Альбом «Вместе живьём» был записан во время большого концерта, в нём 10 треков. От идеи до сведения прошло семь лет. За это время основатель убрал из названия группы «дождЬ собираетсЯ» артикль the, вернулся в Пермь из Москвы, нашёл фантастическую команду и научился играть для людей.
Автор и основатель группы «дождЬ собираетсЯ» — пермский музыкант Шурик Назарчук. Сам он называет свою музыку «гармонически-мелодическими прогрессиями» и характеризует как dream industrial — «музыка как деревья, растущие из бетона, сочетание природных элементов и созданных человеком». Шура — один из лучших гитаристов Урала, звукооператор и композитор.
Когда нет сомнений
Живя в Москве, Шурик сыграл больше чем в двадцати пяти группах. Постепенно понял, что играет одну и ту же канву — собственно, нашёл своё звучание. В 2014 году он подготовил программу из инструментальной композиции, кавера на Чичерина и придумал «The дождЬ собираетсЯ». Потом несколько лет искал музыкантов и анонсировал новый альбом — ничего не выходило.
Затем Шурик принял участие в «Лаборатории музыки», и команда собралась сама.
— «Лаборатория» отсекла все мешающие установки, научила мыслить системно и погрузила в среду, которая настраивает, — рассказывает он. — Раньше у рок-группы было три основные проблемы: что играем, кто с кем спит и как делим деньги. Сейчас иначе. Первое — творец излишне стремится создать нечто уникальное. Это большое заблуждение. По большому счёту, творец сначала копирует мастеров, а потом начинает слышать свой голос. Ты должен признать, что ты не уникален. И тогда у тебя не остаётся сомнений. Вторая проблема — ты должен понять, что играешь для живых людей, а не для себя. Люди должны находить в музыке то, что им близко.
Музыкант вдохновлён Пермью и сравнивает её с Нью-Йорком, хотя не был там. Считает, что здесь комфортно жить.
— На наших глазах формируется мощная креативная среда, — уверен Шурик. — Наш город был подростком, а теперь развился в красивого человека, у которого растут крылья. Я считаю, что впереди только развитие. У меня вот ученики появились — дети сейчас классные. У них другая матрица. Раньше все через субкультуры находили своих, а они уже среди своих, у них сразу есть понимание, что не нужно никого находить. Они коммуникативные, они развиваемы и раскрываемы.
Шурик говорит, что нет смысла уезжать отсюда — здесь можно дышать: «Лучше увольняйтесь отовсюду и занимайтесь тем, что вам нравится».
Например, Шурик уволился с TV и радио, где работал несколько лет, и написал музыку к документальному спектаклю Ивана Кустова «Прощай, Блюхер!»
— Берёшь текст, ходишь на репетиции, записываешь всё, что происходит, садишься за секвенсор и играешь, — рассказывает он. — Главное — это отсутствие сомнений. Тишины не существует, она невозможна. Только ты как композитор можешь принять решение, что делать с этой нескончаемой музыкой. Как будто у тебя есть много цветной бумаги, и ты постепенно вырезаешь аппликацию.
Свою первую «аппликацию» Шура сделал в детстве: с помощью кассетного магнитофона Panasonic создал собственный трек из голосов ди-джеев со сборника «Радио Максимум».
Человека нужно беречь, а не железо
Шурик это ещё и тот человек, который встретил XX век, катаясь автостопом и входя в любой дом, как в свой. Вроде бы это было не так давно, а прошла целая эпоха.
В 15 лет он ушёл из дома. Нет, не так. Стояла зима, Шурик был влюблён, а заняться было нечем, потому что после девятого класса на учёбу он забил. Позже он скажет, что учиться не обязательно, главное — читать книги. Случайно встретил хиппи, который приехал автостопом из Саратова на концерт «Крематория» и искал вписку. Он рассказал музыканту много небылиц и включил кассету с первым альбомом Умки. Мама Шурика, работавшая железнодорожником, сделала чуваку обратный билет и отпустила Шурика в Москву.
16 февраля 2000 года он попал на концерт Умки. Ходил на все её выступления и снял манеру игры её гитариста Бориса Канунникова. В Перми тогда так никто не играл.
В мае 2001 года Шурик решил, что кому-то надо сыграть на московском концерте на разогреве у Умки — например, Селёде. Приехал в Пермь к Селёде с чехлом от гитары. «Ну поехали, — говорит, — только у меня чехла нет». Всё сложилось. Шурик знал все тексты и гармонии «Джамахирии», потому что очень их любил. Они ему за это однажды поручили разобрать десять кассет репетиционных записей. Он их видел ещё на «Студне» (пермский рок-фестиваль, — прим. ред.) в ДК «Телта» в 1997 году.
Музыканты без репетиций играли три дня в Москве на разных площадках. Итак, первый концерт Шурика Назарчука был в 16 лет с Селёдой в Москве. Интересно, как жить дальше, когда всё так феерично?
Автостопом Шурик проехал больше 50 тысяч километров. Философия хиппи для Шурика выражена в концепции этого процесса. Время не линейно, оно динамично и постоянно меняется, а мир — не противник человека, а его помощник. Это было важно, например, когда тебя спрашивают в 14 лет, чем ты будешь заниматься в жизни или грозят военкоматом или Чечнёй.
— Ты можешь приехать в город ночью и позвонить по телефону, который тебе дали на какой-нибудь кухне, и тебе скажут — заходи в гости, поспи, — философствует Шурик. — Это меняет картину мира. Появляется опора. Ты точно знаешь,что не пропадёшь.
Ещё Шурика отличает то, что он не запаривается. Например, недавно на Часовом заводе он потерял процессор (DIGITECH GNX 3000 guitar workstation) и просит вернуть, если кто-то его нашёл. К нему его инструменты часто возвращаются.
— Когда я ехал автостопом в Крым, нашёл хорошего водителя, который вёз табак, — вспоминает Шурик. — Он записывал всех, кого подвозил. Я проехал с ним от Тулы до Белгорода, выспался, поиграл на гитаре и забыл её. Глубоким декабрём моя подруга Марина говорит: у меня есть подруга, у неё есть друг, у него есть подруга, в общем в конце цепочки есть тот водитель, который подвозил Шурика Пермского, и у него лежит его гитара. Пусть забирает.
Напоследок музыкант рассказал:
— Как-то мы голосовали в мороз, было минус 28 и никто не останавливался — могут заглохнуть. Вдруг чувак притормаживает и забирает нас. Потом он сказал: «Людей надо беречь, а не машины». У меня такая группа собралась, что мне это железо перестало быть важно, чтобы ещё злиться из-за того, что оно потерялось.
Новый альбом можно послушать на странице группы «дождЬ собираетсЯ» в «ВКонтакте».
27 июля в 20:00 в баре «Механик» (Пушкина, 29) пройдёт «Вечер негромкой гитарной электроники». Вместе с «дождЬ собираетсЯ» выступит ещё одна пермская группа — Ember Pattern.