X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Nickolas Titkov / Flickr

Бюджетное финансирование в кризис: экономике недодали 7 млрд рублей

Реализация краевого бюджетного плана в 2015 году: доходная часть выполнена, расходная — нет. Сильнее всего, от недофинансирования пострадали всё те же: социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство и дороги. В то же время расходы на оплату труда чиновников и госслужащих увеличились на 7 %.

По данным Министерства финансов Пермского края, доходная часть регионального бюджета исполнена на 99 % (100,5 млрд рублей), расходная — на 93,6 % (104,7 млрд рублей). Если сравнивать с бюджетом 2014-го, объём доходов увеличился на 5 %, расходов — снизился на 2 %.

Откуда деньги?

Основой доходной части бюджета Пермского края по-прежнему остаются поступления по трём видам налогов: на прибыль организаций, на доходы физических лиц, а также безвозмездные поступления. В сумме они формируют 80 % поступлений.

Предполагаемая динамика развития кризиса, заложенная при формировании бюджета, разошлась с действительностью, поэтому исполнение планов по поступлениям основных налогов отклоняется от 100 %.

Доходы Расходы Источники финансирования дефицита 96,018.7 106,387.2 10,368.5 2014 100,495.7 104,748.3 4,252.6 2015, млн руб. Доходы Расходы Источники финансирования дефицита 100,495.7 104,748.3 4,252.6 96,018.7 106,387.2 10,368.5
Фактические показатели исполнения бюджета Пермского края, млн рублей / Министерство финансов Пермского края

Сумма поступлений по налогу на прибыль организаций составила 32,4 млрд рублей — это 104 % от уточнённого плана и на 13 % больше, чем получил бюджет в 2014 году. Такая динамика коррелирует с инфляционным ростом финансовых результатов деятельности предприятий, однако отстаёт от него: по данным Пермьстата, сальдированная прибыль организаций в 2015 году увеличилась почти на 42 %. Возможные причины непропорционального роста поступлений по налогу на прибыль — ухудшение его собираемости и более активное применение налогоплательщиками льгот.

План по налогу на доходы физических лиц, напротив, недовыполнен на 10 % — год назад власти предполагали, что доходы населения, несмотря на кризис, всё-таки будут расти. В реальности же поступления по налогу на прибыль оказались равны прошлогодним. Это полностью соответствует данным Пермьстата: незначительный рост средней заработной платы нивелировался из-за увольнений, сокративших численность работающих, и совокупный фонд оплаты труда в регионе остался примерно на том же уровне.

Доходы, всего Налоговые и неналоговые доходы Налог на прибыль организаций Налог на доходы физлиц Акцизы Налог на совокупный доход Налог на имущ-во организаций Налог на добычу полезных ископаемых Доходы от использ-я гос. и муниц. имущ-тва Безвозмездные поступления 101,491 81,149.1 30,995.2 28,090.7 5,907 3,825.2 9,655 345.9 351.9 20,342 План 100,495.7 80,720.9 32,358.7 25,362.8 5,836.6 3,891.8 10,738.8 315.6 101.2 19,774.8 Исполнено Доходы, всего Налоговые и неналоговые доходы Налог на прибыль организаций Налог на доходы физлиц Акцизы Налог на совокупный доход Налог на имущ-во организаций Налог на добычу полезных ископаемых Доходы от использ-я гос. и муниц. имущ-тва Безвозмездные поступления 100,495.7 80,720.9 32,358.7 25,362.8 5,836.6 3,891.8 10,738.8 315.6 101.2 19,774.8 101,491 81,149.1 30,995.2 28,090.7 5,907 3,825.2 9,655 345.9 351.9 20,342
Доходы бюджета Пермского края, млн рублей / Министерство финансов Пермского края

Безвозмездные поступления в бюджет Пермского края несколько снизились по сравнению с предыдущим годом (с 21,3 до 19,8 млрд рублей), план по ним выполнен на 97 %.

Никому не нужное ЖКХ

Основная часть расходов бюджета Пермского края традиционно приходится на четыре отрасли. Это образование (28 % от расходной части), социальная политика и здравоохранение (по 21 %) плюс национальная экономика (12 %).

Расходная часть бюджета была профинансирована лишь на 93,6 %, несмотря на то что формально источников средств было достаточно: доходная часть бюджета выполнена на 99 %, по сравнению с 2014 годом, фактические поступления в бюджет выросли на 5 %. В результате экономика региона недополучила из бюджета 7,1 млрд рублей.

Образование Соцполитика Здравоохранение Нац. экономика Межбюджетные трансферты Общегосуд. расходы Культура и кинематография ЖКХ Физ-ра и спорт Нац. безопасность и правоохр. деят-тЬ Обслуживание гос. и муниц. долга Охрана окруж.среды Нац. оборона 28 21 21 12 8 3 2 2 2 1 0 0 0 % Образование Соцполитика Здравоохранение Нац. экономика Межбюджетные трансферты Общегосуд. расходы Культура и кинематография ЖКХ Физ-ра и спорт Нац. безопасность и правоохр. деят-тЬ Обслуживание гос. и муниц. долга Охрана окруж.среды Нац. оборона 28 21 21 12 8 3 2 2 2 1 0 0 0
Структура фактических расходов бюджета Пермского края по отраслям, % / Министерство финансов Пермского края

Самое значительное недофинансирование зафиксировано по отрасли «Социальная политика» — 3,5 млрд рублей. В основном оно сложилось за счёт строки «Социальное обеспечение населения» — 3,2 млрд рублей, это половина всех недополученных в прошлом году бюджетных средств.

Ещё 1,5 млрд рублей не были выделены по отрасли «Национальная экономика». В основном власти сэкономили на дорожном хозяйстве, на его содержание потрачено 7 вместо 8 млрд рублей. Остальное, несмотря на приоритет импортозамещения, недополучило сельское хозяйство.

Образование Соцполитика Здравоохранение Нац. экономика Межбюджетные трансферты Общегосуд. расходы Культура и кинематография ЖКХ Физ-ра и спорт Нац. безопасность и правоохр. деят-тЬ Обслуживание гос. и муниц. долга Охрана окруж.среды Нац. оборона 179.6 3,470.7 421.8 1,459.6 73.6 238.1 275 598.3 119.4 174.8 86.9 8.3 0 Сумма, млн руб. Образование Соцполитика Здравоохранение Нац. экономика Межбюджетные трансферты Общегосуд. расходы Культура и кинематография ЖКХ Физ-ра и спорт Нац. безопасность и правоохр. деят-тЬ Обслуживание гос. и муниц. долга Охрана окруж.среды Нац. оборона 179.6 3,470.7 421.8 1,459.6 73.6 238.1 275 598.3 119.4 174.8 86.9 8.3 0
Сумма недофинансирования, млн рублей / Министерство финансов Пермского края

Наименьший процент исполнения бюджетного плана зафиксирован по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство», и это уже стало тенденцией. В 2015 году бюджет исполнен на 74 %, в 2014-м — на 47 %, в 2013-м — на 64 %. В абсолютном значении на него потрачено 1,7 млрд рублей, это на 26 % меньше, чем расходы в 2014-м, всего за 2013-2015 годы отрасль получила на 4,5 млрд рублей меньше, чем было заложено в бюджете.

Образование Соцполитика Здравоохранение Нац. экономика Межбюджетные трансферты Общегосуд. расходы Культура и кинематография ЖКХ Физ-ра и спорт Нац. безопасность и правоохр. деят-тЬ Обслуживание гос. и муниц. долга Охрана окруж.среды Нац. оборона 99.4 86.5 98.1 89.4 99.1 93.5 89.4 73.7 94.6 82.2 81.5 91.3 99.9 % Образование Соцполитика Здравоохранение Нац. экономика Межбюджетные трансферты Общегосуд. расходы Культура и кинематография ЖКХ Физ-ра и спорт Нац. безопасность и правоохр. деят-тЬ Обслуживание гос. и муниц. долга Охрана окруж.среды Нац. оборона 99.4 86.5 98.1 89.4 99.1 93.5 89.4 73.7 94.6 82.2 81.5 91.3 99.9
Исполнение бюджетных расходов по отраслям, % к уточнённому плану на 2015 год / Министерство финансов Пермского края

Если говорить только о 2015 годе, то расходы по строке «Благоустройство» исполнены на 96 %, зато по строкам «Жилищное хозяйство» и «Коммунальное хозяйство» — на 74 % и 57 % соответственно.

Три из четырёх подпрограмм, действующих по отрасли ЖКХ, реализованы со значительным отставанием от бюджетного плана. Отставание сформировано в основном за счёт двух направлений. Финансирование по строке «Капитальный ремонт многоквартирных домов» осуществлено на 24 %, недофинансирование составило 92 млн рублей. Финансирование по строке «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» — на 39 %, недофинансирование — 2,1 млрд рублей.

Долги и дефициты

Разница между выполненным планом по доходам и недофинансированными отраслями позволила закончить бюджетный год с дефицитом не 10,4 млрд рублей, как это было запланировано, а 4,3 млрд рублей.

Тем не менее госдолг региона всё-таки увеличился на 57 % — с 12,5 до 19,6 млрд рублей. Основным трендом 2015 года была замена банковских кредитов на бюджетные: доля последних за 9 месяцев увеличилась с 16 % до 75 %. В перспективе это должно было привести к существенному снижению расходов на обслуживание госдолга региона, однако ситуация сложилась иначе. В течение последнего квартала сумма банковских займов резко выросла — в 4 раза, с 2,3 до 10 млрд рублей.

Кредиты кредитных организаций Кредиты из федерального бюджета Госуд. гарантии Пермского края Итого 10,400 1,995.4 69.1 12,464.4 На 01.01.2015 10,038.2 9,475.3 67.1 19,580.6 На 01.01.2016 Кредиты кредитных организаций Кредиты из федерального бюджета Госуд. гарантии Пермского края Итого 10,038.2 9,475.3 67.1 19,580.6 10,400 1,995.4 69.1 12,464.4
Динамика госдолга Пермского края, млн рублей / Министерство финансов Пермского края

В целом по итогам года сумма расходов на обслуживание госдолга Пермского края увеличилась по сравнению с 2014 годом в 3,4 раза — до 384 млн рублей.

Читайте по теме

#ПроектFAQ: Что означает рост госдолга Пермского края на 800 млн рублей?

Плановый рост

Обращает на себя внимание увеличение фонда оплаты труда чиновников и госслужащих. Сумма фактических трат по строке «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казёнными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами», по сравнению с 2014 годом, увеличилась на 7 %. Напомним, что в целом по региону фонд оплаты труда не изменился: небольшое увеличение среднего оклада компенсировано снижением численности занятых.

Более детально. Расходы по строке «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования» увеличились по сравнению с 2014 годом ровно на треть — до 178 млн рублей. Это соответствует бюджетному плану, расходы по этой статье выполнены на 99 %.

По строке «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» потрачено 488 млн рублей, увеличение расходов составило 8 %, выполнение плана — 97 %.

По строке «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» расходы увеличены на 2 % — до 177 млн рублей, исполнение плана — 99 %.

Рекомендуем почитать

Жилищные войны. История противостояния жителей Закамска и управляющей компании «ЗУК»

Максим Артамонов

Новое на сайте

Гормоны, социальные условия, стресс. Почему женщины чаще страдают депрессией

Редакция

Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире

Сергей Якупов

В Пермском крае из-за роста заболеваний коронавирусом приостановили плановую медицинскую помощь

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+