X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Константин Долгановский
17статей
Рынки Перми

На чём строится экономика Перми и края? Основные рынки.

Реквием по авторынку

По итогам I квартала 2015-го (по сравнению с тем же периодом прошлого года) пермский авторынок упал на 55 %. Это намного больше, чем в среднем по России, — 36 %. Прикамье уверенно «вошло» в топ-10 регионов страны, где продажи автомобилей обвалились более, чем на половину.

Ещё в марте прошлого года генеральный директор дилера Opel пермской ГК «Экскурс» Андрей Чертков уверенно заявил: «В 2014 году мы постараемся вывести бренд Opel в топ-5 пермского авторынка, взяв на себя треть общего объёма продаж на территории региона». Помню, тогда на открытии очередного автосалона журналистам предлагали «успеть посидеть в машинах, завтра их продадут, другого шанса не будет...»

Прошёл год... Продажи автомобилей Chevrolet в России упали на 74 %, а в Прикамье — на 80,9 %. Opel рухнул по стране на 86 %, у нас — на 69,8 %. В итоге руководство GM оценило российский рынок как площадку «с неясной долгосрочной перспективой» и объявило об уходе с российского рынка, оставив только часть премиальных моделей Chevrolet. Дабы проверить цифры, я просто на днях зашёл в автосалон «Немецкий Дом», действительно пусто, почти ничего нет. Стоит лишь одна машина... А ведь совсем недавно Пермский край входил в 12 крупнейших российских рынков по объёму продаж автомобилей. Всего лишь год назад на нашем рынке присутствовало 45 производителей, и как минимум половина из них говорили о том, что планируют попасть в топ-5. Прошёл всего год...

Занимательная математика

В апреле Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала статистику продаж всех автомобилей в России за март. И, согласно ей, только за месяц спрос на машины в России упал ещё на 42,5 %. Однако реальный показатель ещё ниже. Дело в том, что АЕБ собирает данные по отчётам дилеров, которые могут указать в качестве проданных те автомобили, что ещё стоят на складах. Истинное положение вещей показывает только статистика постановок автомобилей на учёт. Так вот, по данным компании «Автостат Инфо», в марте на учёт было поставлено на... 54 % меньше новых легковых авто, чем годом ранее.

АЕБ уверяет, что всего за три месяца в нашей стране было продано более 380 тыс. автомобилей, но в реальности на учёт поставлено всего 270 тыс.! По данным АЕБ, Hyundai продала в первом квартале этого года почти 40 тыс. машин, на учёт при этом было поставлено немногим более 28 тыс.! И, соответственно, падение продаж у компании составило не 4 %, а уже 38,6 %. А, скажем, Toyota потеряла по итогам первого квартала не 31, а 51,6 %. Такая вот математика.

Сегодня падение продаж на 50 % считается чуть ли не нормой, а снижение «всего» на 30 % признаётся успехом. Причём есть немало компаний, которые просели на 60-80 %.

Даже автомобили ВАЗ, занимающие 24 % рынка Прикамья, в этом году продаются хуже, чем в прошлом. Падение продаж, по данным на январь, составило 25 %.

«Внебюджетные» модели

Теперь приведу данные Пермьстата о росте цен на автомобили — в течение 2014 года: новые отечественные автомобили в Прикамье подорожали более чем на 10 %. Иностранные авто, собранные на российских заводах, подорожали на 13,5 %. Цена на новые импортные машины увеличилась на 25,62 %. В начале 2015-го цены на легковые автомобили в Пермском крае выросли ещё. По сравнению с декабрём, новый отечественный автомобиль стал на 6,28 % дороже, импортное авто, собранное на территории России, прибавило в цене 7,42 %. Новый импортный автомобиль подорожал ещё на 10,98 %. В целом на 36,6 % повысилась цена на новую импортную машину. Масштаб бедствия таков, что скидки в 100-200 тыс. рублей уже не впечатляют. Теперь миллион просят за машину, которая ещё летом стоила 600 тыс.

Плохо продаются даже иномарки российской сборки. Возьмём французские компании Citroen и Peugeot. Вроде бы они всё сделали правильно — наладили выпуск своих автомобилей в Калуге, начали продавать «бюджетные» модели... Но как только грянул кризис, продажи у них встали. Citroen C4, который собирается в Калуге, разошёлся тиражом лишь в 346 экземпляров. А когда-то претендовавший на роль «народного» седан C-Elysee за тот же период продан в количестве... 51 штуки. По всей стране!

Но если заглянуть внутрь проблемы, то удивляться нечему. Ведь за самый простой C-Elysee сейчас просят минимум... 650 тыс. рублей. И это за версию с трёхцилиндровым моторчиком мощностью 72 л. с. и без кондиционера. Для сравнения: цена 107-сильного Kia Rio стартует с 515 тыс. рублей. Разница почти в 135 тыс. объясняет провал «француза».

У Peugeot ситуация вообще аховая — модель 308 российской сборки продана в количестве 30 экземпляров, а «народный» 301 нашёл лишь 27 покупателей. Кому нужен «народный» Peugeot 301 за антинародные 656 900 рублей или чуть менее народный Peugeot 308 — за космическую для него стоимость в 1 млн 109 тыс...

Продажи компании Daewoo из Узбекистана упали на 74,3 % по сравнению с январём-февралём 2014 года. Nexia родом из 80-х годов прошлого века (по всей стране продано лишь 200 машин за 2 месяца) стоит полмиллиона рублей. А малышка Matiz — от 300 тыс. рублей...

Надо очень любить Ford, чтобы купить его Focus почти за миллион. А ведь это та модель, которая в своё время дала понять, что после «Лады» можно пересесть на новую иномарку, не продавая почки. Та модель, которая «посадила на колёса» «офисный планктон» и доказала, что автомобиль российского производства может быть надёжным и недорогим. За 400 тыс. рублей его хватали, как горячие пирожки. За миллион он тоже никому не нужен. В итоге — падение продаж на 80 % за два месяца текущего года.

Даже у китайцев всё плохо. К примеру, ещё недавно компанию Great Wall называли «убийцей УАЗа». Однако в начале 2015 года спрос на китайские внедорожники рухнул на 62 %. Great Wall H3 за минимум 879 тыс. рублей — это за гранью...

Даже популярный Renault Duster в более или менее нормальной комплектации сейчас стоит уже порядка 800 тыс. рублей. В итоге и у него проблемы — падение продаж в 3,6 раза. Тот, кто покупал Renault по принципу «есть на Ниву — добавлю, куплю Duster», Duster уже не купит — между машинами пропасть. Пятидверная Lada 4×4 стоит от 441 500 рублей, трёхдверная — от 405 тыс. рублей. У кого есть миллион — купит более достойный «настоящий» внедорожник. Ту же Skoda Yeti, цена на которую начинается от 935 тыс. рублей...

Исчезающий вид

В общем, у всех проблемы. И как говорят эксперты, это ещё не дно. Эксперты предполагают, что наиболее страшные последствия кризиса и обвала курса рубля мы почувствуем в мае, когда будут выбраны все резервы для сдерживания цен и распроданы последние автомобили, которые были заказаны в прошлом году. Причём в связи с уходом с рынка автомобильных компаний эксперты прогнозируют целую череду банкротств дилерских центров, которая уже началась.

По информации АА «Автостат», за январь-февраль не менее десятка автосалонов в стране уже прекратили свою работу. В Пермском крае, например, небезызвестный холдинг «Экс Авто» перестал быть официальным дилером АвтоВАЗа и закрыл автоцентры ещё трёх марок: Datsun, Ford и Nissan. «Экс Авто» работал в Перми и четырёх городах края с 1992 года. До недавнего времени компания представляла 12 брендов. По оценке «АвтоБизнесРевю», в 2014 году «Экс авто» реализовал 8 800 новых автомобилей — это на 18 % меньше результата 2013 года. Однако не смог вовремя расплатиться с банками-кредиторами, которые обратились в суд с требованием о взыскании задолженности. «Банк ВТБ» требует с «Экс Авто» 103 млн рублей, «УралСиб» — 378,8 млн рублей. Иск о банкротстве ООО «Экс Авто» в данный момент находится в Арбитражном суде Пермского края.

Чем дело кончится — неизвестно. Суд назначил рассмотрение обоснованности требования о признании автохолдинга банкротом на 28 апреля. Известно лишь то, что автосалоны выставлены на продажу. Только вот кто их купит? Как говорят специалисты, около 95 % дилерских центров сегодня готовы продаться, но нет покупателей.

Новое на сайте

В прокуратуру поданы обращения на трёх депутатов Пермской гордумы. Они занимают руководящие должности в АО «ПЗСП»

Максим Артамонов

«Или болеют, или нет денег». Как коронавирус повлиял на внутренний туризм Пермского края

Полина Путякова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+