в радиусе 15 км. Учёные определяли характер орнитологической обстановки на аэродроме и выявляли условия, способствующие скоплению птиц. Экологи изучили направление и интенсивность перемещений птиц, их видовой состав и особенности поведения, высоты перелетов, численность и другие параметры. Исследование проводили двумя способами: наблюдением за птицами на специальных пунктах и проведением маршрутного учёта.
«Чем больше скорость и высота самолета, тем выше опасность любых столкновений. При этом наиболее критичными являются моменты взлёта и посадки. Наибольшую опасность для полётов птицы представляют в конце лета
— в это время появляется большое количество молодняка, имеющего небольшой индивидуальный опыт. Кроме того, в это время молодые птицы склонны образовывать скопления и совершать кочевки. Таким же опасным является период сезонных миграций весной и осенью, когда птицы совершают массовые перемещения»,— рассказал Роман Харин.
Для исследователей важно было выявить видовой состав птиц, посещающих аэропорт и прилегающую к нему территорию. Особое внимание уделялось факторам, способствующим скоплению птиц и их привлечению на территорию аэропорта. Одной из главных проблем может стать близость к аэропортам различных хозяйственных объектов и городских свалок, где образуются большие скопления птиц, отмечают экологи. Местные особенности ландшафта, близость к аэропортам водных объектов и другие факторы также могут способствовать концентрации птиц и влиять на интенсивность сезонных миграций.
Учёные ПГНИУ, основываясь на полученных данных, помогут работникам аэропортов подобрать наиболее эффективные мероприятия по снижению вероятности столкновения птиц с самолетами на территории аэропортов. Сейчас они предложили начать биотехнические мероприятия по формированию растительного покрова на территории аэропорта. Для уменьшения привлекательности территории аэропортов для птиц скашивают траву и осушают водоемы. Кроме этого, существуют и другие способы отпугивания птиц в аэропортах. Например, акустические, когда крики бедствия (тревожные голоса) различных видов птиц отгоняют «гостей». Птиц отпугивают пиротехникой, бликами специальных каруселей с зеркалами, а в некоторых аэропортах держат ручных хищных птиц.
В Пермском крае наибольшую опасность для самолётов представляют птицы из семейства чайковых, чей вес, в зависимости от вида, колеблется от 500 до 1000 граммов и которые могут образовывать крупные скопления. Опасность могут представлять мелкие стайные воробьиноообразные, голуби, дневные хищники, утки и врановые.
- С 1990 по 2006 год во всем мире погибли более 260 человек из-за столкновения в воздухе пассажирских рейсов с птицами по данным специализированного издания Aviation Week & Space Technology, причем заметная часть из них выполняла полеты на небольших частных самолетах.
- Авиакомпании по всему миру тратят в общей сложности около 650 миллионов долларов на устранение повреждений, которые самолеты получают от столкновений с птицами. Несколько дней назад компания «Аэрофлот» подала в суд на томский аэропорт, потребовав компенсации за поврежденный птицами самолет.
***
Интервью с орнитологом, доктором биологических наук Александром Ивановичем Шепелем
История о молодом пермском учёном, который уехал работать на Ямал.
Новое на сайте
Самые свежие данные по заболевшим коронавирусом в Перми, России, в мире и динамика с начала пандемии
Вдоль Слудской горки в Перми власти намерены сделать ландшафтный парк. Эксперты опасаются, что это нарушит экосистему
Власти предлагают жителям Перми сделать пожертвования на реставрацию зданий
Минобрнауки рекомендовал вузам перевести непривитых студентов на дистанционное обучение
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+