Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Работа с болью: ЦГК приглашает на виртуальную выставку, посвящённую травматическому опыту
16 мая в Центре городской культуры открылась новая выставка. Несмотря на то, что открытие офлайн по понятным причинам оказалось невозможным, мы всё же не смогли нарушить традицию и проигнорировать Ночь музеев — каждый год до этого мы присоединялись к этой акции и будем присоединяться и впредь. Тем более, что проект мы готовили с начала года: в феврале ЦГК предоставил пермским художникам своё пространство для организации мастерских, предложив им поработать с темой переживания травмы. Просто тогда ещё никто не знал, как всё обернётся.
Вообще-то, всё это начиналось с Антанаса Гуршкниса и посёлка Галяшор. В декабре мы только начали вникать в эту историю, о которой впоследствии много писали и даже сняли фильм. Если вам лень ходить по ссылкам, опишу совсем коротко: в ныне разрушенный посёлок Галяшор в 1945 году отправили несколько сотен литовских переселенцев, которым более десяти лет пришлось жить там в самых суровых условиях без возможности вернуться домой. Когда такая возможность всё же представилась, большинство сразу же уехало на родину, а Антанас Гуршкнис остался в Перми
Помимо социальной, юридической, политической, в конце концов, была в этой истории и ещё одна сторона. Антанас виделся нам не просто как интересный собеседник, не просто как свидетель важных исторических событий, но и как человек, переживший глубокую травму. Двадцатый век не пощадил практически никого, но травма у каждого была своя и история у каждого своя
Что до открытых мастерских
Нет, разумеется, речь не шла конкретно о политических репрессиях, о двадцатом веке или о теме спецпереселенцев
Так мы и поступили, чему я, откровенно говоря, очень рад. Я понимаю искусство довольно широким образом, мне вообще кажется, что искусство
Мы планировали организовать этот проект по нашей обычной схеме: художники должны были провести месяц в пространстве ЦГК, а из того, что они за этот месяц сделают, должна была получиться выставка, на открытие которой вы все были бы приглашены, как и всегда. Но кое-что во всём мире пошло не так, завершить этот проект офлайн оказалось невозможным, и мы переместились в виртуальное пространство: открытие провели в Zoom, а саму выставку презентовали онлайн.
Думаю, кстати, что всё это к лучшему. Она бы даже выиграла, если бы не только вернисаж, но и конкурсный отбор участников мы бы провели после начала пандемии: тогда бы у них точно добавилось тем для размышления, потому что как ещё назвать происходящее вокруг нас последние три месяца, если не коллективным травматическим опытом?
Впрочем, в итоге обошлось без этой тематики, которой сейчас и без того кругом в избытке. Спектр тем, которые художники выбрали в итоге, вообще оказался довольно удивительным: от личных архивов до физики и химии ощущений, от архетипических сюжетов до детских воспоминаний. Художники, которые во всём этом поучаствовали
***
Читайте также: Что произошло во время экспедиции в спецпосёлок Галяшор.
Кто такие спецпереселенцы и почему властям так не нравится эта тема.
Репортаж Ивана Козлова из экспедиции в посёлок Галяшор.
Фильм интернет-журнала «Звезда» о спецпосёлке Галяшор.
Рекомендуем почитать
«Наступает диктатура нормального». Композитор Владимир Раннев — о современной музыке и творческой свободе
Что такое криптоискусство, и сколько можно заработать на «картинке в интернете»
Новое на сайте
В частной филармонии «Триумф» пройдёт благотворительный концерт в поддержку подопечных фонда «Дедморзим»
Скорость — до 25 км/ч, масса — до 35 кг. В России разработали поправки в ПДД для электросамокатов
По рекам памяти: «Пострадал за два пая». Истории людей, сосланных на Вишеру во время сталинских репрессий
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+