Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Сейчас нас бы просто распяли»: короткая, но яркая история мегапортала «Соль»
Десять лет назад за пределами Москвы и Петербурга существовало, пожалуй, только одно интернет-издание, которое, во-первых, полноценно работало с федеральной повесткой, а во-вторых, пробовало совершенно безумные форматы, немыслимые в серьёзных СМИ. Это издание называлось «Соль» (saltt.ru) — оно возникло внутри «пермского культурного проекта», его продюсировал Марат Гельман, а главным редактором был Иван Колпаков. Сегодня сайт «Соли» утрачен, и вообще от неё мало что осталось. Однако за полтора года своего существования «Соль» повлияла не только на российскую медийную повестку, но и на судьбу каждого журналиста, который оказался причастен к её работе. В конце апреля «Соли» исполнилось бы ровно десять лет.
Иван Козлов, который был корреспондентом «Соли» с первого до последнего её дня, от первого лица рассказывает историю самого странного пермского медиа начала десятых, которое провоцировало федеральные скандалы и ничего при этом не боялось.
Всё ненормально и неправильно
Когда пермский культурный проект только начинался, Иван Колпаков (будущий главред «Соли») и Алёна Данилкина (её будущий директор) работали пиарщиками выставки «Русское бедное». Этот период жизни Колпаков, который, в общем-то, никогда не мечтал заниматься пиаром, вспоминает как страшный сон. Но, во-первых, с продвижением выставки всё сложилось очень удачно, а во-вторых, именно тогда Колпаков и Данилкина познакомились с Маратом Гельманом.
«Мне не улыбалось заниматься продвижением культурных проектов,
— вспоминает Иван,— хотелось заниматься журналистикой и сделать крутое издание. Поэтому было ощущение, что вокруг происходит движ, а я в него не вписался, жизнь проходит мимо. За год до появления „Соли“ я пришёл к Марату и говорю: „Знаете, всё, конечно, здорово— выставки, фестивали,— но чего-то не хватает. В Перми должно быть классное независимое издание“. И на протяжении года я ходил и ныл Гельману, что нужно сделать сайт— сперва он улыбался хитро, а потом сказал, что поговорил с людьми, и что люди готовы дать денег».
Колпаков предполагал, что новое издание будет существовать в русле культурного проекта и много писать о нём, но эта установка чуть было не унесла его в культурную журналистику. Гельман, который в итоге согласился стать продюсером, поначалу видел всё это как большое федеральное СМИ о культуре, даже название рабочее было
Но Марат Гельман к тому времени уже всерьёз загорелся идеей пермского СМИ и вместо Ковалёва пригласил в Пермь журналиста и публициста Ивана Давыдова, которого город сразу очаровал:
«Пермь произвела на меня очень сложное впечатление. Хаос, жуткие какие-то трущобы, моднейшие заведения и деревянные боги в галерее. Все это казалось сном каким-то странноватым, да и сейчас кажется. Галлюциногенное место
— Пермь».
Давыдов, кстати, утверждает, что это именно он, а не Колпаков, впервые заронил в душу Гельмана идею о пермском интернет-СМИ. Возможно, эта идея к ним пришла одновременно:
«Мы сидели в галерее Гельмана на Винзаводе и выпивали,
— вспоминает Давыдов.— Кажется, после какой-то поэтической вечеринки. Марат Александрович с восторгом— как он умеет— рассказывал о Перми, Музее современного искусства и культурной революции».
В процессе распития Иван высказал идею о том, что в Перми нужно сделать газету
«Напротив меня сидели грустный мальчик и бойкая девочка. Грустный мальчик, как объяснил мне Гельман, будет главным редактором, а девочка
— финансовым директором. Мне оба жутко не понравились. Показалось, что мальчик— какой-то оголтелый и слегка заторможенный фанат современного искусства, прилипший к Марату, а девочка— наоборот, слишком ушлая. К счастью, я сильно ошибся. Мальчик оказался умным, толковым, веселым, и на много лет стал одним из моих лучших друзей. Звали его Иван Колпаков. А девочка— Алена Данилкина— отличной подругой, и вовсе не ушлой. Это, возможно, к сожалению. Ну, с точки зрения бизнеса».
Вообще, многие сотрудники «Соли» как-то сразу друг другу не понравились
«В какой-то день Колпаков позвал меня на встречу
— в ресторане паназиатской кухни за чайничком, под которым горела свечка, сидел главный редактор и еще какой-то довольно неприятного вида москвич. Колпаков перед ним не то что заискивал, но в общем было понятно, кто за столом главный, и оказалось, что это собеседование, про которое я сначала не понял, что оно собеседование, и вел себя довольно вызывающе. Короче, это был Иван Давыдов— будущий директор по развитию (как он уже тогда добавлял— комплекса вины) „Соли“».
Когда к компании грустного мальчика, ушлой девочки и неприятного москвича примкнули Влад Горин и Люба Мульменко (оба на тот момент работали в журнале «Компаньон Magazine» и ушли оттуда вслед за Колпаковым), редакторский корпус будущей «Соли» сложился окончательно. А затем был набор сотрудников, и в редакции появились Саша Бакланов, Дмитрий Меркушев, Наталья Овчинникова, Ирина Постникова, Лиза Чукреева, Женя Мрачковская и множество других прекрасных людей, которые, надеюсь, не обидятся на меня за невозможность упомянуть тут персонально вообще всех. Ну, и я тоже пришёл. Правда, был уверен, что меня не возьмут, потому что в конце собеседования, вставая со стула, наступил на собственный шарф
«Я считаю,
— говорит Колпаков,— что „Соль“ началась в тот момент, когда Гельман нас познакомил с Ваней. Давыдов отточил те идеи, что были, привнёс много своих идей, нашёл множество московских людей, которые делали сайт и писали для нас. Ваня был настоящим редактором из Москвы, он знал многих людей, о которых я только читал. Он понимал, как делается сайт— ну, как мне тогда казалось,— и я просто кивал на большинство его предложений. А я в этот проект привнёс весь свой нерастраченный запас редакторской любви».
Колпаков и Давыдов придумали три принципа, которые легли в основу будущего СМИ. Во-первых, важно было позиционировать «Соль» как пермское издание «с пермским акцентом», которое не стесняется своего местонахождения. Во-вторых, задать повестку, которая отличалась бы от повестки столичных изданий
«Тогда казалось, что вне Москвы ничего невозможно сделать,
— вспоминает Колпаков,— и если ты читаешь московскую прессу, то видишь, что всё, происходящее в регионах— это дичь. Либо что-то очень смешное, типа фекального сталагмита в Серове, либо что-то совсем трагическое, типа уральского города, который уходит под землю. А в промежутке между смешным и трагическим ничего нет, просто чернота, чернота русской жизни. И мы пафосно рассуждали, что можем придумать другую повестку— осмысленную, интересную, сложную».
А в-третьих, «Соль» делала ставку на новые форматы. В том числе абсурдные. В первую очередь абсурдные:
«Не помню, наступила ли тогда эпоха мемов, но, вроде бы, ещё нет. Она ещё не настала, но мы её призывали, мы её пытались вызывать, как сатанисты вызывают дьявола. И мы сделали очень много всего смешного
— но смешного не в стиле „БаззФида“ или современной „Медузы“, а именно абсурдного».
Как травить демонов в интернете
Оскорблять все возможные группы «Соль» начала не сразу. Открылась она и вовсе довольно пасторально
У меня на тот момент практически отсутствовал журналистский опыт, и мне казалось невероятным, что я могу просто набрать, например, Эдуарда Лимонова и спросить его о какой-нибудь актуальной ерунде. Моя коллега Полина Домовитова навсегда запомнила первый звонок Евгению Чичваркину, обернувшийся большим интервью, и на радостях напилась после интервью с Борисом Березовским, ради которого ежедневно звонила ему чуть ли не каждый вечер. Не говоря уже о том, что интервью с Березовским в тот момент в принципе было немыслимо в большинстве российских СМИ, а уж пермским это и подавно не приходило в голову. Со временем мы в редакции пообвыклись и стали совершенно буднично звонить всем подряд
Иначе говоря, поддерживать федеральный замах получалось, и даже немного легче, чем мы думали. При таком раскладе существовал риск превратиться в серьёзное актуальное издание всероссийского масштаба, а этого мы позволить себе не могли, потому что это звучало слишком скучно. К счастью, на этот случай у «Соли» как раз-таки и были заготовлены многочисленные издевательства. Уже через несколько дней после запуска издания читатели начали что-то подозревать, потому что на сайте появился текст киевского писателя и сценариста Владимира «Адольфыча» Нестеренко, озаглавленный фразой «Как правильно *** Муму».
«Почему-то всех возмущало, что „Соль“ публиковала мат,
— вспоминает Влад Горин.— Хотя тогда это было не запрещено законодательно. И редакцию это еще и раззадоривало— интересно же, когда ты молод, злить жлоба. Это ты потом становишься чуть умней и понимаешь, что жлоб в этой ситуации— именно ты. У меня в памяти осталась пара текстов Нестеренко. Один, написанный по поводу скандала с участием секс-провокаторши Кати Муму „Как правильно *** Муму“, а другой— „Как травить демонов в интернете“. Не могу себе представить, чтобы сейчас кто-то в СМИ (российских, украинских, любых) взял и опубликовал такие колонки— концентрированно оскорбительные, чистый яд. Считать ли это удачей? Вряд ли. Отметкой на шкале позволительного— да».
У всех в редакции были разные «шкалы позволительного», и представления о материалах, которые наиболее ярко характеризуют «Соль» того времени, тоже у всех разные. Например, Люба Мульменко вспоминает интервью с братьями Запашными про нанотехнологии:
«Интервью с Запашными получилось так. Возникла тема с нанотехнологиями после заявлений Медведева, и все стали что-то про это писать. Мы тоже должны были отреагировать. Искали оригинальное решение для интервью: с кем бы обсудить? И
— это был частый алгоритм поиска— перебирали людей, совершенно не связанных с темой, вообще из левой сферы, но при этом любопытных и медийных. Остановились на Запашных и со звериной серьёзностью побеседовали с ними о перспективах использования нанотехнологий в цирке».
Владу Горину больше всего запомнился не материал даже, а игра, которая была размещена на страницах появившегося впоследствии бумажного журнала. Игра называлась «Склей своего Ленина с гробиком и, если хочешь, похорони сам»
Что до меня, то моим фаворитом навсегда остался видеоролик, в котором панды сжигают Сталина. Кажется, в тот год день смерти Сталина выпал на Масленицу, а в распоряжении редакции совершенно случайно оказались костюмы панд, которые местный суши-бар использовал при доставке еды. Дальше я не помню, но, видимо, кто-то в редакции сказал «А давайте...», а потом всё было как в тумане. Во всяком случае, существование этого ролика, в котором происходит полное расщепление сознания, участники действа не могут объяснить даже сами себе. Особенно меня умиляет реклама суши-бара в последних кадрах
Но все эти истории не вызывали и малой доли того резонанса, который вызвал видеоролик с хором мальчиков, исполняющих песню «Мурка». После него «Соль» прокляли, кажется, вообще все. Причём в полном соответствии с её концепцией
«Был какой-то фестиваль блатной песни,
— вспоминает Колпаков,— и Влад Горин с Катей Князевой придумали, что нужно пойти в Пермскую хоровую капеллу мальчиков и записать, как хор поёт „Мурку“. Они позвонили, спросили „А вы Мурку можете сбацать?“, а им сказали „Конечно, приходите, сбацаем“. Ролик стал супер-хитом, про нас снял сюжет „Человек и закон“, мне пришлось давать интервью НТВ. Это был первый в моей жизни настоящий федеральный медиасрач! Я, конечно, несколько дней не спал и не ел, мне было обидно, а главное— непонятно, в чём проблема, да и до сих пор непонятно— не зря же сама хоровая капелла без проблем дала нам это сделать».
Запретные голуби
Несмотря на наличие бумажного Ленина в гробу, сжигающих Сталина панд и поющих «Мурку» мальчиков, «Соль» всё же не была идеальным изданием с полностью сбалансированной повесткой:
«У нас совсем не было репортажей
— серьёзных, сложных, острых,— рассуждает Люба Мульменко.— Репортажи мы если и делали, то или трогательное хождение в народ, или ироничное наблюдение за народом же. То есть, мы были больше обаятельными и привлекательными, чем общественно полезными. Конечно, случались большие интервью о насущном, тексты-рассуждения, но вот такой полевой, практической, опасной репортёрской работой не занимались совсем. Может, и не должны были. А может, не успели до неё доразвиться».
Я не помню точно: возможно, видеоколонки ещё одного неоднозначного автора «Соли»
Кстати, пресс-конференция Паука в итоге стала одним из немногих событий (наряду с собственными презентациями, различными вечеринками и действительно большим и крутым проектом «Пермской книжной ярмарки»), спродюссированных «Солью» в офлайне. При этом дело чуть не закончилось провалом, потому что целевую аудиторию Паука редакция представляла смутно, а если кто и представлял, то опасался с ней связываться. В баре BlackBar, в котором Паук должен был давать пресс-конференцию перед концертом в «Морионе», пришли несколько журналистов, отправленных туда, видимо, по редакционному заданию. Никто из присутствующих особо не понимал, зачем он здесь находится, и вопросы задавали вяло. Это была неловкость, но всё же не катастрофа. А потом одна из журналисток достала принесённый с собой клубок и спросила Паука, не мог бы он сплести паутину.
«Вот теперь катастрофа»,
К счастью, в этот момент в БлэкБар ввалилась толпа пермских футбольных фанатов, от их присутствия сразу стало шумно, опасно и весело, и пресс-конференция была спасена. Я тогда так воодушевился, что даже записал одну из телег Паука в Живой Журнал. Он сидел за микрофоном и орал:
«Где голуби? Голуби где? Что, никто не принёс дичайших пермских голубей? Наверняка у кого-то в зале есть будка с голубями! Пермские голуби нам зачем? Голуби нам нужны, потому что у нас есть, например, зелёнка и фломастеры, так сказать. Это берётся голубь, на нем зелёнкой или фломастером дико рисуется свастика, и голубь отпускается в небо над Москвой, например. И в результате мы имеем, что Лужок дико бегает и кричит „Зачем голуби? Запретить! Голуби! Запретить голубей!“, а они летают себе, и их никак, например, не запретить!»
Тут теперь, конечно, не обойтись без вульгарной поэтичной метафоры о том, что я и мои коллеги тогда казались мне именно такими голубями со свастикой: летают, всех бесят, и никак их почему-то не запретить. Это, кстати, удивительно, но вполне объяснимо: Иван Колпаков видит в этом, кроме всего прочего, заслугу инвесторов:
«На ранних этапах наши инвесторы полагали, что, раз мы собираемся делать федеральное издание, это нужно согласовать в администрации президента,
— вспоминает Колпаков.— И вроде бы проводили какие-то встречи по этому поводу— причём их не просил об этом никто, просто им казалось, что именно так делаются дела. Однажды мне даже пришлось ехать в Москву, чтобы встретиться с каким-то упырём из рыковского холдинга, который хотел стать совладельцем „Соли“. Но мы с Давыдовым решили, что не хотим продолжать эти переговоры, и были готовы покинуть проект просто потому, что всё это происходит. Но инвесторы— надо отдать им должное— согласились с нашей независимостью: возможно, нам помог Гельман, возможно, они сами решили нас не продавливать. Но в итоге мы открылись абсолютно независимо».
При этом в Перми почти никто не верил в независимость «Соли», а местная общественность видела в ней машину пропаганды, запущенную варягами для насаждения современного искусства и прочей содомии.
«Пермяков мы бесили, потому что мы были модные, дерзкие и якобы мажорные,
— говорит Люба Мульменко.— С самого начала ходили безумные слухи о гигантских зарплатах в „Соли“. Плюс нас постоянно подозревали в ангажированности— мы же проект Гельмана (соответственно, все хейтеры Гельмана автоматически хейтили и „Соль“). Перед открытием сайта мы дико пахали нон-стоп два-три месяца, чуть не сдохли, всю кровь на это сдали, и вот в день рождения „Соли“ мне звонит подружка, связанная с пермскими медиа, и начинает выговаривать: как тебе, мол, не стыдно, на непонятные деньги будете славить всяких говноедов, а могли бы больницу новую построить в Перми вместо вашей газеты! Так она отреагировала на чей-то там ЖЖ-пост, обличающий „Соль“, и это было невероятно несправедливо и даже больно— когда даже свои ведутся и обвиняют».
«Соль» и её обитатели
Между тем, никаких гигантских зарплат у журналистов «Соли» и правда не было, а поначалу не было даже нормального офиса. Первые пару месяцев «Соль» собиралась на планёрки на втором этаже Речного вокзала
К концу лета 2010 года офис стал обжитым: я принёс из дома ковёр, который тут же повесили над общим столом
В то время «Красные человечки» Андрея Люблинского, которых установили в Перми в рамках паблик-арт программы музея PERMM, были у всех на слуху
Первого «Красного человечка» я склеил из пачек красного «Галуаза», который тогда ещё продавался в российских магазинах. Потом в редакции появился второй человечек
Надо сказать, что офис «Соли» расположился на первом этаже новостройки
Компанию плесени и Красному человечку составлял Гитлер. Тут стоит на всякий случай пояснить, что поклонников Гитлера в редакции не было, но он, тем не менее, завёлся
«Фотография эта в рамочке появилась, в общем, случайно и в шутку, а ума убрать её подальше Бог тогда никому не дал,
— вспоминает Горин.— Был в Перми дядька, который ходит по редакциям и просит дать ему экземпляр свежего выпуска журнала или газеты— может, денег нет купить, может, хочет так пообщаться, такой немного блаженный— он вежливый и вообще приятный, ему никто не отказывал обычно. В какой-то момент он нашёл и редакцию „Соли“. Зашёл в кабинет, попросил экземпляр журнала и задержался для вежливой беседы— взгляд его остановился на одном предмете. На портрете Адольфа Гитлера, короче, остановился взгляд. Мужик подошёл к портрету, взял в руки и не возмутился, не проклял никого, посмотрел в щенячьи глаза национал-социалиста и попросил дать ему этот портрет на несколько дней. Потом вернул целым и невредимым. И стало как-то неловко».
После этого случая портрет от греха подальше куда-то задвинули. Плесень с дурацким именем выкинула уборщица. А огромный уродливый человечек, кажется, исчез, когда прагматичному Колпакову потребовалось освободить в коридоре место для комплекта запасных шин.
Текст про бороды и другие долги
На этом месте у читателя может сложиться превратное впечатление
Меркушев, кстати, вошёл в историю «Соли» как автор, который спустя девять лет после её закрытия всё ещё не сдал текст. Никто уже не помнит, что это вообще был за текст, но в вечность он вошёл под условным наименованием «текст про бороды», и Меркушев возился с ним месяцами. Влад Горин вспоминает об этом тексте, отвечая на вопрос о том, за какие выходки «Соли» ему по нынешним временам немного стрёмно: одним из загадочных вопросов этого загадочного текста был вопрос о том, должна ли женщина носить бороду, Меркушев позвонил с этим вопросом публицисту Максиму Соколову, которого в интернете обзывали «бородатой женщиной», и был, естественно, гневно послан.
Что до меня, то моим любимым форматом в «Соли» были стрит-токи. Точнее, я ненавидел стрит-токи, потому что они предполагали общение со случайными людьми, и именно поэтому меня всегда на них посылали. Стрит-ток в версии «Соли», конечно, был нужен для того, чтобы озадачить человека вопросом, над которым они никогда в жизни не задумывался, и посмотреть на реакцию. Занимаясь этим, я пережил настоящее откровение, потому что внезапно обнаружил, что из пяти случайных людей на улице хоть один непременно окажется безумцем. Я задавал человеку вопрос про приговор Ходорковскому, а в результате дискутировал с ним на предмет того, похож я на зондерштандартенфюрера (да-да, именно так) или не похож. Спрашивал про налог на рыболовство, а получал лекцию о том, что многие пермские здания построены более тысячи лет назад, но власти это скрывают. И так далее.
Думаю, если бы не этот вынужденный опыт, у меня бы не сформировалось того интереса к окружающим меня людям и их историям, который я испытываю сейчас. Да и любовь к городским экскурсиям и разным тематическим путеводителям у меня впервые проявилась именно в «Соли». Правда, с путеводителями тогда ещё не очень задалось. Однажды мы с Сашей Баклановым задумали гид по пермским ведомственным столовым, для чего выпросили у Колпакова около тысячи рублей и три дня обедали в этих самых столовых, заказывая на казённые деньги пюре с котлетой и компот. После этого мы почему-то забили на материал и решили его не доделывать. Но спустя семь лет я всё же выпустил текст про пермские забегаловки
«Из-за сраных их инвестиций»
Со мной понятно: это был мой первый журналистский опыт, который повлиял бы на меня по определению. Но, кажется, «Соль» изменила всех, кто так или иначе был к ней причастен
«Мне кажется,
— говорит Люба Мульменко,— что „Соль“ была в большей степени образом жизни, определенным типом юмора и оптики, чем собственно журналистикой. Она предлагала, скорее, настроение, интонацию, компанию в целом».
«Соль» жила ярко, но умерла при этом довольно буднично, без всяких громких скандалов, которые уже в ближайшем будущем станут сопровождать смерть многих хороших изданий. Редакторы просто однажды собрали всех и объявили, что «Соль» закрывается, потому что денег на неё больше нет («Какие прекрасные лица / И золотые перья / Из-за сраных их инвестиций / Оказались за дверью»,
«»Соль» существовала в промежутке между старым и новым медийным миром,
— рассуждает Иван,— Она не стала явлением нового медийного мира, потому что слишком недолго существовала, но старому миру она уже не принадлежала. Идея сделать региональный сайт, который прочтут за пределами региона, оказалась очень живучей и была востребована в России десятых. И, в конечном итоге, сама эта идея кажется мне самой большой удачей».
В этом контексте Колпаков вспоминает один из выпусков журнала «Соль». В какой-то момент редакция действительно начала выпускать бумажный журнал
А вот журнал, как и другие издательские проекты, остался. Многие журналисты «Соли» собрали полный архив номеров и бережно хранят его дома, а Колпаков и вовсе постепенно перетащил его с собой в Ригу. Разговаривая со мной, он листает один из номеров, полностью состоявший из интервью, взятых сотрудниками «Соли» в 2010 году:
«Если этот номер посмотреть, 2010 год встаёт перед глазами. Адольфыч, Белковский, Боярский, Бурбулис, Павел Данилин (для лулзлов, конечно же), Куклачёв, группа „Война“, Антон Носик, Шендерович, Православные Хоругвеносцы... Для нас все эти герои находились на одной линии. „Соль“ была миром, в котором одновременно существуют Куклачёв, Боярский и Медведев, и их вклад в русскую культуру одинаков. А ещё что очень круто было
— номер здорово устроен. Он начинается мрачнейшей историей с фотографиями из сгоревшей „Хромой Лошади“, а заканчивается нативной рекламой Пермского края, блоком, идея которого в том, что Пермь находится в авангарде модернизационного проекта Дмитрия Медведева. И это очень крутой слепок эпохи: ещё Путин не заявил, что будет президентом, ещё много в России оптимистов, которые думают, что Сколково и PERMM— это образ России будущего, перед нами сытая благополучная Россия, и складывается впечатление, что в ней всё будет хорошо. А нихера».
«Почти всё, что делала „Соль“, в 2020 году абсолютно немыслимо,
— продолжает Колпаков.— Это была такая смесь „Шарли Эбдо“ и „Либерасьон“. Очень разнообразное, непартийное и неподцензурное издание, которое одинаково презирает „консервах“ и „либерах“, которое печатает матерные слова на передовицах и требует абсолютной свободы слова, в котором глубокая публицистика и тонкая русская словесность соседствуют с колонками фантастических упырей. Чудо было в том, что мы никого не боялись и всё время шли по тонкому льду. Если бы мы шли по нему сейчас, то абсолютно точно провалились бы, ушли бы на дно. Это было ощущение абсолютной свободы, и оно ушло навсегда, хотя нам казалось, что будущее будет именно таким— свободным и счастливым— и мы для него расширяем понимание того, о чём и как можно писать в медиа. А в итоге мы получили мир партийный, злобный, где все жрут друг друга, и где у консерваторов одни ограничения, а у либералов другие— и, конечно, „Соль“ совершенно непредставима в этих обстоятельствах».
Давыдов, который после окончания работы в «Соли» возвращался в Пермь лишь единожды, вообще заметно расчувствовался во время этого разговора:
«Много всего вспомнил, даже взгрустнул. Ну, вот помню, шел я как-то по прекрасной пермской барахолке. И там стояли два грустных деда в кучах хлама, и один другого спросил: „Как дела?“ А второй ответил: „Последний *** без соли доедаю“. А я подумал
— зачем же без „Соли“? Есть же „Соль“!»
Теперь «Соли» уже точно нет
«Вот было бы хорошо, если бы вся наша работа состояла из того, чтоб сидеть за столом и шутить. А не восемьдесят процентов работы, как сейчас».
***
Читайте также:
Слабоумие и профессиональная смелость: главред «Медузы» Иван Колпаков в ЦГК
К 10-летию Музея PERMM. Что оставила после себя пермская культурная революция?
Как менялась Россия на примере одного города. Репортаж журналиста Би-Би-Си из Перми
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. За сутки в Пермском крае от коронавируса умерло 7 человек
На Компросе в Перми установили железные арки. Они нехарактерны для исторического облика проспекта
Коронавирусный дайджест. В Пермском крае за сутки зафиксировано 94 случая, скончалось 9 человек, выздоровело 33
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+