24 сентября «Балет Евгения Панфилова» открывает 29-й театральный сезон, посвящённый 60-летию со дня рождения Евгения Панфилова. В честь Мастера хореографии и создателя театра планируются не только показы знаменитых спектаклей в его постановке, но и целый ряд интересных премьер.
Активная подготовка к открытию сезона началась в театре ещё в августе. Символической точкой стала дата 10 августа — день рождения Евгения Алексеевича Панфилова. Его, ушедшего из жизни в 47 лет, называли «патриархом отечественного современного танца» и «главным танцевальным провокатором страны». Творческий «заряд высоковольтного напряжения», по словам театрального критика Ларисы Барыкиной, сопровождал жизнь Панфилова, как горящая точка бикфордова шнура. Театр его имени стремится поддерживать этот огневой импульс на протяжении 13 лет. Легендарные балеты, хореография которых воплощает неповторимый по силе метафор и эмоций почерк автора, сохраняются в репертуаре и реконструируются для того, чтобы их увидел сегодняшний зритель.
Один из самых масштабных и знаменитых спектаклей в постановке Евгения Панфилова откроет новый театральный сезон: 24 сентября на сцене ДК им. Гагарина зрители увидят трёхактный балет на музыку Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Премьера этого спектакля состоялась в 1996 году. С тех пор спектакль стал номинантом Национальной премии «Золотая Маска» в трёх номинациях, завоевал признание публики и критики и вошёл в историю как «одна из семи лучших хореографических постановок пьесы „Ромео и Джульетта“ в мире». Знаковые спектакли из наследия Евгения Панфилова планируется представлять зрителям в течение всего театрального сезона.
В сентябре выступления артистов театра «Балет Евгения Панфилова» продолжатся совместной работой с Институтом имени Гёте (Москва). В Перми выступят солисты балетной труппы Лейпцигской оперы Роми Авемарг и Оливер Прайс, известные российскому зрителю участием в постановках режиссёра Марио Шрёдера (фильм-балет «Чаплин», 2013). Немецкие танцовщики проведут мастер-классы. А пермские зрители смогут увидеть их выступление 28 сентября. Программа «Вечера современной хореографии» будет состоять из трёх произведений: отрывка «Love» из балета «Wesendonck-Lieder» в хореографии Сильвана Шрёдера, балета «PART II» — хореография Оливера Прейса и одноактного балета «Casting-Off» в постановке Ларисы Александровой (Москва).
Сразу две премьеры сезона поклонники современной хореографии увидят 30 сентября. Одноактные балеты «Тревожное небо» и «Генезис» ставит на пермской сцене молодой хореограф из Санкт-Петербурга Константин Кейхель. Выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Кейхель — работал в театре «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой (Екатеринбург), участвовал в проекте Вячеслава Самодурова «Dance-платформа» Екатеринбургского театра оперы и балета, ставил спектакли в Театре балета им. Леонида Якобсона (Санкт-Петербург).
По словам балетмейстера, работа с «панфиловцами» для него — это дань уважения и признательности Мастеру.
Константин Кейхель, хореограф-постановщик:
— Я помню, какое неизгладимое впечатление произвёли на меня два балета Панфилова — «Блокада» и «Бабы». Мне было тринадцать лет. Спектакль я увидел в Североуральске. Это был шок. В то время ещё не было ни интернета, ни другого источника доступной информации. Знакомились с современной хореографией мы благодаря руководителю танцевального коллектива, который возил нас, учеников, в разные города России. Мы смотрели спектакли той плеяды современных российских хореографов, которая двигала вперёд развитие этого искусства в нашей стране. Я считаю, это большая честь — работать с такими компаниями, как балет Панфилова, потому что понимаешь, какая история сопровождает это имя. И хочется, чтобы у театра было будущее.
Первая постановка Константина Кейхеля, над которой работает труппа театра, — спектакль «Тревожное небо» на музыку Франца Шуберта. Это ремейк, но в нём обновлено почти 70 % хореографии. Поэтому, считает балетмейстер, фактически речь идёт о новом спектакле. В основе постановки — стихи Бодлера и его непростая судьба.
Константин Кейхель:
— Мне интересно в этой работе создать образ поэта. На примере конкретной судьбы я хочу воспроизвести обобщённую проекцию души творческого человека, будь то художник, писатель, танцовщик или музыкант. Из борьбы противоречивых чувств и идей такого человека рождаются произведения искусства. Вот об этом пойдёт речь в нашем спектакле. Я выбрал несколько стихотворений Бодлера как основу для хореографии спектакля. Одно из них — «Тревожное небо», давшее название постановке. Бодлер был романтиком, символистом, декадентом. Этот синтез стилей не позволяет давать однозначную трактовку его поэзии, невероятно музыкальной. Поэтому в спектакль я вкладываю и часть своего мировоззрения, и трактовку стихов Бодлера, и своё понимание процесса творчества как такового.
По словам обозревателя «Ведомостей» Анны Галайда, Константин Кейхель — хореограф, «умеющий превращать эфемерные чувства в ясные конструкции, фантазии — в плотный танцевальный рисунок». Об искусстве современной хореографии он говорит как о языке тела, с помощью которого зрителю передаётся своеобразный эмоциональный код.
Константин Кейхель:
— Зритель конкретного продукта современного искусства должен вникать в контекст, чтобы понять его смыслы. Но прежде всего он должен сказать себе: «Я ничего не понял». Признаться в этом — значит начать задавать вопросы. Если этого не сделать, никогда не найдёшь ответы.
Ещё одна возможность для зрителей разгадать непростой код современного танца — премьера одноактного балета «Генезис». Это абстрактный мини-балет длительностью 12 минут поставлен на музыку современного финского композитора Киммо Похьонена. Фрагмент симфонии «Генезис» вдохновил постановщика Константина Кейхеля искать пластическое решение, чтобы выразить процесс зарождения и расцвета любви.
Особого внимания заслуживает музыка этого спектакля и экстраординарная фигура её автора. Киммо Похьонен — один из самых известных в мире аккордеонистов — импровизатор и экспериментатор. Он модернизировал традиционное звучание аккордеона. В его произведениях переплавились мотивы народной финской музыки и аргентинского танго, классика и авангард, традиционное звучание финского аккордеона и современные технологии саунд-дизайна. Выступления в джаз- и рок-группах, в том числе с музыкантами King Crimson, и сотрудничество со струнными оркестрами Киммо Похьонен удачно совмещает с написанием симфонической музыки, саундтреков к кинофильмам и преподаванием в Академии Сибелиуса.
Среди главных событий этого сезона в театре «Балет Евгения Панфилова» — бенефис солистки театра Марии Тихоновой, отмечающей 15-летие своей творческой карьеры. Бенефис состоится весной 2016 года. Но уже в начале театрального года для Марии Тихоновой московский хореограф Сона Овсепян поставила монобалет «Женщина, которая легла в кровать на год». Это постановка по мотивам одноимённого романа Сью Таунсенд на музыку Густава Малера. По словам Марии Тихоновой, ей предстоит исполнить роль 60-летней женщины — таков возраст героини романа. Однако желание героини отдохнуть от рутины забот, на время снять с себя обязательства перед семьёй и обществом актуально и близко многим современным женщинам. Для того чтобы воплотить этот образ на сцене, Марии Тихоновой достаточно просто быть собой. Премьера этого спектакля состоится на сцене ДК им. Гагарина 28 сентября.
Кульминацией сезона станет юбилейный творческий вечер, посвящённый Евгению Панфилову. Он состоится 10 декабря этого года в Большом концертном зале Пермской краевой филармонии. К этому времени театр готовит несколько музыкальных сюрпризов и проектов. Большие планы театра в этом году также связаны с участием в международных и российских фестивалях современного танца, что по-прежнему подтверждает стремление театра быть в авангарде искусства современной хореографии.
Проекты театра «Балет Евгения Панфилова» реализуются при поддержке министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края и департамента культуры и молодёжной политики администрации города Перми.